РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ЛИЧНОСТИ, В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ
И.Г. Пахалюк
учитель начальных классов
МОУ «Рыбницкая русская средняя общеобразовательная школа №8»
город Рыбница, Приднестровье
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, КАК ЛИЧНОСТИ, В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ
В статье рассмотрены основные направления развития творческих способностей учащихся в группе продлённого дня. Указаны основные цели в работе ГПД, направления по созданию условий для развития способностей учащихся.
Ключевые слова: творческие способности, группа продлённого дня, педагогическое влияние, направления работы.
В современном мире, когда большинство родителей одной из основных своих задач выбирают обеспечение материального благосостояния семьи и значительную часть времени заняты делами, выбор ими для своих детей занятия в группе продлённого дня как прогрессивной формы организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и духовного роста совершенно очевиден.
По государственным стандартам нового поколения школьное обучение рассматривается как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы успешно решать жизненные задачи, чтобы занять активную позицию уметь сотрудничать и работать в группе и т.д. Поэтому наряду с этим одной из основных задач современной школы стало развитие творческих способностей учеников, начиная с младшего школьного возраста.
Огромный вклад в теорию способностей внес отечественный ученый Б.М. Теплов. Он и предложил следующее определение понятия способности: «Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике»
Теперь и родители убедились ,не только педагоги, в том, что пребывание ребёнка в школьной группе продлённого дня помогает процессу становления личности, гарантирует его безопасность и здоровье (как физическое, так и нравственное). Ребёнок постоянно находится в зоне педагогического влияния.
Продлённый день – незаменимый потенциал воспитательного воздействия школы на ребёнка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы группы продлённого дня и максимального использования всех предоставляемых режимом продлённого дня возможностей. Решение этой задачи - дело весьма сложное, оно требует согласованных усилий всего педагогического коллектива, учителя и воспитателя.
Основное время в ГПД не должно поглощаться самоподготовкой, выполнением домашних заданий, а должно способствовать формированию общественной культуры – взращиванию самого себя, совокупности главных жизненных ценностей, способствовать развитию личностных качеств ребёнка, навыков общения, гуманистических привычек, творческих способностей.
Творческие способности – это, прежде всего: гибкость мышления, позволяющая быстро переключаться с одной идеи на другую. Оригинальность, выражающаяся в умении находить свежие решения. Любознательность – способность с любопытством воспринимать все новое. Смелость в достижении конечного результата, преодоление боязни ошибиться. Тяга к экспериментированию, созиданию нового.
Считаю, что оптимальные условия для развития творческих способностей младших школьников создаются в рамках интеграции учебной и внеурочной деятельности, что ярко прослеживается в условиях группы продлённого дня. Часы свободные от учебных занятий заполняются интересными делами, дающими выход творческой энергии детей, развивающими их креативные и познавательные способности, расширяющими кругозор и умение общаться. Проявление элементов творчества необходимо развивать у детей и в трудовой, и в игровой, и в учебной деятельности.
Пребывание ребенка в группе продленного дня создает условия для посещения младшими школьниками различных кружков и секций. Что способствует самовыражению детей и улучшению их коммуникативных навыков. Детям предлагаются различные формы деятельности, из которых каждый ученик может выбрать то, что ему больше нравится и что лучше получается (первое напрямую зависит от второго).
Конечно же, работа должна вестись планомерно и целенаправленно.
Целью работы по развитию творческих способностей младших школьников в группе продленного дня является: формирование творческой личности каждого обучающегося, развитие эстетического вкуса, обогащение внутреннего мира.
Чтобы достигнуть цели ставятся следующие задачи:
Создавать условия для развития художественного вкуса у детей.
Развивать культурное взаимоотношение детей в коллективе.
Знакомить детей с различными видами искусств: живопись, скульптура, архитектура, литература, театр.
Формировать у детей образную, выразительную, правильную речь.
Работа ведется по следующим направлениям: речевое развитие, изобразительное деятельность, театральная и музыкальная деятельность.
Для этого проводятся такие мероприятия: Загадки о школьных принадлежностях, «Город, в котором мы живём», «Какой я друг», Пословицы об учёбе, «Час загадок», «Всем советуем дружить», «Кто много читает, тот много знает», «Осень пришла» - беседа, изготовление поделок из природного материала, «Откуда книга пришла?», составление рассказа «Моя школа», «Моё имя», «Летят перелётные птицы», загадки светофора, «Наш город», «Осень – непогодушка», «Пословица недаром молвится», «Как и что мы говорим», «Учимся общаться», поделки из природного материала, «Как хорошо уметь читать», «Где работают мои родители?», клуб «Светофорик». рисунки по ПДД, «Читаем сказки», «Придумываем Новогоднюю сказку», работа с бумагой «Снежинки», составление рассказа-сравнения «Как зимуют дикие и домашние животные», клуб «Волшебные руки» (изготовление поделок из спичечных коробок), учимся разгадывать кроссворды.
Для эффективного развития творческих способностей в группе продлённого дня необходимо четкое, продуманное планирование всех направлений ее работы, а также комплексный, системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения обучающихся, посещающих группы.