Доклад на тему: Организация самоподготовки в группе продлённого дня


Организация самоподготовки в группе продлённого дня.
Самоподготовка – одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня.
Цель самоподготовки:
привить учащимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.
Задачи самоподготовки:
расширение границ учебной работы;
углубление содержания учебных предметов;
получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;
закрепление и повторение изученного на уроках материала;
упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;
развитие интереса к учению;
приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;
формирование исполнительских навыков.
Ведущие формы учебной деятельности на самоподготовке:
коллективная деятельность;
самостоятельная деятельность.
Педагог может варьировать различные формы учебной деятельности учащихся в процессе самоподготовки: индивидуальная самостоятельная работа, работа в парах и группах, управлять формами взаимодействия, сотрудничества учащихся в условиях учебного общения.
Организация учебной деятельности на самоподготовке предполагает регуляцию общения между учителем и учащимися, между учениками внутри группы, между учителем и одним учеником во время консультации и в ходе самостоятельной работы ученика с книгой, а также систематическую работу педагога по преодолению трудностей, с которыми сталкивается ученик при самостоятельном выполнении домашних заданий.
К этим трудностям можно отнести: неумение владеть приемами рациональной организации самостоятельной работы, распределить своё время;
отрицательное отношение к учебной деятельности, отсутствие интереса к учению,
непонимание целей, содержания домашних заданий;
общая неорганизованность и отсутствие достаточных волевых качеств.
Основные этапы самоподготовки:
подготовка детей к работе (организационный этап);
самостоятельное изучение материала;
самоконтроль и самооценка;
заключительный педагогический контроль.
Гигиенические требования к организации самоподготовки:
равномерная и достаточная освещенность всего помещения;
чистота оконных стекол;
недопустимость затемнения окон шторами, жалюзи, цветами;
использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей;
поддержание нормального температурного режима;
регулярное проветривание классной комнаты;
использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников;
недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели;
поддержание чистоты и порядка в классе, соблюдение школьниками личной гигиены;
сохранение у детей правильной позы во время работы;
проведение «физкультминуток», особое отношение к детям с ослабленным здоровьем;
устранение шумовых раздражителей;
предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.
Дидактические требования к самоподготовке:
Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.
Задания ученики выполняют самостоятельно.
Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимная оценка, оценка воспитателем).
Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.
Воспитательные требования к самоподготовке:
отказ от применения каких-либо мер наказания;
использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;
содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе;
недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме;
разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме;
терпимое отношение к промахам учащихся во время работы;
привлечение «сильных учащихся» к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
Организация выполнения домашних заданий:
В плане воспитателя обязательно должна быть связь с уроком (1-я половина дня) - кто, что не усвоил на уроке, кому, в чем нужна помощь.
Анализ домашнего задания:
- Что задано? (Докладывает ответственный или староста группы.)
- Какие трудности встретили при выполнении домашнего задания?
Обоснование трудностей выполнения, т.е. какие правила, схемы и другие виды заданий надо выполнить, повторить, чтобы правильно выполнить задание.
Выполнение (самостоятельно).
Индивидуальный подход воспитателя (помощь тем, кто в ней нуждается). Можно, и нужно, использовать взаимопомощь учащихся.
Во время самоподготовки учащиеся друг другу помогают (но не списывают).
Итоги выполнения домашних заданий:
Кто ошибся?
Как исправить?
Подготовка домашних заданий – один из наиболее ответственных режимных моментов, вызывающих у воспитателя ГПД ряд сложностей и вопросов. Состав группы продлённого дня разновозрастной, следовательно, объём домашнего задания, скорость его выполнения у каждого ребёнка различные. Воспитателю необходимо учитывать уровень общих учебных навыков и умений учащихся, уровень навыков самостоятельной работы, возрастные и индивидуальные особенности детей.
Актуальным является вопрос: как правильно организовать самоподготовку, включить в эту деятельность всех воспитанников ГПД?
Опыт работы с детьми показывает, что дети включаются в деятельность, если задание ими воспринимается как интересное. Отсюда следует вывод – преподнести детям самоподготовку не как обязательный режимный момент, а как занятие, вызывающее интерес и несущее позитивный настрой. Как это реализовать?
Самоподготовка в ГПД носит организационную форму учебной деятельности по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в процессе которой целенаправленно формируются навыки самостоятельного учебного труда, что является главнейшей целью самоподготовки.
Для получения положительных результатов по формированию у воспитанников навыка самостоятельного умственного труда использую методы, направленные на развитие познавательного интереса. С этой целью в ходе самоподготовки применяю различные методы, приёмы, средства обучения и их сочетания. Рассмотрим некоторые из них.
На всех этапах самоподготовки провожу работу по активизации познавательного интереса:
- Развитие и стимуляция познавательного интереса на всех этапах самоподготовки.
- Меры по профилактике утомления ребёнка и как следствие, - потеря интереса к деятельности (физ. минутки, динамические музыкальные паузы и т.д.).
- Меры, направленные на достижение получения ребёнком удовлетворения от проделанной им работы (метод поощрения, аргументированной оценки деятельности).
Рассматривая самоподготовку по предметам как своеобразную форму организации учебной деятельности в условиях продленного дня, выделяю основные структурные элементы:
а) организация начала самоподготовки;
б) подготовка к самостоятельной работе;
в) самостоятельная работа детей;
г) самооценка, взаимопроверка, оценка работы;
д) подведение итогов работы.
Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент. Дети довольно быстро включаются в работу, так как знают, что рациональное использование времени, отведённого на самоподготовку, позволит выполнить все домашние задания в срок.
Для создания положительного эмоционального настроя на самом начальном этапе самоподготовки непосредственно перед выполнением домашнего задания провожу эмоционально волевую установку. Содержание текста может быть различным, но смысл один – настроить детей на успех, помочь поверить в свои силы. Таким образом, постепенно подготавливаю детей к самостоятельной умственной работе.
Использование элемента соревнования помогает детям активней включиться в деятельность. При этом дети не просто выполняют учебное задание, а стараются сделать его аккуратно, без ошибок и исправлений.
Следующий этап самоподготовки –
подготовка к самостоятельной работе, которая не должна занимать много времени. Уместна в данной ситуации фронтальная форма организации учебной деятельности детей. Надо выбрать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учётом особенностей разновозрастной группы.
После эмоционального настроя и инструктажа дети готовы спокойно выполнять домашние задания.
Самостоятельная работа
– самый трудный для детей этап самоподготовки, во время которого ребята самостоятельно должны выполнить домашнее задание. На этом этапе формируются навыки самостоятельного умственного труда. Во время самостоятельной работы стараюсь держать в поле зрения каждого ученика, чтобы вовремя заметить трудности, так как ребёнок не всегда сам просит помощи воспитателя. Оказанная помощь помогает предотвратить возникновение у ребёнка волнения, тревоги, потери интереса к деятельности. Поэтому применяю такие формы работы, как самостоятельная работа учащихся, работа в парах, помощь консультантов.
Помощниками - консультантами назначаются ребята, которые имеют хорошие знания и оценки по предмету, быстро и качественно справляются с домашним заданием и готовы помочь другим ребятам при самоподготовке. Все вопросы, которые непонятны учащимся по тому или иному предмету, они могут адресовать консультанту, однако воспитатель, так или иначе, контролирует правильность их ответа на интересующий учащихся вопрос.
Не сбрасывается со счетов и такой приём работы на самоподготовке, как взаимопомощь. Но она должна быть до определённых пределов. Нельзя допускать просто списывания. Более слабых учеников, контролирую сама. Предлагаю повторить правило, прочитать задание и подумать, как применить правило к конкретному заданию, просмотреть классную работу с аналогичным заданием.
Очень важным моментом на самоподготовке является проведение пауз для отдыха детей для снятия статического напряжения мышц (рук, плечевого пояса, туловища, ног). Поэтому занятия чередую с динамическими паузами, проведением физкультминуток для глаз. Момент проведения физкультминутки или динамической паузы определяю сама по состоянию детей.
Следующий этап самоподготовки – проверка работы.
На этапе контроля выполнения домашнего задания применяю различные его виды:
- Самоконтроль.
- Взаимоконтроль.
- Контроль воспитателя.
Очень полезно установить в группе такой порядок: выполнил задание, внимательно проверь его сам. Если позволяет время, можно рекомендовать взаимопроверку, т.е. любое задание учащиеся проверяют друг у друга. Это способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и к товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе. Оцениваю внимательность, старательность, самостоятельность. Даже, если у ребёнка были ошибки, стараюсь поддержать его стремление к деятельности. Кроме того, дети сами могут оценивать результаты своей работы.
Задача воспитателя – построить работу так, чтобы все ребята подошли к итогу самоподготовки с хорошим настроением, положительными эмоциями. Это залог успешной, заинтересованной работы детей в дальнейшем.
У детей разный темп выполнения заданий. Ребят, быстро справляющихся с работой, не загружаю дополнительными заданиями. (Такой приём, зачастую называемый средством, развивающим познавательные способности учащихся, на самом деле подавляет у них интерес к учебе.) Вместо этого предлагаю ребятам выбрать занятие по своему вкусу: чтение, рисование, настольные игры.
Заключительным этапом самостоятельной работы учащихся является подведение итогов.
Говоря о работе группы продлённого дня, нужно отметить, что выполнение домашних заданий является наиболее важным моментом в организации режима детей. Обычно во время самоподготовки детей я стараюсь создать доброжелательные отношения в коллективе, чтобы сильные ученики, если надо, помогали слабым, чтобы тот, кто закончил выполнение задания, не мешал тем, кто ещё работает.
Описанные выше методы и приёмы работы позволяют разнообразить ход самоподготовки, способствуют профилактике переутомления, способствуют развитию познавательного интереса, его сохранению на всех этапах работы, что служит средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности.