Организация работы над ошибками по русскому языку в начальных классах


Правильная организация работы над ошибками – путь к повышению качества обучения русскому языку. Важно, чтобы работа над ошибками проводилась систематически после каждой работы – проверочной, контрольной, классной, домашней.
Так как учащиеся начальной школы допускают ошибки, которые на данном этапе они объяснить пока не могут, существует договоренность, что работа выполняется только над ошибками помеченными на полях знаком - /.
Алгоритм выполнения работы над ошибками
Определить вид орфограммы.
Найти в памятке данную орфограмму, записать ее номер в тетрадь.
Выполнить работу над ошибками согласно рекомендациям в памятке.
Памятка для выполнения работы над орфографическими ошибками необходима всем учащимся. На первом этапе учитель рядом со знаком на полях прописывает номер орфограммы допущенной ошибки, постепенно оставляя эту подсказку только нуждающимся в ней учащимся, впоследствии совсем отказываясь от нее.
Итог систематической работы над ошибками – знание орфограмм, самоконтроль, а, следовательно, орфографическая грамотность.
ПАМЯТКА Как работать над ошибками
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением. Подбери проверочное слово.
Грозы – гроза, травы – трава
Словарное слово. Напиши это слово правильно три раза.
Парная согласная в корне. Подбери проверочное слово.
Морозы – мороз, сказочка - сказка
Непроизносимая согласная в корне слова. Подбери проверочное слово.
Солнышко – солнце, место – местный
Жи-ши,ча-ща, чу-щу, чк-чн, щн. Напиши это слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило. Лыжи, чашка, девочка
Большая буква. Напиши это слово правильно. Запиши ещё два слова на это правило. Миша, Аня, Толя
Перенос слова. Вспомни правила переноса. Перенеси слово правильно. Запиши ещё два примера. Малень-кий, линей-ка, ко-саМягкий знак. Запиши слово правильно. Напиши ещё два слова на это правило.
Ручьи, перья, семья
Разделительный твёрдый знак. Объясни написание, выделив приставку. Подбери ещё два слова на это правило. Съел, подъезд, въезд
Правописание суффиксов. Выпиши слово правильно. Выдели суффикс. Подбери и напиши два слова с таким же суффиксом.
Берёзовый, лиловый, кленовый
Суффиксы -онок, -ёнок, -ок, -ёк. Определи, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
Если шипящий, то -онок, -ок. Мышонок, дружок, лисёнок
Суффикс –ок всегда ударный – волчок, утюжок
Суффиксы -ик, -ек. Измени слово. Гласный звук сохраняется –ик, «убегает» -ек.
Ключика – ключик, замочка – замочек
Суффиксы –ев, -ив. Поставь ударение. Под ударением –ив, без ударения –ев.
Правдивый, дождевой
Суффиксы -ец, -иц. Определи род существительного. М.р.- -ец, ж.р. - -ицКрасавец – м.р., красавица – ж.р.
11. Правописание приставок. Выпиши слово правильно. Выдели приставку, запомни её написание. Запиши ещё два слова с такой же приставкой.
Полетели, поехали, побежали
Приставки раз-\рас-, без-\бес-, из-\ис-. Определи, с какого звука (звонкого или глухого) начинается корень.
Издать, испечь, разрубить
Приставки з- не бывает! сделать, сбежать, спилить
12. Соединительная гласная о, е. Обозначь в словах корни, подчеркни букву, которая соединяет корни. Запиши еще два слова с двумя корнями.
Пароход, мышеловка
13. Правописание предлогов. Предлог со словом пиши отдельно. Между предлогом и словом вставь вопрос или другое слово.
К (какому?)дереву, к (высокому) дереву
14. Буквы о, ё после шипящих в корне слова. Измени слово или подбери родственное. Запиши ещё два примера.
пчела – пчёлы, чернеть – чёрный, шорты -?
15. Правописание звука [ы] после звука [ц]. Обозначь часть слова с орфограммой. Подбери ещё два примера на это правило
В корне – и. цирк, цифра
В окончании - ы. скворцы, улицы
Слово на -ция - и. акация, станция
16. Правописание ь после шипящих на конце имен существительных. Определи род и число существительного. Подбери ещё два слова на это правило.
Мяч – м.р., ед.ч. Ночь – ж.р., ед.ч.
17. Правописание сочетаний –ичк, -ечк. Подбери слово, от которого образовано данное слово. Запиши еще два примера на это правило.
-ичк – образовано от слова на –ица.
Пуговица – пуговичка, дочка – дочечка
18. Правописание сочетаний –инк, -енк. Подбери слово, от которого образовано данное слово. Запиши еще два примера на это правило.
-инк – образовано от слова на –ина. Царапина - царапинка
- енк – образовано от слово на -на, -ня. Вишня – вишенка
19. Правописание безударных окончаний имен существительных.
1 способ – определи склонение и падеж
Компот из вишн… - 1скл. Р.п. - и
2 способ – определи склонение и подставь вспомогательное слово.
Компот из вишн… - 1 скл. (компот из земли) - и
20. Гласные о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.
Под ударением – о. Свечой , борцом
Без ударения – е. Душем , товарищем
21. Удвоенные согласные в корне.
Напиши слово 3 раза правильно. Касса, касса, касса
22. Правописание окончаний имен прилагательных.
Задай вопрос. По окончанию вопроса определи окончание прилагательного.
на траве (какой ?) зелёной
23. Правописание падежных окончаний имен существительных на ий, ие, ия.
Запомни: у существительных на ий, ие, ия во всех падежах кроме И.п. и В.п. в окончании пишется буква и.
побывать в Якути и , лежит в гербари и
24. Мягкий знак на конце слов после шипящих:
у прилагательных – не пишется могуч , дремуч
у глаголов – пишется всегда сидишь , зажечь , отрежь
25. Правописание приставок в глаголах.
У глаголов нет предлогов! Погладить, намокнуть, пробежать
26. Не с глаголами пишется раздельно. не лает, не кусает
Исключения (без не не употребляются): ненавидеть, негодовать, недоумевать,
невзлюбить, неволить, нездоровиться и др.
27. Правописание ться и тся в глаголах.
Задай вопрос: (что делать?) кусаться, (что делает?) кусается
28. Правописание безударных окончаний глаголов.
Узнай спряжение, определи окончание.
Дремл[и]шь – дремать(не искл., Iспр.)- дремлешь
29. Гласные о, ё в окончаниях имён прилагательных после шипящих и ц.
Под ударением –о большой Без ударения – е горячего
30. В окончания глаголов после шипящих под ударением пишется буква ё.
Буква О в окончаниях глаголов не пишется Стрижём , печём