Урок русского языка Правила переноса слов(1 класс, Школа России)


Урок русского языка 1 класс
УМК «Школа России»
Тема: Правила переноса слов
Цель: познакомить  с правилами переноса слов.
Планируемые результаты:
Личностные: интерес к изучаемому материалу, культура речевого общения и поведения при работе в паре
Предметные: учащиеся научатся делить слова на слоги
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать тему урока, цель деятельности на уроке;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Ход урока
Организационный момент. Проверка готовности к уроку
Прозвенел звонок. Начинается урок.
- Проверьте, все ли у вас готово для работы: учебник русского языка, тетрадь, письменные принадлежности. Все ли на своих местах?
Улыбнитесь друг другу. Начинаем урок.
Актуализация знаний
Отгадайте загадки. Определите количество слогов в словах-отгадках.
На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил.
(Радуга)
Вот по нему мчится конь –
Из-под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит.
(Гроза)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Пока он не пройдет.
(Дождь)
По небесам оравоюБегут мешки дырявые,
И бывает иногда: из мешков бежит вода.
(Тучи)
Мотивация
- Какую тему изучали на прошлом уроке? Чему учились?
(Тема: Слово и слог. Мы учились определять сколько в слове слогов.)
- Как определить количество слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
Самоопределение к деятельности
(Запись предложения под диктовку)
Дедушка купил внуку подарок.
(Один ученик записывает предложение на доске. Слово подарок не помещается полностью на строке. Возникает проблема).- Что нужно делать, если слово полностью не входит на строку? (Перенести на другую строку).
- А как можно перенести слово на другую строку?
- Назовите тему урока. (Перенос слов)
- Определите цель нашего урока. (Научиться переносить слова.)
- По какому плану будем работать? (Узнаем правила, поупражняемся в переносе слов, будем учиться применять новое знание при письме предложений.)
Открытие нового знания
1. Беседа по теме урока
- Как же нам перенести слово? (Дети: при переносе слова его надо поделить на 2 части. Мы уже умеем делить слова на части – на слоги. Значит, можно предположить, что  слово надо переносить по слогам.)- То есть, как можно перенести слово подарок? (по-дарок, пода-рок)
- Давайте проверим. Запишем предложение.
По небу плывет пушистое облако.
(Учащиеся записывают.)
- Разделите каждое слово на слоги
(Учащиеся карандашом проводят вертикальные линии.)
- Вот так можно перенести слова с одной строки на другую.
По не-бу плы-вет пушис-тое об- лако.)
2. Правило переноса слов
- Сформулируйте по записи на доске правило переноса. ( Чтобы перенести слово с одной строки на другую, надо разделить слова на слоги.)
( Учитель предлагает прочитать правило переноса в стихах и запомнить его.)
Перенос веди толково,
Чтобы дело шло на лад,
Раздели на слоги слово
Как на дольки шо-ко-лад.
Первичное закрепление
1. Задание. Раздели слова для переноса. (Дети получают карточку для самостоятельной работы.)
Арбуз, армия, полка, земля, красный, сладкий, храбрый, Денис, гроза.
(Фронтально разбираются 3 слова; следующие три слова разбираются в парах; следующие 3 слова – самостоятельно._Проверка по образцу.
Ар – буз, ар – мия, пол – ка, зем – ля, крас – ный, слад – кий, храб – рый, Де – нис, гро – за
Физкультминутка
2. Проблемный вопрос
- Можно ли перенести с одной строки на другую слово кит? (Нет, т.к. в слове кит 1 слог.)
- Можно ли перенести слово осень? (2 мнения: можно: о-сень; нельзя: 1 буква на строке не остается.)
- Послушайте стихотворение и сделайте вывод.
Мы изучали перенос,
Вот как слова я перенес:
Едва я перенес:
Е-два,
И получил за это «два»,
Укол я перенес:
У-колИ получил за это «кол»,
Опять я перенес:
О-пять,
Тепер, наверное, будет «пять»?!
- Так получит мальчик оценку «пять»? (Нет.)
- Почему? Объясните. (Из стихотворения мы поняли, что одну букву нельзя оставлять на строке.)
(На доске появляется второе правило переноса.)
Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строчку.
- Придумайте подобные слова, которые нельзя переносить. ( Аня, Оля, ежик, оса и т.д.)
Применение нового знания
1.Работа по учебнику : стр. 37 упр. 3.
- Упражнение в делении слов для переноса.
- Посмотри, как разделены слова для переноса.
Колоколь-чик, ро-машка, васи-лек.
- А как можно еще перенести эти слова с одной строки на другую? Напиши любое слово столько раз, сколько есть способов переноса этого слова.
Образец: Ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик.
(Учащиеся выполняют на доске и в тетрадях с объяснением и проговариванием правила.)
Закрепление изученного материала
- Чтобы убедиться, что мы овладели новыми знаниями, что вы должны выполнить теперь? (Самостоятельную работу.)
1. Выборочный диктант
- Из каждой пары слов выбери только одно слово, которое можно переносить.
Ольга – Оля, Ирина – Ира, Петр – Петя, елка – ель, шары – шар
(Взаимопроверка после выполнения задания.)
2. Верно ли поставлен знак переноса:
Ст – ол, ру – ки, ма – лина, пена – л, у – рок, ст – риж(Проверка по образцу.)
3.Творческое задание
(На доске запись)
КЕРА
НИКГА
-Составьте из букв слова и разделите их для переноса.
Рефлексия. Итог урока
(На доске записаны слова)
Сосна, звук, птица, рыба.
- Назовите лишнее слово. Докажите.
- Какую цель мы поставили на уроке? (Научиться делить слова для переноса.)
- Достигли мы ее? (Достигли.)
- Как это доказать? (Знаем правила.)
(Рассказывают изученные правила)
- Оцените свою деятельность на уроке.
( На доске с помощью веселых и грустных Смайликов)
Сегодня на уроке я…узнал (а), запомнил (а), что…