Организация самоподготовки в группе продленного дня
Организация самоподготовки в группе продленного дня
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.
Самоподготовка - одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога-воспитателя.
Цель самоподготовки – расширять, закреплять и систематизировать знания детей, научить пользоваться справочниками, словарями и дополнительной литературой, воспитывать навыки самоконтроля, самоорганизации. При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках, и упражнения в их практическом применении.
Перед самоподготовкой в группе обычно ставится ряд конкретных задач:
- расширение границ учебной работы;
- углубление содержания учебных предметов;
- получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;
- закрепление и повторение изученного на уроках материала;
- упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;
- развитие интереса к учению;
- приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;
-формирование исполнительских навыков.
Самоподготовка - это не урок. В отличие от урока эта форма обучения, несмотря на то, что она организуется не в домашних условиях, а в школьных, содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется самостоятельными учебными действиями учеников.
В дополнение к уроку в школьных группах продленного дня она становится второй основной формой обучения.
Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции.
Образовательные функции:
1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы.
2.Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются в целом все психические
процессы.
3.Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соразмерения возможностей.
4.Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.
5.Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении.
Воспитательные функции:
1.Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудиться в соответствии с гигиеническими требованиями.
2.Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учению.
3.Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.
4.Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.
По характеру приготовления домашних заданий самоподготовка может протекать для разных категорий учащихся в разных видовых состояниях, которые определяются степенью самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий. Каждое состояние может быть охарактеризовано следующим образом.
Характеристика состояния учащегося на самоподготовке:.
Активно-самостоятельное
Не требует никакого вмешательства воспитателя, так как учащиеся хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, располагают возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делают без помощи воспитателя. Вмешательство воспитателя может перевести самоподготовку детей в другое состояние.
Зависимо-самостоятельное
Возникает тогда, когда ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на реакцию воспитателя. Он как бы ставит свою работу в зависимость от мнения, оценки воспитателя. В его действиях присутствует элемент неуверенности, хотя он выполняет задание с интересом и даже с увлечением.
Принудительно-исполнительское
Появляется в группе у той категории школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он указывает и пути, и средства решения задачи. Учащиеся при этом не проявляют особой заинтересованности в работе. Стараясь отвести от себя неприятные последствия при неуспешном выполнении задания, они обращаются за помощью к воспитателю, всячески привлекают его внимание. Лишившись внимания педагога, они стремятся воспользоваться помощью сильных учеников, но если ее нет, то никогда не проявляют воли к дальнейшему продолжению работы. У этих детей укореняется привычка действовать по принуждению извне.
Бесконтрольно-исполнительское
Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушают иллюзию учеников, что такая деятельность может удовлетворить педагога. Это состояние временное и преходящее. Нельзя допускать, чтобы оно длительное время существовало. Иначе в отношении учеников к учебе появятся элементы формализма, которые сведут на нет их активность в учении.
Самопроизвольное
Проявляется в учебной деятельности некоторых учащихся следующим образом: "хочу учу, не хочу- не учу"; "нравится- работаю, не нравится- не работаю"; "легко - сделаю, трудно- не буду". Эта группа учеников доставляет воспитателю не меньше тревог, чем указанная выше. Перевести самопроизвольное состояние самоподготовки в другое весьма трудно. Потребуется длительная, кропотливая работа по искоренению склонности детей заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями.
Ориентируясь в проявлениях этих состояний, воспитатель сможет лучше согласовать и соразмерить воздействия на своих подопечных во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности учащихся. В этом ему помогает педагогическое предвидение процесса изменений, происходящих в характере учеников, и конечного результата своей воспитательной деятельности.
Обеспечение нормального хода самостоятельной работы опирается на соблюдение определенных требований в структуре ее организации. Основными этапами самоподготовки являются:
- подготовка детей к работе (организационный этап);
- самостоятельное изучение материала;
- самоконтроль и самооценка;
- заключительный педагогический контроль.
На сегодняшний день не утратили своей актуальности основные гигиенические, дидактические и воспитательные требования к организации самоподготовки в ГПД.
К основным гигиеническим требованиям относятся:
1.Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.
2.Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца.
3.Чистота оконных стекол.
4.Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко растущими деревьями.
5.Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.
6.Поддержание нормального температурного режима.
7.Регулярное проветривание классных комнат.
8.Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников.
9.Недопустимость эксплуатации вышедшей из строя мебели.
10.Влажная уборка помещения перед самоподготовкой.
11.Поддержание чистоты и порядка в классе.
12.Соблюдение школьниками личной гигиены.
13.Сохранение у детей правильной позы во время работы.
14.Проведение "физкультминуток".
15.Особое отношение к ослабленным болезнью детям.
16.Устранение шумовых раздражителей.
17.Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.
Дидактические требования к самоподготовке:
1.Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.
2.Задания ученики выполняют самостоятельно.
3.Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
4.Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы (самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).
5.Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.
6.Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.
К воспитательным требованиям относятся:
1.Отказ от применения каких-либо мер наказания.
2.Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.
3.Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.
4.Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.
5.Разъяснение ведется в крайних случаях и в ограниченном объеме.
6.Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
7.Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости школьников.
Воспитатель группы продленного дня, руководствуясь указанными требованиями во время самоподготовки, сможет поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок.
Рабочий шум вполне допустим в группе и не мешает плодотворной работе учеников. Не следует требовать на самоподготовке идеальной тишины, естественно, что и не должно быть громкого разговора и даже замечаний воспитателя, чтобы не отвлекать внимание всех детей. Каждый ребенок работает самостоятельно, не мешая товарищам, и в то же время дети могут обраться к воспитателю в случае необходимости.
Домашние задания в разновозрастной группе задаются разные по сложности и по объему. Организовывается самоподготовка так, чтобы дети не мешали друг другу. Учащиеся вторых классов справляются с домашним заданием раньше, их можно усадить поближе к себе и предложить несколько видов деятельности:
лепка
рисование
раскрашивание
работа с бумагой
чтение книг
игра в шашки и другие настольные игры.
Для старших детей, чтобы в классе было меньше шума, есть различные памятки:
для решения задач;
выполнение упражнений;
правила списывания с печатного текста.
Эти памятки вывешиваются на стенде или раздаются индивидуально ученикам.
Учащиеся второго класса начинают самостоятельно работать с учебниками. В начале учебного года больше времени уделяется им, так как нужно научить ребенка самостоятельно прочитывать задание, понять его и приступить к выполнению. Каждый ребенок в группе работает самостоятельно, не мешая товарищу. В то же время разрешается обращаться к учителю в случае необходимости. В процессе самоподготовки необходимо научить детей правильно распределить время на выполнение работы. Когда дети, выполнившие домашнее задание, расходятся на различные кружки, остается время для индивидуальных занятий со слабыми учащимися. Индивидуальная работа с учениками носит иногда эпизодический характер, иногда проводится в системе в течение длительного времени. Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение основного задания можно положить на стол яркий конверт с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом. Можно позволить самому избрать вид отдыха, побывать в библиотеке, прочитать книги, порисовать.
Следующий этап самоподготовки – самооценка, взаимопроверка, оценка работы. Прежде, чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает растущего человека контролировать свои действия. Учащиеся, которые готовят домашнее задание быстро и качественно, назначаются помощниками педагога или консультантами. Консультанты помогают товарищам найти ошибки и исправить их, слушают выученное правило, стихотворение, пересказ текста. Детям постарше особенно нравится проверять домашнее задание у младших ребят.
При организации работы при проверке устных домашних заданий ребятя объединяются в группы по классам. Варианты:
Один ученик отвечает, его все слушают, вся группа оценивает ответ;
Каждый отвечает старшему по группе;
Отвечают друг другу;
Взаимопроверка.
Это способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе. К взаимопроверке привлекаются все учащиеся одного класса.
Для формирования навыков самоконтроля необходимо приучить ребенка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по чтению, окружающему миру. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки: обратное вычисление; выполнил упражнение – повтори еще раз правило и сравни свои записи с образцом в учебнике; расскажи прочитанное, не заглядывая в учебник, по плану, по опорным словам, используя таблицу; спроси себя, выучил ли ты так, чтобы самому понравилось.
В некоторых случаях полезно организовать взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и к товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе.
Необходимым этапом самоподготовки является подведение итогов работы. Здесь воспитатель дает оценочное суждение работ каждого учащегося, отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных, отмечает тех, кто работал самостоятельно, мало обращался за помощью и выполнил все правильно, демонстрирует аккуратно выполненные работы.
Рефлексия (“Все в твоих руках”)
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
Мизинец – для меня было недостаточно.
Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывая весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Совместно с учителем он осуществляет единые требования к устной и письменной речи детей.
Одним словом, к организации самостоятельной работы детей в группе продлённого дня воспитатель должен подходить творчески, а не следовать какой-то заранее заученной системе или копировать урок.