Исследовательская работа по технологии В мире головных уборов
МОУ «Вепрёвская ООШ имени Ф.В. Морина
Сонковского района Тверской области»
Исследовательская работа
по технологии
«В мире головных уборов»
Участники: обучающиеся 5 класса
Корнилова Вера
Корнилова Юля
Кузнецов Матвей
Курников Денис
Седов Илья
Шилова МаргаритаНаучный руководитель:
учитель технологии, Шилова Евгения Борисовна
Вепрь, 2014
Оглавление
Введение.
Актуальность выбора темы.
Цели и задачи работы.
Планирование работы
Основная часть.
История головных уборов.
Создание энциклопедии головных уборов.
Классификация головных уборов.
Гигиенические требования.
Размеры головных уборов.
Профессии.
Социологический опрос.
Проведение опытов.
Изготовление головных уборов.
Наша коллекция головных уборов.
Заключение.
Список источников и литературы.
Введение
ПРОБЛЕМА: Для чего нужно так много разных головных уборов? (Слайд 2)1.1 АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБОРА ТЕМЫ.
Исследовательская работа «В мире головных уборов» посвящена изучению истории возникновения головных уборов, их разнообразия и значения в жизни человека.Выбор темы вызван интересом к темам «История одежды» и «Виды одежды», которые изучаются учащимися 5 класса на уроках технологии в 3 четверти, а также к головным уборам сказочных персонажей, персонажей мультфильмов и кинофильмов.
Многие головные уборы со временем утрачивают своё существование, на их место приходят другие.Отсутствие головных уборов в холодное время года, а так же на сильном солнцепеке пагубно влияет на здоровье как взрослых, так и детей. 1.2 Цели и задачи работы.
ЦЕЛЬ: Исследовать историю возникновения головных уборов и их значение в жизни людей. (Слайд 3)ЗАДАЧИ: 1. Познакомиться с разнообразием головных уборов, их (Слайд 4)названиями и назначением.2.Классифицировать головные уборы по их назначению.3.Исследовать, сравнить и выделить основные признаки различных головных уборов.4.Провести опыты с целью знакомства со свойствами различных материалов: ткани, бумаги, соломы, меха, кожи, пластмассы, металла.5.Сделать выводы о возможности использования данных материалов (Слайд 5) для изготовления различных головных уборов.6.Провести опрос людей с целью выяснения, какие головные уборы они предпочитают носить в разное время года.7.Изготовить несколько головных уборов для коллекции.
8.Сделать энциклопедию головных уборов.1.3 Планирование работы. Работу над проектом мы спланировали следующим образом:ЦЕНТР КНИГИИстория возникновения различных головных уборов. Чтение энциклопедической литературы, рассказов о профессиях, сказок (с целью пополнения знаний о разнообразии головных уборов, их названиях и назначении). Знакомство с названиями головных уборов и материалами, из которых они изготавливаются.
ЦЕНТР РЕЧИСоставление энциклопедии головных уборов.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР1 Выделение и сравнение признаков различных головных уборов.2 Классификация головных уборов.
3 Социологический опрос.
ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ 1 Знакомство с деталями головных уборов, с их назначением и способами соединения деталей при изготовлении объемных головных уборов.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР1 Рассматривание и сравнение различных материалов (бумаги, ткани, пластмассы, металла).2 Проведение опытов с целью знакомства с различными свойствами этих материалов: намокает, рвется, мнется, гладится. Их можно соединить степлером, сшить, склеить.ЦЕНТР ИСКУССТВ «Творческая мастерская»Изготовление головных уборов.
Основная часть
2.1 История головных уборов.
Читая сказки, рассматривая иллюстрации к ним, просматривая мультфильмы, мы обратили внимание на разнообразие головных уборов персонажей.Нас заинтересовало: давно люди стали носить головные уборы? Для чего они служат? Какие головные уборы существовали раньше и существуют теперь? Ответы на все вопросы мы стали искать в энциклопедиях.Мы узнали, что слово «шляпа» образовано от французского слова «шап» - «покрышка». Согласитесь, действительно, головные уборы покрывают голову.
С давних времен головной убор был наделен магическими свойствами. Он считался символом власти, успеха, знатности и богатства.В Древнем Египте (Слайд 6) только фараон мог носить большой плат, на который надевалась корона. Все остальные носили парики. Чем знатнее был человек, тем больше был его парик и пышнее локоны.В Древней Греции (Слайд 7) и мужчины, и женщины ходили с непокрытой головой. (Слайд 8) И только во время путешествий надевали фетровую шляпку с маленькими полями. В Средние века (Слайд 9)головные уборы становятся украшением и предметом роскоши. Дамы и мужчины носят генин – высокий конусообразный убор. На Востоке (Слайд 10) носят тюрбан (чалму) – материю, которой повязывают голову.В Европе (Слайд 11) появился чепец, который сначала использовали во время сна и купания. Носили чепец и мужчины, и женщины. В России (Слайд 12) носили кокошники, фуражки, платки.2.2 Создание энциклопедии головных уборов. Чтобы запомнить трудные названия головных уборов и уметь отличать их друг от друга, мы составили энциклопедию головных уборов. Каждому головному убору в этой энциклопедии отводится одна страница, на которой есть название головного убора, его изображение (одно или несколько) и краткое описание.
2.3 Классификация головных уборов.
Мы узнали, что все головные уборы можно классифицировать по разным признакам:
по половозрастному признаку (Слайд 13) на мужские, женские и детские.
по сезону – (Слайд 14) весенние, летние, осенние и зимние.
Летние головные уборы предохраняют голову от солнца и являются важным дополнением к костюму; для них используются всевозможные материалы и украшения - легкие ткани, ленты, кружева, цветы и другие.
по назначению – (Слайд 15) повседневные, производственные, спортивные и форменные, национальные.
Повседневные головные уборы должны быть простой формы и удобными в носке. Их изготавливают из фетра, кожи, меха, пальтовой или костюмной ткани, а также из нитей, соломки, тесьмы и т. д.
Производственные головные уборы являются средством индивидуальной зашиты и должны предохранять человека от воздействия вредных производственных факторов, от загрязнения. Их форма и материал должны сочетаться с теми условиями, в которых трудится человек. Это уборы для шахтеров, сталеваров, пожарников, лесорубов, нефтяников и рабочих других специальностей. Спортивные головные уборы различают в зависимости от вида спорта: для пловцов, лыжников, конькобежцев, автогонщиков, велосипедистов и др. Их формы и материалы очень разнообразны.
Форменные головные уборы являются частью обмундирования для людей разных родов службы (солдат, офицеров, милиции, железнодорожников, стюардесс и авиаторов и т. д.). Эти головные уборы бывают военные и гражданские, повседневные и парадные. Их форма, цвет и материалы зависят от родов служб и определяются соответствующими ГОСТами.
по материалу – (Слайд 16) на тканевые, фетровые, меховые, соломенные, трикотажные, кожаные, перьевые и другие.
по способу изготовления - на шитые, валяные, плетеные, вязаные, прессованные и другие.
по видам - на кепи, фуражки, шапки, шляпы, береты, панамы, жокейки, матроски, тюбетейки, чепчики, капоры, пилотки, ушанки, папахи, шлемы, башлыки и другие.
Гигиенические требования
Гигиенические требования к головным уборам характеризуются такими показателями свойств как:
воздухопроницаемость,
паропроницаемость,
гигроскопичность,
теплозащитная способность.
Эти требования тесно связаны со свойствами материалов для головных уборов, как основных, так и прокладочных и подкладочных.
2.5 Размеры головных уборов. (Слайд 17)
Головные уборы изготовляются следующих размеров: для взрослых – 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61 и 62; для детей школьного возраста –50, 51, 52, 53, 54, 55 и 56; для детей дошкольного возраста –47, 48, 49, 50, 51, 52, 53 и 54. Размеры определяются длиной окружности головы, выраженной в см и измеряемой по самой выпуклой затылочной части и середине высоты лба.
2.6 Профессии
Читая книги о людях разных профессий, мы узнали, что некоторые из них носят на рабочем месте специальные головные уборы. Для чего?
(Слайд 18) Повара, продавцы, пекари, кондитеры, врачи носят головные уборы в гигиенических целях.(Слайд 19) Пожарные, автогонщики, строители и люди других опасных профессий надевают головной убор для защиты головы от травм, ударов, несчастных случаев.
(Слайд 20) В головном уборе обязаны работать люди, которым это указано в инструкциях по выполнению данных видов работ: повар/пекарь, строитель, врач/хирург, шахтер, продавец, полицейский, пожарный, сварщик.
(Слайд 21) Манекенщицы, модницы носят головные уборы для украшения, красоты, следуя законам моды.
Мы поинтересовались, а какие головные уборы в моде этой весной и этим летом.
Это козырёк, шляпа канотье, (Слайд 22) шляпы с квадратными полями, береты, бейсболки, (Слайд 23) повязки, кепки и кепи, шляпы в азиатском стиле и шляпа торшер.2.7 Социологический опрос
Беседуя со взрослыми и детьми, мы выяснили, что зимой люди носят теплые головные уборы для сохранения тепла, защищая голову от холода. Летом, на солнцепеке, прикрывают голову легким головным убором, чтобы избежать солнечного удара. Значит, любой головной убор, в любое время года предохраняет голову, сохраняя здоровье его хозяину или хозяйке.
Чтобы узнать какие головные уборы предпочитают учащиеся Вепрёвской школы и некоторые жители нашего поселения, мы провели социологический опрос. (Слайд 24)
Рейтинг популярности летних головных уборов среди школьниковЧисло опрошенных – 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек) (Слайд 25)
Мы выяснили, что самыми популярными головными уборами среди детей в тёплое время года являются панама и кепи.
Места среди зимних головных уборов распределились
следующим образом (Слайд 26)
В холодное время года – это вязаная шапочка и меховая шапка.
Рейтинг популярности летних головных уборов среди взрослыхЧисло опрошенных – 20 человек (10 женщин и 10 мужчин) (Слайд 27)
Опрос взрослого населения показал, что летом большая часть женского населения ничего не надевает на голову. Лишь несколько человек назвали панаму. Опрошенная часть мужчин предпочитает кепи.
Места среди зимних головных уборов распределились
следующим образом (Слайд 28)
В холодное время года взрослые предпочитают носить вязаную шапочку и меховую шапку.
2.8 Проведение опытов.
Почему зимняя шапка из меха, а летняя панама – из легкой ткани?
Почему защитные шлемы самые прочные?
Может ли каска из бумаги или пластмассы защитить пожарного от огня?
На все эти вопросы нам помогли получить ответы опыты.Опыт 1.
(Слайд 29) Взяли четыре одинаковые банки, налили в них горячую воду. (Слайд 30) Измерили начальную температуру. Она составила 55 градусов. (Слайд 31) Первую банку накрыли бумажной шапкой, вторую – легкой панамкой, третью – фетровой шляпой, а четвёртую - меховой шапкой.
(Слайд 32) Через один час оказалось, что в банке, накрытой бумажной шапкой температура воды понизилась до 39 градусов, температура воды под лёгкой панамкой понизилась до 40 градусов, температура воды под фетровой шляпой составила 40 градусов, а вода под меховой шапкой осталась самой горячей – 44 градуса.
Вывод: мех хорошо сохраняет тепло, поэтому зимние шапки шьют из меха. А летние головные уборы как правило из лёгких материалов.
Опыт 2. Взяли бумагу и попробовали её изорвать, измять и намочить. Оказалось, что бумага очень легко рвется и мнется. Быстро намокает и распадается на кусочки. Даже если высушить, прежний вид не вернуть.
Вывод: даже из простой газеты можно сделать шляпу для защиты от солнца, но она будет непрочной, может размокнуть от воды, развернуться от ветра и просто разорваться.
Опыт 3. Взяли кусочек ткани и попробовали проделать то же самое.Вывод: ткань мнется, но рвется с трудом. Намоченную ткань можно высушить и выгладить. Теплые шапки лучше шить из толстой ткани или меха, потому что они хорошо сохраняют тепло. В них голова не замерзнет, а в шапке из легких тканей зимой будет холодно, человек простудится и заболеет.
Опыт 4. С кусочком пластмассы попытались проделать то же самое.
Вывод: пластмасса совсем не рвется, не мнется и не промокает.
Защитные каски должны быть самыми прочными. Ведь шлем мотоциклиста, строителя не спасет жизнь человека, если он будет из бумаги, ткани или стекла.Наши наблюдения
Сравнивая разные головные уборы, мы уже знали, что они могут быть разной формы, разных размеров, изготовлены из различных материалов, но есть у них и сходство:- (Слайд 33) у всех шляп и шляпок есть тулья и поля, но тулья может быть разной высоты, а поля – разной ширины;- (Слайд 34) у всех фуражек и кепи тоже есть тулья и козырек. Тулья может быть разной высоты и формы, а козырек – разных размеров;- у шапок тульи нет, но у шапки бывает козырек и уши, а у детских шапочек – отвороты и помпон.
2.9 Изготовление головных уборов
Картуз
(Слайд 35) Мы попробовали сами изготовить картуз. Изучили внимательно тот старенький, который у нас был. Измерили детали и сделали лекала. (Слайд 36) Выкроили по лекалам детали.
Донышко – 1 шт.Околыш – 1 шт.
Тулья – сделали из трёх частей.
(Слайд 37) Соединили донышко и части тульи намёточным швом.
(Слайд 38) Стачали все детали на швейной машине.
(Слайд 39) Для жёсткости козырька использовали пластиковую бутылку.
Украсили цветочком. Вот такой картуз щёголя у нас получился.
Кокошник
Кокошник мы сделали из синей атласной ткани (лицевая часть). Внутренняя часть из голубой ткани. Для каркаса использовали ватман. Для украшения использовали пайетки, атласные ленты, вышивку гладью и тесьму.
2.10 Наша коллекция головных уборов.
Мы решили собрать коллекцию головных уборов.
(Слайд 43) Представляем вашему вниманию нашу коллекцию головных уборов.
Наша гордость – бескозырка!
(Слайд 44) Русские народные головные уборы – кокошник и картуз.
(Слайд 45) Летние головные уборы - панама, бандана, бейсболка.
(Слайд 46) Зимние головные уборы – шапка меховая, берет и балаклава.
(Слайд 47) 2 шляпы – фетровая и ковбойская.
(Слайд 48) Защитные каски.
Рассматривая их, наряжаясь во время игр, мы увидели, что они выполнены разными способами (сшиты, связаны, склеены) из разных материалов.
3. Заключение
Дизайнеры, шапочники и шляпники - люди, работающие над изготовлением головных уборов, создают настоящие произведения искусства: огромные шляпы и маленькие шляпки, украшенные перьями, цветами и драгоценностями, модные крохотные шляпки из соломки, ткани и фетра, береты из шелка и бархата, разнообразные кепи и бейсболки. Шляпных дел мастера соревнуются в изготовлении разнообразных новинок.
(Слайд 49) Следите за модой, ведь головной убор – нужная вещь в гардеробе каждого человека!ВЫВОДЫ:
Люди носят головные уборы с давних времен.
Существует множество разнообразных головных уборов.
Каждый головной убор имеет свое название и назначение.
Для изготовления головных уборов используются разные материалы.
Определенный головной убор соответствует разным временам года.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА: Мы планируем глубже изучить историю русских головных уборов.
3. Список источников и литературы
Н.М. Каминская. История костюма.
И.И. Шангина. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. Изд-во: "Азбука-классика", 2003 год.
И.В. Ракитина, Н.А. Кнушевицкая «Головные уборы. Какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.http://byaki.net/2006/09/26/istoriya_golovnyh_uborov.html http://www.narodko.ru/article/ahat/vid/ictoria_golovnyh_uborov.htm http://ru.wikipedia.org/
http://we-lady.ru/moda/23-istoriya-golovnyx-uborov.html http://copypast.ru/2011/07/29/iz_istorii_golovnykh_uborov_17_foto.html
http://www.shapka-shop.ru/istoriya.html