Урок русского языка в 1 классе по теме Правила переноса слов
Урок русского языка в 1 классе. Тема: Правила переноса слов.
Цель: Изучение правил переноса слов.
Планируемые результаты:
Предметные : переносить слова с одной строки на другую по алгоритму
Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
УУД: Р: определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя; учится работать по предложенному учителем плану
П: использует знаково-символические средства при оформлении правил переноса; делает выводы о результате совместной работы класса и учителя; составляет алгоритм под руководством учителя
К: слушает и понимает речь других , договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Ход урока:
Орг. момент.
Взаимное приветствие друг друга, а также присутствующих гостей.
Минутка чистописания.
- Посмотрите на слова и определите написание какой буквы мы сегодня повторим.
На доске (на экране)
Яшашьюкарандашшью- Дайте характеристику звука, обозначаемого буквой «ш».
- Дайте графический анализ буквы ш (из каких элементов состоит).
- С какой особенностью буквы ш мы познакомились на уроках обучения грамоте? (буква «ш» никогда не встречается с буквой ы, отсюда следует правило – жи-ши пиши с буквой и)
- Показали как правильно работаем во время письма – посадка, положение тетради, положение руки.
III. Актуализация знаний.
- Посмотрите ещё раз внимательно на слова и причитайте слово, в котором есть:
1. ь – разделительный
2. ь обозначает мягкость согласного звука
3. есть хитрые звуки и буквы (Яша) Почему они хитрые?
4. Слово состоит из 3-х слогов
5. слово состоит из 2-х слогов
6. односложные слова
- Какие знания нам сейчас понадобились?
- Как проверить правильно ли подсчитали слоги?
_Прочитайте ряд слов
на доске (экране) слова:
Л..сица, п..нал, к..р..ндаш, в..р..бей, в..рона, ру..кий ..зык
- Что объединяет все эти слова? (словарные)
- Я считаю, что все эти слова двусложные. Кто со мной согласен?
- Почему ты считаешь, что я права (не права)?
- Какое задание можно выполнить со словами? (списать, вставить и подчеркнуть орфограммы, разделить на группы, найти лишнее и т.д.)
- Давайте выполним задание: найти лишнее слово. Какое по вашему мнению слово лишнее? (русский – есть удвоенная согласная)
- Уберём лишнее слово и запишем остальные слова, объясняя остальные слова, объясняя орфограммы (учитель пишет на доске таким образом чтобы слово не поместилось на строку)
- Что же делать?
- Что значит перенести?
- Поработайте в парах и подумайте, как можно перенести слово?
- Какие варианты вы предложите?
- Задание было одно, а вариантов много и все разные? Как нам быть?
- Какая тема урока? (тема появляется на доске (экране))
- В каком числе стоит слово правила?
- О чём это может нам говорить?
- Действительно этих правил несколько и вы сами попробуете их открыть.
- Какие задачи поставим перед собой?
Задачи появляются на доске:
Открыть правила переноса
Научиться переносить слова
IV.Построение нового способа действия.- Далее вы будете работать в группах (деление на группы проведено до урока). В каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль? Основные правила работы в группе?
- У каждой группы есть лист, на котором зашифровано правило. План работы такой (на доске):
1. Прочитать слова.
2. Обратить внимание на выделенные буквы.
3. Посмотреть, где стоит знак переноса.
4. Сформулировать правило переноса слов.
(во время работы групп учитель помогает строить гипотезы)
1-я группа ТО-ПОРКА-РАН-ДАШ
Вывод: выделены гласные буквы, знак переноса стоит между слогами, значит, слово переносится по слогам.
2-я группа КАС-САТОН-НА
Вывод: если две одинаковые буквы стоят в середине слова, то знак переноса ставится между ними
3-я группа: КОНЬ-КИЗАЙ-КАПОДЪ-ЕЗД
Вывод: ъ, ь, й, стоящие в середине слова не отрываются от предшествующего слога, знак переноса стоит после них.
4-я группа: ОБЕДЕЩЁКРАЯ
Вывод: нельзя переносить одну букву на другую строчку
5-я группа: СОНТОКЛУКСТРАХ
Вывод: слова переносятся только по слогам, слова состоящие из одного слога не переносятся
- Сколько правил мы открыли?
- Сравним наши открытия с тем, что предлагают нам авторы учебника.
- Сформулируем алгоритм действий для переноса слова.
1) Читаем слово.
2) Делим на слоги
3) Вспонимаем, какое правило переноса подходит
4) Записываем слово с переносом.
- Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Как же мы перенесём это слово?
V. Первичное закрепление нового способа действия.- Работаем по заданию учебника с. 38 упр. 5.
- О каком растении идёт речь?
- Найдите ответ в толковом словаре на с. 138 учебника.
- Что такое верба?
- С чем автор сравнивает весенние почки вербы?
- Озаглавьте текст.
- Спишите последнее предложеие.
- Пришлось ли вам при записи этого последнего предложения применить правило переноса слов с одной строки на другую?
VI. Рефлексия.
- Какое открытие мы сегодня сделали?
- Для чего нам понадобились эти правила?
- Как нам удалось открыть правила?
- Что понравилось на уроке?
- Оцените себя по шкале.