Урок-суд по биологии на тему Осанка (9 класс)
Тема: «Осанка и профилактика её нарушений. Влияние физических упражнений на опорно-двигательную систему человека. Практическая работа «Определение осанки учащихся»
Цель: сформировать у учащихся представление о нормальной осанке и её нарушениях.
Задачи: Выявить признаки правильной (неправильной) осанки, разработать правила профилактики нарушений опорно-двигательной системы; с точки зрения физиологии обосновать положительное влияние физических нагрузок на здоровье человека.
Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы; работать в группе. Выявить признаки своей осанки через выполнение практической работы.
Прививать интерес к предмету через изучение темы урока. Способствовать формированию здорового образа жизни.
Оборудование: слайд-лекция, учебник, тетрадь, рисунки, текст практической работы, таблица «Профилактика нарушений осанки».
Тип урока: урок изучения нового материала, урок-практикум.
Методы и приёмы: рассказ учителя, беседа, «урок-суд», работа в группе, работа в парах, работа с рисунками.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний:
Рассказ, беседа:
- Какую систему органов мы сейчас изучаем?
- Что такое ОДС?
- Какие функции выполняет данная система?
- Из каких отделов (костей) состоит скелет человека?
III. Мотивация учебных знаний.
Возможно, вам приходилось слышать такие выражения: «Стройная, как берёзка», «Хорошо сложенный, как атлет», «Как Аполлон». Так говорят про людей с красивой фигурой, правильной осанкой. «Без осанки конь – корова», - говорил Иван Владимирович Даль.
Если вы хотите иметь стройную фигуру, хорошую осанку, то вы удачно зашли к нам в гости.
Целью нашего урока будет формирование представления про нормальную осанку; причины её нарушений; разработка советов относительно профилактики нарушения осанки; обосновать позитивное влияние физических нагрузок на здоровье человека.
IV. Изучение новых знаний и умений.
Что такое осанка? (работа с термином)
Осанка-привычное положение тела человека в спокойствии и во время движения.
Осанка не бывает врождённой, она не передаётся по наследству, она формируется с раннего детства в процессе роста, развития, воспитания. Например, в дворянских семьях держали даже специальных учителей, которые во время занятий следили за осанкой ребёнка. Иногда привязывали детей во время занятий к стулу специальной бумажной лентой.
Какими признаками характеризуется нормальная осанка?
Какие нарушения приводят к нарушению осанки, какие заболевания возникают и как влияют физические упражнения на организм человека, вы узнаете, когда заслушаете одно из заседаний суда (сценка «Суд над осанкой»)
Сценка «Суд над осанкой»
Судья:
Всем встать! Суд идёт!
В деле «Нарушение осанки» обвиняются Сколиоз, Лордоз, Кифоз и Плоскостопие. Свидетелями в деле проходят Авитаминоз, Гиподинамия, Стресс и Мода.
Прошу всех садиться.
Потерпевшая, Осанка, расскажите суть своей жалобы.
Осанка:
Посмотрите на меня! Я не передалась по наследству, я сформировалась в раннем детстве. Тогда я была стройной, с развёрнутыми плечами, с умеренными искривлениями позвоночники, прямыми, ровными ногами, с гордо поднятой головой, подтянутым животом. А теперь только посмотрите, что со мной сделали Сколиоз, Лордоз, Кифоз и Плоскостопие!!! А Гиподинамия, Авитаминоз, Стресс и Мода были свидетелями всего этого!
Судья:
Подсудимый Сколиоз! Вам слово. Признаёте ли Вы свою вину?
Сколиоз:
Да, признаю. Я искривил позвоночник Осанке и деформировал её ноги. Но она сама в этом виновата: постоянно носила портфель в правой руке, подпирала голову левой рукой. А ещё и Авитаминоз. Он тоже одень часто заходил в гости к Осанке, разрушал её костную ткань и тем самым способствовал искривлению её ног. Они у неё и теперь напоминают букву «Х» (смеётся).
Судья:
Достаточно! Секретарь, запишите: «Авитаминоз также был причастен к делу».
Подсудимый, Лордоз! А как вы издевались над Осанкой?
Лордоз:
Я только немного искривил её позвоночник в пояснице!
Осанка:
И совсем не немного! Теперь у меня живот, как мяч, торчит вперёд!
Судья:
Просьба сохранять тишину в зале! Подсудимый Лордоз, вы можете что-нибудь сказать в свою защиту?
Лордоз:
Но я не сам виноват! В этом мне помогла Гиподинамия. Она не давала Осанке и шагу ступить. Постоянно уговаривала её посидеть возле компьютера, полежать перед телевизором… Гиподинамия снизила у госпожи Осанки мышечный тонус, уменьшила размеры сердца, привела к малокровию, увеличила жировые отложения, а также снизила её физическую и умственную работоспособность. И сама Осанка тоже виновата. Почему она всегда сидела за высоким столом?
Судья:
Секретарь, запишите: «Причастна к издевательствам над Осанкой была также и Гиподинамия».
Подсудимый, Кифоз! А чем вы навредили Осанке?
Кифоз:
Я совсем не хотел, но осанка всё время сидела за низкой партой, постоянно наклонялась и втягивала голову в плечи. Вот и имеет горбатую спину. Да и Стресс в этом помог. Он тоже виноват. Нагонял на Осанку страх и грусть, нагромождал разнообразные проблемы, умственные перенапряжения.
Судья:
Понятно. Секретарь, включите в список обвиняемых ещё и Стресс.
Плоскостопие, теперь дошёл черёд и до Вас! Что Вы скажите в свою защиту?
Плоскостопие:
А что я? Я только сплющило(а) свод стопы у Осанки. А в том, что она теперь ощущает боль в ногах и еле-еле ходит, виновато(а) не я, а Мода! Это она заставила Осанку ходить в узких туфлях на высоких каблуках!!!
Судья:
Всем встать! Суд пришёл к выводу, что причастными к делу «Нарушение Осанки» считать Авитаминоз, Гиподинамию, Моду и Стресс.
Адвокат:
Возражаю, Ваша Честь!
Я хочу выступить в защиту причастных к делу. Разве виновен Авитаминоз, что высокие цены на продукты и их дефицит заставили его заглянуть к Осанке?
Судья:
Откланяется!
Витамин D, необходимый для костей, вырабатывается в коже под действием солнечных лучей. А витамин А, который влияет на рост, содержится в молоке, моркови и даже – крапиве!
Адвокат:
А Гиподинамия?! Разве она виновата в том, что человечество создало всё для того, чтобы на двигаться? Пылесосы, стиральные машины, лифты, мобильную связь, дистанционное управление… на смену подвижным играм пришли виртуальные компьютерные развлечения. А эти уроки! По 6-7 часов на сутки, какое уж тут движение?
Судья:
Откланяется!
Осанка в состоянии проснуться на 10-15 минут раньше и сделать несколько физических упражнений. Она может и остановку до школы пройти пешком, а не ехать на троллейбусе. А дискотеки? Это же чудесная разрядка для организма!
Человек из зала:
Аристотель сказал: «Ничто так не разрушает организм как длительное мышечное бездействие.» Я могу предложить гимнастические упражнения, которые легко выполнить, даже не выходя из-за стола или парты. Они стимулируют биологически активные точки нашего тела. При этом появляется ощущение уверенности, желание работать, повышается стойкость организма к влиянию стрессовых факторов. Эти упражнения благоприятствуют формированию хорошего настроения и положительных эмоций, а также помогает человеку легче противостоять разнообразным болезням и нервно-психическим расстройствам.
Адвокат:
Хм! Но против Стресса Вы ничего не сделаете. Это неотъемлемый признак нашей современной жизни. Поругался с другом, получил «двойку», проехал в городском транспорте, заболел или просто поломал ноготь – и стресс уже тут как тут!
Судья:
Любой стресс можно предупредить, если выполнять заповеди психического здоровья. А ещё можно стресс обратить на достижение позитивных целей. Есть даже такое понятие, как «позитивный стресс». Именно он способствует появлению новых музыкальных, литературных произведений, картин, спортивных достижений. И даже сопровождает влюблённость. Позитивный стресс никак не может навредить Осанке, а, наоборот, делает её доскональной.
Адвокат:
А Мода в чём виновата? Это же то, к чему человечество стремилось во все времена. Модные вещи украсят любую осанку!
Судья:
Да, украсят, а не исправят! Мода может только навредить Осанке. Она не всегда предлагает полезные вещи. А ещё делает всех похожими один на другого.
(суд покидает зал для вынесения решения).
Слайд-лекция (нарушения осанки, фото-, профилактика нарушения осанки).
V. Закрепление полученных знаний.
1. Давайте мы попробуем сейчас определить каждый свою осанку. (Выполнение практической работы).
Окончание суда.
Секретарь:
Всем встать! Суд идёт!
Судья:
По решению суда в деле «Нарушение Осанки» признано виновными следующих лиц: Сколиоз, Кифоз, Лордоз и Плоскостопие. Также признано виновными Авитаминоз, Гиподинамию, Стресс и Моду. Им назначены исправительные работы. А потерпевшей Осанке дадим несколько советов:
(ответы учащихся из зала и заполнение таблицы, которую раздали учащимся в начале урока).
Выполнение гимнастических упражнений:
Глубоко вдохнуть и глубоко (на протяжении 30 сек.) выдохнуть. Вдыхать необходимо равномерно, не задерживая дыхания.
Энергично сжимать пальцы в кулаки и разжимать до появления лёгкого утомления.
Выполнить круговые вращения кистями рук в разных направлениях.
Плавные круговые обороты головой (2 раз в левую сторону и 2 раза в правую сторону).
Проверка осанки. Отведите плечи назад, лопатки при этом немного приближаются, грудь выставьте вперёд. Поднять подбородок и слегка напрячь мышцы шеи.
Поднять правую руку вверх, а левую опустить вниз. Согнуть руки в локтях и попробовать зацепить их за спиной. Измените положение.
Не поднимая ног, сделать несколько движений стопами, поочерёдно наступая то на носки, то на пятки.
Не поднимая ног от пола, носки максимально поднять. Удерживать 10-15 секунд и опустить.
Следя за осанкой, сделать несколько плавных сгибательно-разгибательных движений ног в коленях.
Немного поднять ноги над полом, выпрямить их в коленях, сделать круговые движения стопами.
Все упражнения можно сделать, не выходя из-за стола.
VI. Рефлексия.
«Сегодня на уроке я …» (закончить предложение)
VII. Д/З. Выучить конспект и термины по теме