Проект по патриотическому воспитанию Наша Армия родная ( старшая группа)
Проект по патриотическому воспитанию
на тему «Наша Армия родная».
Для детей старшей группы МБДОУ д/с №11 «Берёзка».
Тип проекта: творческий, групповой, долгосрочный.
Актуальность:
Народ, который не знает своей культуры
и истории, презренен и легкомысленен.
Н. М. Карамзин
В век высоких компьютерных технологий на людей льётся столько информации, что в достоверности фактов трудно разобраться не только детям, но и подчас самим взрослым. Исторические документы искажаются многими СМИ ближнего и дальнего зарубежья. Я считаю, что проблема нравственно – патриотического воспитания на сегодняшний день является самой актуальной. Наши дети не будут «Иванами, не помнящими родства».
Я хочу, чтобы они выросли патриотами своей страны. Зачатки гражданственности надо формировать в ребёнке как можно раньше. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это его ближайшее окружение. В семье он узнаёт такие понятия как «любовь», «Родина», «честь», «труд». Для ребёнка, обладающего высокой подражательностью, родители являются примером во всём: в отношении к труду, в любви и уважении друг к другу и близким, в готовности встать на защиту Родины. В связи с этим, при подготовке и реализации проекта, я опиралась на поддержку и заинтересованность со стороны родителей.
Цель проекта:
Воспитывать чувство гордости за Армию – Победительницу. Формировать зачатки гражданственности.
Задачи проекта:
1. Познакомить с историей праздника 23 февраля.
2.Расширять знания о нашей Армии в годы Великой Отечественной войны.
3. Формировать умение рассказывать о папах и дедушках, служивших в Армии, развивать монологическую речь.
4. Способствовать формированию у детей нравственно - патриотических качеств: мужество, смелость, честность, стремление защищать свою Родину.
5. Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатели, музыкальный работник.
Продолжительность проекта:
1 месяц, 5 дней
Сроки реализации проекта:
4 неделя января. Февраль.
Основные формы реализации проекта:
Игровые ситуации; занятия. Квест (школа №1). Выставки; беседы; викторина; круглый стол «Семейный клуб». Чтение произведений; составление рассказов; спортивно – тематический досуг «Наши защитники». Участие в городском конкурсе, посвящённом ВОВ; конкурс чтецов; презентация.
Обеспечение:
Материально – техническое:
Проектор; слайды, посвящённые нашей Армии. Магнитофон; фотоаппарат; семейные фотографии; альбом, созданный родителями «Воспоминания об Армии». По 7 спичечных коробков, ½ соломинки для коктейля на каждого ребёнка, клей; цветная бумага, катушка ниток; плакаты с родами войск; санитарные сумки, бинты; штурвалы для мальчиков; картинки с военной техникой, силуэты военной техники; краски, карандаши, восковые мелки.
Учебно – методическое:
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. Ф. Алёшина, М., ЦГЛ, 2005. – 205 с.
Виноградова Н.Ф., Козлова С. А. Наша Родина. Пособие для воспитателей детского сада, Москва, Просвещение, 1984 – 304 с.
Жариков А.Д. Растите детей патриотами. Книга для воспитателя детского сада, Москва, Просвещение,1980 – 191 с.
Шорыгина Т.А. Родные сказки: нравственно – патриотическое воспитание. – М,; Прометей; Книголюб, 2005. – 128 с.
Этапы проведения проекта
Этапы Мероприятия Срок Участники
Подготови-
тельный С родителями:
Заседание «Семейного клуба» (принятие решения о реализации проекта).
Сбор игрушек для оформления выставки «Военная техника».
Оформление альбома «воспоминание о б Армии»
Подготовить с детьми рисунки о ВОВ для конкурса в Н. Синячихе.
Разучивание с детьми стихов и песен.
Беседы с детьми о нашей Армии, о том, как сами служили.
Воспитатели:
Анализ литературы по данной теме.
Разработка содержания проекта.
4 неделя января Родители, воспитатели, муз. работник.
Основной Рассказ воспитателя «23 февраля – история праздника». Рассказ Гриши Н. о папе – артиллеристе. 2 февраля Воспитатели, дети.
Рассматривание плакатов «Рода войск». Рассказ Сони Б. о дедушке – танкисте. 3Февраля Воспитатели, дети
Беседа «Что такое госпиталь?» + практическое упражнение «Раненый солдат». 4 февраля Воспитатели, дети
Рассказ воспитателя о пограничниках, о границе нашего государства. Рассказ Артёма Н. о папе (пограничнике) 5 февраля Воспитатели, дети.
Уточнить, что такое «контрольно – следовая полоса»? + Д/И «Чьи следы» 6 февраля Воспитатели, дети
Интеллектуальный конкурс, посвящённый ВОВ. 9 февраля Заведующая, методист, дети.
«Сделаем папе подарок» (корабль из спичечных коробков) 10 февраля Воспитатели, дети, мл. воспитатель.
Квест (работа с картой – Школа №1) 11 февраля Учителя школы №1, дети
Чтение рассказов «Как проходят учения в Армии» 12 февраля Воспитатели
Выставки, посвящённые 23февраля и 70-летию со дня Победы. 13 февраля Родители, воспитатели, дети.
Рисование «Папин (дедушкин) портрет».
Чтение альбома «Воспоминание об Армии». 16 февраля Дети, воспитатели.
Конструирование «Танк» (из спичечных коробков) 17 февраля Дети, воспитатели, мл. воспитатель.
Ситуация «Письмо от Дяди Фёдора» (совместная деятельность) 18 февраля Дети, воспитатель. Родители, мл. воспитатель.
Спортивно – тематический праздник «Наши защитники» (с участием пап и дедушек) 19 февраля Дети, родители (мужчины), воспитатели. Муз.работник.
Чтение «Шёл по улице солдат», С. Баруздин20 февраля Воспитатели.
Конкурс чтецов, посвящённый ВОВ. 24 февраля Администрация ДОУ, дети, воспитатели, родители.
Работа над основанием для макета «Наступление танковой дивизии». (Курская дуга) 25 февраля Дети, воспитатели.
Викторина «Что ты знаешь о нашей Армии?». 26 февраля Дети, воспитатели.
Заключи –
тельный Презентация «Наша Армия родная».
Творческая выставка «Портрет папы (дедушки)» 27 февраля Родители, дети, воспитатели.
Результат:
У детей есть определённые знания о нашей Армии в годы ВОВ и в современной действительности. Они могут рассказать о своих папах и дедушках, служивших в Армии. В играх на военную тематику проявляют смелость, смекалку, честность. У детей есть желание защищать свою Родину. Они бережно относятся к семейным фотографиям, наградам, проявляют уважение к старшему поколению.
Продукт проектной деятельности:
Выставка рисунков «Портрет папы (дедушки)». Презентация «Наша Армия родная» (слайды с фотографиями детей и родителей: чем они занимались в течение месяца; клип – наша Армия сильна).
Совместная деятельность педагога с детьми по формированию представлений о ВОВ.
Ситуация: «Письмо от Дяди Фёдора».
( коммуникативная, познавательно - исследовательская, игровая деятельности)
Цель:
Воспитание патриотизма.
Задачи:
1.Закрепить представление о родах войск, военной технике.
2.Продолжать формировать представления о ВОВ.
3. Формировать умение применять свои знания на практике.
4.Развивать у детей коммуникативные качества.
5. Воспитывать чувство гордости за нашу Российскую Армию.
Материал: Письмо; посылка; санитарные сумки и бинты для девочек; плакаты с родами войск; д/и «Чьи следы», 2 шнура; изображения и силуэты военной техники; новые наборы солдатиков и военной техники, фотоаппарат; эмблемы солдат разного цвета, фонограмма взрывов.
Организация: Дети сидят на стульях полукругом, столы стоят по периметру. На них лежат картинки с военной техникой.
Содержание деятельности:
Воспитатель вносит в группу посылку, говорит, что отправили её из Простоквашино и читает:
«Свердловская область, город Алапаевск, улица Розы Люксембуг, детский сад № 11 «Берёзка», детям старшей группы.- Дети, кто бы мог её нам отправить из этой деревни? (предположения детей)
Воспитатель достаёт письмо.
- Вы догадались правильно. Эта посылка от Дяди Фёдора. Что же он нам пишет?
(читает письмо)
-«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишу вам из своей любимой деревни Простоквашино. Я люблю смотреть передачи о военной технике, о нашей Армии, о войне. Недавно я хотел посмотреть по каналу «Звезда» увлекательную передачу. Но вы же знаете, какой у меня телевизор: то изображение пропадает, то звука нет. Помогите мне разобраться. Ко мне скоро приедут мама и папа. Я хочу рассказать им об этой передаче.
-Ребята, поможем Дяде Фёдору? Анна Григорьевна (младший воспитатель), будете нам помогать ответное письмо составлять. Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и ручку.
Продолжаю читать…
-Я не услышал, в каком году началась Великая Отечественная Война? (В 1941 году)
-Что нарушила фашистская Германия? (Границу нашей Родины)
-Что такое граница? (Она отделяет одно государство от другого)
-Какие рода войск служат на границе? (пограничники)
- Немного отвлечёмся от письма. Дети, что и кто помогает пограничникам охранять границы в наше время? ( пограничные столбы, контрольно – следовая полоса, рации, вертолёты, корабли, собаки).
Дидактическая игра «Чьи следы»: Представьте, что у нас проходит граница, а по контрольно следовой полосе побежали животные и оставили следы. (Дети делятся на две группы: одни животные, другие пограничники. Пограничники берут с контрольно – следовой полосы по карточке со следом и отыскивают «животное», которому принадлежит этот след).-Читаю дальше. Как только стали показывать военную технику, экран зарябил и я увидел только силуэты, которые вам высылаю. Давайте поможем найти, какой технике они принадлежат. (Детям раздаются силуэты. На столах лежат изображения техники, дети подбирают нужную картинку.
- Отошлём картинки и силуэты Дяде Фёдору. Что же он пишет дальше?
…Я услышал, что в нашей Армии были разные рода войск, но из – за плохого изображения я их не разглядел. Сфотографируйте и вышлите, пожалуйста.
Дидактическая игра «1, 2, 3 к танкисту беги…». (Дети, у которых эмблемы солдат красные идут к танкистам; эмблемы зелёные – к пехотинцам, синие – к морякам, жёлтые – к артиллеристам, оранжевые – к пограничникам). Воспитатель фотографирует детей у плакатов с родами войск.
-А ещё я увидел, как наши солдаты героически сражались, многие погибали, а раненых медсёстры вытаскивали с поля боя. Только я не расслышал, куда их увозили? (В госпиталь)
Воспитатель достаёт из посылки санитарные сумки. Записка: «Эти санитарные сумки сшил для вас кот Матроскин».
Практическое упражнение «Раненый солдат». Сейчас девочки превратятся в медсестёр, а мальчики - в раненых солдат. Медсёстры будут раненых перевязывать и с поля боя вытаскивать.
(Практические действия выполняются под фонограмму «обстрела»)
-Какие у нас смелые медсёстры и мужественные бойцы! А я продолжаю читать письмо…
-Из передачи я узнал, что командовал нашей доблестной Армией Маршал Жуков. И 9 мая, 1945 года война закончилась капитуляцией фашисткой Германии и полной Победой советских войск. Наша страна победила.
-Дети, сколько лет шла война? (4года)
70 лет из года в год мы отмечаем этот замечательный праздник. Гордимся и помним подвиг нашего народа.
Анна Григорьевна, давайте посмотрим, что у нас получилось:
«Здравствуй Дядя Фёдор! Старшая группа детского сада «Берёзка» рада тебе помочь. Война началась в 1941 году. Фашистская Германия вероломно напала на границы нашего государства.
Мужественно и отважно защищали свою Родину пограничники, артиллеристы, пехотинцы, танкисты, моряки, лётчики. Медсёстры совершали героические поступки, вытаскивая раненых с поля боя, не боясь бомбёжек и пуль. Затем их отправляли на лечение в госпиталь. Трудно было воевать четыре года, много людей погибло. Но наша Армия под командованием маршала Жукова победила. Каждый год 9 мая вся страна празднует День Победы».
--Как вы думаете, понравится письмо Дяде Фёдору? (ответы детей)
-Мы обо всём ему рассказали, о чём он просил? (ответы детей)
- Сможет он рассказать о передаче своим родителям?
-А вы сможете дома рассказать о письме Дяди Фёдора?.Осталось только положить в письмо фотографии с родами войск и отправить в Простоквашино.
-Подождите, в посылке ещё что – то лежит. Записка: «Это вам от меня подарок – в солдатиков играйте, про войну не забывайте»
Дети играют новыми игрушками.