?аза? хал?ыны? ?алыптасуыны? со??ы кезе?і
Руководителю ШМО
Примерная схема анализа итогов пробного тестирования
(при подготовке к ЕНТ )
Цель:
-определение тенденций в организации учебно-воспитательного процесса при подготовке учащихся 11-х классов к ЕНТ, факторов, обуславливающих повышение и понижение качества образования, определение оптимальных путей повышения качества подготовки учащихся к сдаче ЕНТ;
-отслеживание результативности деятельности педагогов, направленной на повышение качественных показателей учебно-воспитательного процесса, развитие учащихся;
-оценивание результативности деятельности педагогов по подготовке выпускников к сдаче Единого национального тестирования.
Схема анализа:
1.Название учреждения образования
2.Ф.И.О. педагога, категория, стаж работы.
3.Количество учащихся 11-х классов, принявших участие в тестировании по предмету.
4.Ожидаемые результаты пробного тестирования.
5.Степень реализации педагогом плана подготовки учащихся к ЕНТ.
6.Какие достижения психологической и педагогической науки реализуются в практике работы педагога.
7.Организация педагогом учебно-воспитательного процесса на основе современных требований.
8.Наличие системы психологической и педагогической диагностики, результаты которой закладываются в основу личностно-ориентированного обучения школьников.
9.Результаты пробного тестирования в сравнении с качеством знаний и успеваемостью учащихся:
Ф.И. ученика,
оценка по итогам четверти,
кол-во баллов,
оценка по итогам пробного тестирования.
10. Анализ усвоения элементов содержания программного материала по предмету.
11.Результаты пробного тестирования в сравнении с качеством знаний и успеваемостью учащихся по четвертям.
12.Причины повышения или понижения качества знаний учащихся (по тестируемому предмету) по итогам пробного тестирования.
13.Факторы, снижающие качество подготовки учащихся к ЕНТ.
14.Выводы и рекомендации по итогам пробного тестирования.
Руководителю ШМО
Примерная схема анализа итогов пробного тестирования
(при подготовке к ПГК )
Цель:
-определение тенденций в организации учебно-воспитательного процесса при подготовке учащихся 9-х классов к ПГК, факторов, обуславливающих повышение и понижение качества образования, определение оптимальных путей повышения качества подготовки учащихся к сдаче ПГК;
-отслеживание результативности деятельности педагогов, направленной на повышение качественных показателей учебно-воспитательного процесса, развитие учащихся;
-оценивание результативности деятельности педагогов по подготовке выпускников к сдаче ПГК.
Схема анализа:
Название учреждения образования
Предмет.
Ф.И.О. педагога, категория, стаж работы.
Количество учащихся 9-х классов, принявших участие в тестировании по предмету.
Ожидаемые результаты пробного тестирования.
Степень реализации педагогом плана подготовки учащихся к ПГК.
Какие достижения психологической и педагогической науки реализуются в практике работы педагога.
Организация педагогом учебно-воспитательного процесса на основе современных требований.
Наличие системы психологической и педагогической диагностики, результаты которой закладываются в основу личностно-ориентированного обучения школьников.
Результаты пробного тестирования в сравнении с качеством знаний и успеваемостью учащихся.
Анализ усвоения элементов содержания программного материала по предмету
Результаты пробного тестирования в сравнении с качеством знаний и успеваемостью учащихся по четвертям.
Причины повышения или понижения качества знаний учащихся (по тестируемому предмету) по итогам пробного тестирования.
Факторы, снижающие качество подготовки учащихся к ПГК.
Выводы и рекомендации по итогам пробного тестирования.
Руководителю ШМО
Рекомендации руководителям ШМО по организации деятельности педагогов при подготовке учащихся 9-х классов к сдаче ПГК
Актуальность обозначенных проблем позволяет участникам заседания:
- признать, что в условиях модернизации системы образования необходимо повысить качество, эффективность, продуктивность образования, которые напрямую зависит от профессионализма и творчества учителя;
-признать необходимость создания условий для инновационного пространства, как фактора повышения качества образования;
-обеспечить условия для реализации современных требований к образованию, для качественной подготовки учащихся к внешней оценке качества образования через промежуточный государственный контроль.
В связи с этим, во всех школах города наряду с планом мероприятий по подготовке к ПГК данный вопрос должен отражаться в планах МО, планах по самообразованию учителей.
Рекомендации руководителям ШМО по разработке мероприятий при подготовке учащихся к сдаче ПГК:
- создание банка данных учителей, работающих в выпускных 9 классах, для того, чтобы выяснить качественный состав и профессиональный уровень педагогов:
- разработка учителями-предметниками измерителей обученности с целью проведения мониторинга и анализа промежуточного тестирования:
- проведение в течение учебного года мониторинга и анализа пробного тестирования;
- оказание методической помощи педагогам в разработке планов подготовки к ПГК, содержанию измерителей обученности, проведению анализа;
-организация и проведение практических семинаров по личностно-ориентированному подходу к обучению в течение учебного года;
-продуктивное использование технологии дифференцированного обучения, создание мотивационных установок в образовательном процессе;
- организация работы консультационных пунктов на базе школы для проведения индивидуальных и групповых консультаций;
- проведение заседаний методического объединения по анализу деятельности педагогов по подготовке к ПГК и определению проблемного поля;
-направление учителей на курсы повышения квалификации на базе обл. ИПК и ПРО, тестирование учителей-предметников по сборникам ЕНТ в рамках курсов повышения квалификации;
-тестирование учителей-предметников по сборникам ЕНТ с целью повышения профессионального уровня педагогов;
-внедрение в практику работы школ рекомендаций обл.ИПК и ПРО;
-комплекс мер по работе с родителями и учащимися;
-разработка учителями-предметниками системы дидактического обеспечения образовательного процесса;
- разработка плана совместных мероприятий с психологом школы по отслеживанию эмоционального и психического состояния выпускников, проведения психологических тренингов, разработка методических рекомендаций по подготовке к ПГК.
Во всех школах города после обсуждения результатов ПГК и обсуждения плана мероприятий городского методического объединения должны быть намечены пути решения данной проблемы и разработаны собственные планы мероприятий по подготовке к ПГК.
Руководителю ШМО
Памятка
по оцениванию деятельности учителей русского языка и литературы по повышению качества подготовки выпускников к сдаче Единого национального тестирования
Цель изучения:
-определение тенденций в организации учебно-воспитательного процесса при подготовке учащихся 11-х классов к ЕНТ, факторов, обуславливающих повышение и понижение качества филологического образования;
-отслеживание результативности деятельности педагогов, направленной на повышение качественных показателей учебно-воспитательного процесса, развитие учащихся;
-оценивание результативности деятельности педагогов по подготовке выпускников к сдаче Единого национального тестирования.
Объекты анализа: документация (методическая папка педагога, план подготовки учащихся к ЕНТ, аналитические материалы по ЕНТ); учебно-методическое сопровождение УВП; ресурсное обеспечение УВП.
План аналитических действий:
Провести собеседование с учителями русского языка и литературы с целью выявления условий для целенаправленной деятельности по повышению качества подготовки выпускников к сдаче Единого национального тестирования и определения проблемного поля;
наличие плана мероприятий по подготовке к ЕНТ;
наличие аналитических материалов по итогам ЕНТ 2006 года;
наличие и качество выводов, рекомендаций в аналитических материалах по итогам ЕНТ;
какие достижения психологической и педагогической науки реализуются в практике работы педагога;
качество и успеваемость по предмету за 3 года;
организация учебно-воспитательного процесса на основе современных требований к образованию: гибкость организационных форм, индивидуализация содержания образования, интенсификация процесса обучения и обмена информацией; использование самых современных технических, электронных и телекоммуникационных средств, являющихся посредниками между субъектами образовательного процесса для качественной подготовки учащихся к внешней оценке качества образования через единое национальное тестирование;
наличие системы психологической и педагогической диагностики, результаты которой закладываются в основу личностно-ориентированного обучения школьников;
развитие у школьников умений самостоятельно добывать знания такими способами обучения, при которых содержание обучения обязательно переосмысливается учеником;
Изучить документацию по проблеме: план мероприятий по подготовке к ЕНТ; индивидуальный план по самообразованию; материалы мониторинга и анализа всех туров пробного тестирования учащихся 11-х классов за 2005 - 2006 уч. год; методические рекомендации и система дидактического обеспечения по подготовке к ЕНТ.
Изучить деятельность педагогов по повышению качества подготовки учащихся 11-х классов к сдаче ЕНТ.
Рекомендации учителям русского языка и литературы
по подготовке учащихся к итоговой форме аттестации в формате ЕНТ
1. Для отработки навыков работы с тестами рекомендуется регулярно использовать тестирование как форму контроля качества знаний учащихся.
В практике преподавания русского языка постоянно используются основные умения:
анализировать, классифицировать языковые факты;
оценивать их с точки зрения нормативности;
анализировать языковые единицы (правильность, уместность их употребления);
использовать основные приемы информационной переработки текста;
оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Повторение и обобщение изученного целесообразно проводить по основным содержательным разделам. Перед этой работой необходимо:
объяснить цели и задачи ЕНТ, обсудить с учениками его специфику;
разъяснить структуру;
продиагностировать знания, умения и навыки выпускников по основным разделам школьного курса;
определить методические просчеты в обучении и продумать, как устранить пробелы и недостатки в подготовке выпускников.
Чтобы успешно справиться с тестированием по русскому языку, необходимо:
I. Фонетика. Орфоэпия.
знать предмет изучения фонетики и орфоэпии;
систему гласных и согласных звуков русского языка;
основные выразительные средства фонетики русского языка;
основные орфоэпические нормы;
уметь применять знания по фонетике в практике правописания;
объяснять особенности произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции;
проводить фонетический и орфоэпический анализы;
находить в тексте основные выразительные средства фонетики русского языка.
II. Морфемика и словообразование.
знать предмет изучения морфемики и словообразования;
систему словообразующих и формообразующих морфем; основные способы образования слов;
основные выразительные средства морфемики и словообразования;
уметь опознавать морфемы с чередованиями гласных и согласных;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания;
объяснять зависимость значения, морфемного строения и написания слова;
определять способы образования слов.
III. Лексика и фразеология.
знать предмет изучения лексикологии и фразеологии;
основные понятия лексикологии и фразеологии;
основные способы объяснения лексического значения слова;
основные выразительные средства лексики и фразеологии;
уметь соотносить слово, фразеологизм и их лексическое значение;
выбирать из синонимического ряда нужное слово с учетом его значения и стилистических свойств;
находить в тексте основные выразительные лексические средства.
IV. Морфология.
знать предмет изучения морфологии;
основные морфологические нормы;
основные выразительные средства морфологии русского языка;
уметь определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;
применять знания по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
различать омонимичные формы слов разных частей речи.
V. Синтаксис и пунктуация.
знать предмет изучения синтаксиса и пунктуации;
основные признаки словосочетания и предложения как единиц синтаксиса;
виды словосочетаний, виды связи в словосочетаниях;
виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по характеру грамматической основы;
основные пунктуационные нормы;
основные синтаксические нормы;
основные выразительные средства синтаксиса русского языка;
уметь устанавливать виды и средства связи слов в словосочетаниях и предложениях разных видов;
определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;
пользоваться синтаксическими синонимами.
VI. Орфография.
знать предмет изучения орфографии;
основные орфографические правила каждого раздела орфографии;
уметь применять орфографические правила в практике письма;
применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксиса в практике правописания.
Анализ итогов ЕНТ прошлых лет показывает, что наибольшие трудности вызывают вопросы по следующим темам школьного курса:
Правописание чередующихся гласных в корне.
Правописание Н и НН в различных частях речи.
Правописание НЕ с различными частями речи.
Правописание НЕ и НИ.
Правописание предлогов.
Склонение имен существительных.
Склонение имен числительных.
Виды связи в словосочетаниях.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Односоставные предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Обособление согласованных и несогласованных определений.
Виды придаточных предложений.
Знаки препинания в сложных предложениях.
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Виды разборов.
Рекомендуется использовать факультативные часы для углубления знаний по данным темам. Необходимо углублять теоретические знания учащихся, отрабатывать умения и навыки применения правил на практике, выбирая комплексные упражнения на формирование орфографической и пунктуационной зоркости.
Деятельностный подход
к освоению содержания образования по русскому языку и литературе при подготовке учащихся к ЕНТ
Деятельностный подход представляет собой методологическое направление исследования, предполагающее описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности.
Педагогическая деятельность - профессиональная деятельность, осуществляемая в условиях педагогического процесса, направленная на обеспечение его эффективного функционирования и развития.
Структура педагогической деятельности:
Определение целей (стратегических, тактических, оперативных)
Выбор средств
Преобразование объекта
Оценка и коррекция результатов (побочных и основных)
Свойства педагогической деятельности:
Открытость
Системность
Уровневость
Гибкость
Кольцевой характер
Универсальность
Динамичность
Деятельностный подход выступает одним из ведущих подходов в педагогике, так как позволяет изучить и описать особенности функционирования субъектов педагогического процесса, раскрыть характеристики и этапы их взаимодействия, выявить пути оптимизации современного образования. Результаты деятельностного подхода к обучению проявляются в соответствующей деятельности учащихся с учетом реальных учебных возможностей, возрастных особенностей и уровня развития, обученности и воспитанности.
Современная экономическая обстановка, сложившаяся в мировом сообществе, предъявляет определенные требования к будущему работнику, а пока школьнику. Выпускник школы, который будет трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами, в частности:
самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
владеть богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний;
самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;
быть коммуникабельным.
Именно поэтому современная концепция содержания обучения русскому языку и литературе в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.
Однако существует ряд факторов, препятствующих формированию у школьников высокого уровня языковой и речевой компетенции:
1. Дети сегодня становятся основными потребителями современной поп-культуры. Все это создает среду неблагоприятную и неуправляемую, но оказывающую достаточно сильное влияние на развитие общей и речевой культуры школьников. Современная общественная практика отучает детей думать, наблюдать, оценивать.
Язык выполняет разные коммуникативные задачи, обслуживает разные сферы общения, каждая из которых предъявляет к нему свои требования, поэтому воспитание речевой культуры личности немыслимо без учета цели, сферы и ситуации общения.
Вместе с тем в действующих учебниках коммуникативный аспект культуры речи, если иметь в виду культуру владения языком в различных сферах общения, остается недостаточно разработанным. Несмотря на то, что в содержание современных учебников введены такие важные разделы, как устная и письменная формы речи и их особенности, стили, типы речи и др., они не могут в полном объеме обеспечить формирование навыков адекватного речевого общения в различных жизненных ситуациях.
3. Нет сомнения в том, что формирование собственно коммуникативных умений и навыков возможно лишь на базе прочных лингвистических знаний и умений. Но именно здесь сосредоточена главная трудность и одна из причин потери интереса учащихся к нашим учебным предметам. Лингвистическая теория и практика в большинстве современных учебников не дает целостного представления о языковой системе как средстве, орудии мысли, средстве выражения определенного смысла, средства отражения внеязыковой действительности языковыми средствами.
4. Существующая методика преподавания русского языка в школе не устремлена на формирование коммуникативных потребностей у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами. Речь наших детей часто бедна просто потому, что они не испытывают потребности говорить более ярко и выразительно.
5. Используемые в настоящее время приемы и методы обучения направлены на ознакомление учеников с разнообразными средствами речи (типами, стилями речи и пр.), но не на практическое овладение ими: немотивированность детей, небольшое количество учебных часов, отводимых на развитие речи, недостаточный тренинг умений и навыков приводят к тому, что учащиеся обычно знают о возможностях речи, но не умеют ими пользоваться.
6. Уроки развития речи не направлены на развитие умения мыслить с помощью языка, фактически существующая методика понимает речь не как высшую психическую функцию, не как творческую деятельность, а как чисто технический навык, хотя это не так.
7. Речь изначально диалогична, а уже затем человек приобретает способность к монологической речи, однако используемая сейчас методика в большей степени стремится развивать монологическую речь, в какой-то мере искусственно игнорируя то, что речевая деятельность включает в себя умение слушать и слышать собеседника, которое также необходимо развивать.
8. Нормальное освоение речи проходит следующие этапы: а) слушание, б) практическое освоение, в) осознание – существующая методика делает упор на осознание, игнорируя предыдущие этапы.
9. В современных учебниках, прежде всего для средней ступени обучения, слабо прослеживается текстоориентированный подход к обучению русскому языку: задания по комплексному анализу текста, во многом способствующие формированию как языковой, так и речевой компетенции, даются не в системе.
Попытаемся сформулировать условия составления системы заданий к учебному курсу «русский язык», чтобы обозначить впоследствии, где и каким образом могут быть заложены основы системной интерактивности проведения занятий по подготовке учащихся к ЕНТ:
во-первых, задания должны быть скоординированы с общими целями и задачами курса и действительно способствовать их достижению;
во-вторых, задания должны быть выстроены в определенную систему последовательных шагов достижения цели, простейшим вариантом реализации которой является соблюдение принципа движения от простого к сложному;
в-третьих, задания должны быть разнообразны, чтобы максимально охватывать спектр формирующихся познавательных навыков и функционально полезных (с житейско-прагматической точки зрения) качеств, но в то же время их разнообразие не должно превышать некоего порога, определяющегося тем, что типы заданий в рамках курса должны неоднократно повторяться, что способствует закреплению формируемых навыков;
в-четвертых, задания, предлагаемые учащемуся, должны по уровню сложности соответствовать его познавательным возможностям, несколько превышая их таким образом, чтобы "укладываться" в зону ближайшего развития;
в-пятых, работа по выполнению учебного задания должна быть организована таким образом, чтобы максимально эффективно конвертировать потенциал задания в формируемые навыки учащихся.
Особое внимание обращает на себя последний пункт. Организация работы с учебным заданием оказывается сферой ответственности каждого преподавателя, поскольку эта работа выстраивается каждый раз, когда учащиеся «озадачиваются» выполнением какой-либо работы, неважно, является она контрольной или формирующей.
Именно поэтому основной целью является внедрение в учебный процесс деятельностных форм обучения. При этом деятельностные формы обучения рассматриваются как составляющая новой образовательной практики.
Под деятельностной составляющей учебного процесса понимается усиление роли самостоятельности учащихся, ориентация на активные методы обучения. Проведение учебных занятий с элементами деятельностного подхода, на наш взгляд, обеспечивает включенность каждого ученика в учебный процесс на уровне индивидуального мышления, действия, рефлексии, коммуникации.
Перечисленные приемы организации работы позволяют осуществлять обучение учащихся в деятельности и придают ему коммуникативную направленность.
В образовательных стандартах по русскому языку большое внимание уделяется интенсивному речевому и интеллектуальному развитию учащихся на всех ступенях обучения. В этом проявляется деятельностный подход к отбору содержания обучения русскому языку в школе. Между тем, сегодня учителя видят, что по-прежнему в практике преподавания русского языка в школе остается правописно-орфографическая направленность и недостаточное внимание уделяется развитию речевой культуры учащихся, что негативно отражается на уровне коммуникативной и языковой компетенции выпускников школы.
В структуре курса русского языка ярко выделяются три достаточно самостоятельные линии: 1) знания о системе; 2) правописание; 3) развитие связной речи. Эти три направления находят своё отражение и в формулировке задач обучения языку.
Особую сложность представляет необходимость соотнести предметный курс и реальный речевой опыт ребёнка, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.
На наш взгляд, необходимо обратиться к идеям «антропоцентричной» лингвистики, где центральной фигурой оказывается личность, языковая личность, субъект деятельности.
Основным направлением поисков в области методики обучения русскому языку является поиск способов формирования трёх видов компетенции: языковой, лингвистической и коммуникативной. Только о человеке, который обладает всеми тремя видами компетенций, мы можем сказать, что он «владеет языком». Поэтому важной задачей методики преподавания русского языка является реализация в преподавании этой взаимосвязи, преодоление обособленности трёх составляющих школьного курса русского языка.
Основные положения деятельностного подхода таковы:
1. Преодоление объектоцентризма. Родной язык нельзя изучать так же, как физику, математику, ибо он (язык) – часть личности. Предлагается выстраивать деятельность ребёнка как деятельность по преобразованию собственного языка, деятельность, направленную на собственное языковое развитие.
2. Соотнесение материала учебного курса, задач и способов обучения с основными этапами, закономерностями психического и речевого развития ребёнка, учёт возрастных особенностей, ориентация на ведущую деятельность.
3. Опора на такие лингвистические концепции, которые рассматривают язык с точки зрения носителя языка.
Из этого следует, что, например, при введении новой лексики необходимо представлять слово во всём многообразии его связей, пытаясь найти опору в индивидуальном речевом опыте ребёнка. Это не значит, что нужно устанавливать связи со словами школьного сленга. Это значит, что задание должно быть организовано таким образом, чтобы, выполняя его, ребёнок использовал собственный языковой опыт или расширял его шаг за шагом.
4. Особое значение имеет всё сказанное при обучении орфографии. Отметим лишь, что при обучении правописанию важно сочетание аналитической и интуитивной стратегий (нельзя обучение строить только на анализе сильных и слабых позиций, только на развитии орфографической зоркости): в центре внимания ребёнка – правильные написания и отношение «значение – форма».
5. Овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникации. Первый подход представляет процесс коммуникации как ещё один объект изучения наряду с языковой нормой и языковой системой. Речевое развитие ребёнка мыслится в этом случае как следствие такого изучения. Второй подход предполагает непосредственное создание на уроке ситуаций общения, организованных вокруг определённых тем с использованием определённых речевых жанров.
Опыт показывает, что в первом случае не удаётся преодолеть отчуждение ребёнка от изучаемого материала, во втором случае обогащение речевого опыта происходит за счёт включения в речь ребёнка на уроке готовых конструкций и моделей, соответствующих определённым условиям коммуникации.
Учебная задача поставлена таким образом, что при её решении ребёнок воспроизводит (обязательно!), активно «проживает» процесс понимания текста и переживает «муки творчества» (трудности с выбором языкового средства, попытки точно выразить смысл и т.п.).
6. Один из основных принципов – текстовая насыщенность учебного пространства (детские тексты, художественные, научно-популярные, учебные). Требования к отбору текстов для заданий: яркие по языку, разнообразные в жанровом и стилистическом отношениях; авторские тексты, по возможности неадаптированные.
8. Обучение русскому языку не ограничивается рамками урока. Обязательно дополнение урока специально организованной (вместе с детьми) языковой средой. Под образовательно-языковой средой понимается весь корпус текстов, возникающих и имеющих хождение в стенах школы (школьные законы, газеты, доклады, сценарии праздников и т.п.). Речь идёт о структуризации и организации этой среды с целью максимального воздействия на речевое развитие ребёнка. При реализации коммуникативного подхода специально организованная среда является необходимым условием и средством речевого развития. Поэтому представляется целесообразным при повторении базовых элементов курса русского языка при подготовке учащихся к ЕНТ основной упор делать не на проверку уровня сформированности лингвистической и языковой компетенции, т.е. не проверять знания о системе языка и основных ее единицах (фонетике, лексике, грамматике), а проверять умение ими (знаниями) пользоваться в практической работе при выборе варианта написания и его обосновании, при расстановке знаков препинания, при выборе того или иного языкового средства для употребления в речи. Широкое использование современных компьютерных технологий, проведение тренингов, учебных занятий в деятельностном режиме, проектирование, интерактивное общение посредством электронной почты, использование Интернет технологий - все это позволяет обеспечить высокую эффективность учебных занятий при подготовке к ЕНТ.
Примерная схема
плана мероприятий по подготовке к ЕНТ по русскому языку учащихся 11-х классов средней школы № города Костаная в 2007-2008 уч. году
№ п\п
название мероприятий
сроки
ответственные
1
Проведение в течение учебного года мониторинга и анализа итогов пробных ЕНТ учащихся 11-х классов по русскому языку
в течение года
руководитель ШМО,
учитель русского языка -
2
Создание «банка» данных учителей русского языка и литературы, работающих в 11-х классах, для определения качественного состава и профессионального уровня педагогов
сентябрь
руководитель ШМО
3
Разработка учителями-предметниками измерителей обученности с целью проведения мониторинга и анализа промежуточного тестирования
в течение года
учителя-предметники
4
Оказание методической помощи учителям -предметникам в разработке планов подготовки к ЕНТ, содержанию измерителей обученности, проведению анализа.
в течение уч. года
руководитель ШМО
5
Организация и проведение школьных практических семинаров, связанных с проблематикой ЕНТ
в течение уч.года
руководитель ШМО,
учителя-предметники
6
Организация и проведение семинара «Тестовая диагностика как форма текущего и итогового контроля знаний. Технология подготовки учащихся к ЕНТ»
руководитель ШМО,
учителя-предметники
7
Организация работы индивидуальных и групповых консультаций по русскому языку при подготовке к ЕНТ
в течение учебного года
учителя-предметники
7
Организация пробного тестирования 11-классников на базе ППЕНТ с последующим анализом
в течение учебного года
Руководитель
ШМО
8
Проведение заседаний ШМО по анализу деятельности ШМО по подготовке к ЕНТ и определению проблемного поля
сентябрь, декабрь, февраль, апрель
9
Расширение банка контрольных и тестовых заданий, составление текстов тематических контрольных работ в структуре ЕНТ по предмету
в течение года
творческая группа по подготовке измерителей обученности
10
Посещение занятий педагогов по подготовке учащихся к ЕНТ
в течение года
Руководитель
ШМО
11
Определение системы работы учителя по подготовке уч-ся к ЕНТ
в течение года
Руководитель ШМО
12
Проблемно-ориентированный анализ результатов ЕНТ
в течение года
руководитель ШМО,
учителя-предметники
13
Организация психолого-педагогической поддержки учащихся при подготовке к ЕНТ
в течение года
учителя-предметники
Апелляция – один из способов защиты прав учащихся
Апелляция. Словарь иностранных слов сообщает, что слово это пришло к нам из латинского языка и имеет несколько лексических значений. Первое значение – обжалование какого-либо постановления в высшие инстанции. Второе означает одну из форм обжалования судебного решения в высшие судебные инстанции, то есть кассацию. Третье значение слова звучит так: обращение за советом, поддержкой. Говоря об апелляции в нужном нам смысле, не надо забывать о последнем значении этого слова.
Вопросы, представленные в базе данных ЕНТ, до последнего времени вызывают справедливые нарекания. Диапазон претензий достаточно широк – от откровенных ошибок до включения вопросов, вызывающих дискуссии в современном мире науки. Так, например, в одном из вопросов правильным ответом назван глагол «словить», что является грубейшей речевой ошибкой. Нет смысла убеждать присутствующих, что хорошо подготовленный учащийся никогда не выберет подобное слово в качестве правильного ответа, а это означает, что балл будет потерян неизбежно. Многочисленные слова с двойным ударением постоянно создают спорные ситуации. Симметрия, творог, камфара и камфора и т.д. Формально составленные вопросы нарушают законы русского языка. Особенно ярко это можно наблюдать в вопросах по теме «словосочетание». В вопросе: «укажите словосочетание, указывающее на предмет и его признак» - правильным ответом является словосочетание «телефон директора», что на русском языке звучит как шутка, поэтому подобные вопросы для сильного ученика становятся серьезным шансом потерять балл. Некоторые разногласия в определении местоименных наречий могут вызвать потерю балла, так как тестовые вопросы не допускают вариантов. Множество справедливых нареканий вызывает отношение составителей к русской пунктуационной системе, обладающей большой гибкостью. Наряду с обязательными правилами она содержит указания, не имеющие строго нормативного характера и допускающие различные пунктуационные варианты, связанные не только со смысловыми оттенками, но и со стилистическими особенностями текста.
В качестве примера можно привести БСП, в котором возможна постановка тире, двоеточия и запятой. Молодежь ушла, в клубе стало скучно (Последовательность). Молодежь ушла: в клубе стало скучно. (Причина во второй части предложения). Молодежь ушла – в клубе стало скучно. (Результат во второй части). В связи с этим остается актуальным вопрос о подаче апелляций учащимися.
Для того, чтобы апелляция стала действенным фактором повышения качества результатов тестирования, необходима серьезная консультация и профессиональная помощь учителя. Городская апелляционная комиссия состоит из городских учителей.
Члены комиссии не принимают заявлений учащихся, более того, они не имеют права заранее встречаться и беседовать с подающими заявление учащимися. Члены комиссии находятся в отдельной аудитории, учащиеся, прошедшие процедуру подачи заявления, допускаются к членам комиссии индивидуально. Вот почему без серьезной помощи школы ученик не всегда может чего-то добиться.
Процесс подачи апелляционного заявления прост, но требует от ученика твердости и уверенности. Представители министерства стараются убедить ученика, что апелляция возможна только по техническим причинам: компьютер не «прочитал» ответ, нечетко закрашен кружок ответа, не указана школа и т.д. Как правило, подобная информация сообщается ученику, родителям, объявляется по радио. Наша задача – заранее познакомить учащихся со своими правами, настроить на твердое отстаивание своей позиции. Естественно, без помощи взрослых ребенку не обойтись. Конечно, на этапе непосредственной подачи заявления ученик будет отстаивать свои интересы самостоятельно, но перед этим он должен получить помощь учителя. Даже присутствие учителей и родителей в холле во время подачи апелляции существенно повышает шансы ученика.
Итак, учащихся надо настроить на следующие действия: записать на имеющийся листок спорные вопросы и их номера. Это очень важно, так как членам апелляционной комиссии категорически запрещено рассматривать вопросы, не указанные в заявлении. Для того, чтобы ученик сориентировался в выборе тех вопросов, которые могут принести добавочные баллы, необходимо еще во время подготовки к ЕНТ обращать внимание на подобные вопросы. Ученик должен твердо знать, вопросы какого типа позволяют подавать апелляцию. Кроме того, нужно подумать, стоит ли идти на такой шаг, как апелляция, ведь подтверждение городской комиссией правоты ученика еще не означает добавление балла: вопрос и доказательства городской комиссии отправляются в Астану, а ответ может прийти даже ночью и не быть положительным. Министерская комиссия признает в качестве доказательств только казахстанские учебники. Обращение к мнению светил мировой науки не принимается. Все же в прошлом году Астаной было подтверждено 12 апелляций по русскому языку. Необходимо заметить, что чаще прибегают к апелляции выпускники, претендующие на отличный аттестат, знак «Алтын Белги», реже те, кому не хватает баллов до нормы.
Действия учащегося могут выглядеть так: утром, узнав результат, ученик приходит в школу и вместе с учителем подробно рассматривает нужный вопрос. Учитель готовит ученика к подаче апелляции, помогает составить заявление, систему доказательств. Считаю, что в некоторых случаях ребенок должен выучить подготовленный учителем текст, чтобы не сбиться при беседе с представителями министерства. Важно не просто объяснить ребенку его правоту, но подкрепить это соответствующей учебной литературой, указать авторов учебника, страницу, год издания, все выходные данные, при необходимости можно сделать ксерокопию необходимых материалов. В день сдачи ЕНТ и на следующий день должен быть доступ к необходимой литературе, так как без серьезного подтверждения апелляция вряд ли будет принята. После этого учащийся идет подавать апелляцию. На данном этапе нужна поддержка родителей, психолога. Учащийся должен чувствовать себя уверенно, уметь вежливо, но твердо настоять на своем. В момент подачи апелляции взрослых рядом не будет, а представитель центра по тестированию, заинтересованный в минимальном количестве апелляционных заявлений, сделает все, чтобы отговорить ученика от подачи апелляции.
Таким образом, мы видим, что только совместными усилиями учащихся, учителей и родителей возможно добиться повышения качества результатов ЕНТ. Не будем забывать о том, что одно из значений слова «апелляция» - обращение за советом, помощью. Постараемся же помочь нашим детям.
Технология выполнения учебных заданий по русскому языку
при подготовке к ЕНТ
Одна из главных тенденций в развитии современного образования - его непрерывность, то есть человек всю жизнь непрерывно учится, образовательный процесс не укладывается в прокрустово ложе школьной программы. По окончании школы выпускник продолжает совершенствоваться, обновляет багаж знаний, изучает новейшие технологии на различных курсах, получает сертификаты и т.д. Сегодня это необходимое условие для успешной карьеры.
Но сегодня молодым людям необходимо начинать строить профессиональную карьеру еще за школьной партой. Именно педагоги и родители могут помочь одиннадцатикласснику наиболее эффективно помочь в этом, а также распорядиться временем и силами при подготовке к ЕНТ и экзаменам. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.
Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше.
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся ЕНТ и выпускные экзамены.
Организационно-технологическое и учебно-методическое сопровождение ЕНТ является ведущим направлением деятельности городского методического кабинета. Деятельность его строится в соответствии с планами - программами департамента образования, ИПК и ПРО и собственных планов.
После ЕНТ и пробных тестирований наступает этап работы с образовательной статистикой, анализ успехов и недостатков. Это необходимо, в первую очередь, образовательным учреждениям для внесения коррективов в образовательный процесс подготовки выпускников следующего года, органам управления образованием, школьникам, чтобы оценить требования к уровню подготовленности.
В результате проведения ЕНТ приобретается ценный опыт проведения массовых контрольно-оценочных процедур, появляется информация о фронтальных срезах выпускников по предметам учебного плана.
Контроль в условиях ЕНТ является независимым, внешним и способствует объективизации оценок, возможности проведения многофакторного анализа по различным уровням обобщения результатов от индивидуального до федерального. Эта система аттестации учащихся становится основой для развития информационных форм управления качеством образования на различных уровнях управления, что позволяет обеспечить организационное, научно-методическое сопровождение ЕНТ, разработку инструментов оценки качества обучения, технологических основ ее проведения.
С целью повышения квалификации работников образования по вопросу объективной оценки качества обучения и подготовки к единому национальному тестированию организованы и проводятся обучающие семинары для руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных учреждений, учителей математики и химии, русского языка, физики, биологии, географии, общественных наук, иностранных языков общеобразовательных школ на базе городского отдела образования, средних школ.
Для проведения семинаров разработан единый учебный план, включающий следующие вопросы: нормативно-правовая основа эксперимента по введению ЕНТ; технология проведения ЕНТ; формат, содержание и шкала оценивания контрольно-измерительных материалов; психологическая подготовка учителей, учащихся, родителей к ЕНТ; анализ результатов пробных тестирований; рекомендации по подготовке учащихся к ЕНТ.
Если рассматривать любой учебно-образовательный процесс с практической стороны, обнаруживается, что он от начала до конца выстроен на выполнении учащимися тех или иных заданий, подготовки к их выполнению (состоящей в том числе и в изучении некоторого фактического материала) и последующего разбора того, насколько успешно задания выполнены. Фактически весь процесс обучения может быть представлен как сменяющие друг друга циклы выполнения учебных заданий, а значит, и качество образования зависит не в последнюю очередь от того, насколько грамотно и последовательно выстроена цепочка упражнений и проектов, успешно выполнив которые ученик может рассчитывать на достижение целей соответствующего курса. Именно здесь, на наш взгляд, лежат основы взаимодействия преподавателя и учащегося, а также учащихся между собой, поскольку именно построение учебного задания и работы с ним определяет возможность интерактивного взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Попытаемся сформулировать условия составления системы заданий к учебному курсу «русский язык», чтобы обозначить впоследствии, где и каким образом могут быть заложены основы системной интерактивности проведения занятий по подготовке учащихся к ЕНТ:
во-первых, задания должны быть скоординированы с общими целями и задачами курса и действительно способствовать их достижению;
во-вторых, задания должны быть выстроены в определенную систему последовательных шагов достижения цели, простейшим вариантом реализации которой является соблюдение принципа движения от простого к сложному;
в-третьих, задания должны быть разнообразны, чтобы максимально охватывать спектр формирующихся познавательных навыков и функционально полезных (с житейско-прагматической точки зрения) качеств, но в то же время их разнообразие не должно превышать некоего порога, определяющегося тем, что типы заданий в рамках курса должны неоднократно повторяться, что способствует закреплению формируемых навыков;
в-четвертых, задания, предлагаемые учащемуся, должны по уровню сложности соответствовать его познавательным возможностям, несколько превышая их таким образом, чтобы "укладываться" в зону ближайшего развития (по Л.С. Выготскому);
и, наконец, в-пятых, работа по выполнению учебного задания должна быть организована таким образом, чтобы максимально эффективно конвертировать потенциал задания в формируемые навыки учащихся.
Особое внимание обращает на себя последний пункт. Организация работы с учебным заданием оказывается сферой ответственности каждого преподавателя, поскольку эта работа выстраивается каждый раз, когда учащиеся «озадачиваются» выполнением какой-либо работы, неважно, является она контрольной или формирующей.
Именно по указанной причине технология организации работы по выполнению учебного задания по русскому языку была отдельно и достаточно подробно рассмотрена на семинарах, посвященных методической подготовке учителей к организации и проведению единого национального тестирования.
В качестве основы была взята технологическая цепочка выполнения проекта:
Технологическая цепочка.
1. Подготовка к выполнению:
а) анализ задания,
б) определение цели и задач работы,
в) анализ критериев оценивания работы,
г) организация рабочего места,
д) отбор необходимых средств и информационных ресурсов.
2. Выполнение работы:
а) выделение необходимой информации,
б) работа с информацией, решение поставленных задач,
в) оформление работы.
3. Представление и анализ выполнения работы:
а) самооценивание,
б) представление готовой работы,
в) внешнее оценивание,
г) рефлексия.
Исходная посылка заключалась в универсальности перечисленных в цепочке этапов для выполнения любого учебного задания по русскому языку, включая простейшие. Другое дело, что в случае с очень простыми заданиями некоторые этапы могут сливаться или проходить неосознанно как нечто самоочевидное, но даже и в этом случае их оказывается возможным выявить при последовательном рассмотрении мыслительных операций, осуществлявшихся в процессе выполнения работы.
Для проблематизации участников семинара этапы цепочки были выданы им в виде «нарезки», то есть каждый на отдельном листочке без порядкового номера. Работа проводилась в группах, каждая группа получила задание восстановить первоначальную логическую последовательность этапов. После окончания работы получившиеся у групп цепочки были сверены между собой и с исходной. Принципиально полученные варианты совпадали. Наибольшие споры вызвало разбиение цепочки на три больших этапа:
1) подготовки, 2) выполнения, 3) представления и анализа работы. Сделанное, действительно, в значительной степени произвольно, исходя из соображений облегчения восприятия этой цепочки детьми. Из тех же соображений впоследствии номинативная формулировка пунктов технологической цепочки была дополнена упрощенной формулировкой в виде вопросов, на которые требуется отвечать для себя по ходу выполнения задания:
Технологическая цепочка в вопросах.
Данное перечисление представляет собой памятку по выполнению задания, представленную в максимально упрощенном виде. Курсивом в конце каждого пункта указано его соответствие пунктам цепочки, приведенной в Технологической цепочке.
Как ты понял, что ты должен сделать? Все ли тебе понятно в задании? 1а
Зачем тебе надо это сделать? (Цели и задачи) 1б
Как ты узнаешь, что справился с заданием? (Критерии оценивания) 1в
Что тебе нужно для выполнения задания? 1г, 1д
Какой информации тебе не хватает для выполнения задания? Какая информация тебе не нужна? (Краткое условие) 2а
Где ты будешь искать информацию? 2а
Что ты делаешь, когда выполняешь задание? 2б
Как будет выглядеть твоя работа? 2в
Как ты оцениваешь свою работу? Все ли ты сделал? Все ли ты сделал правильно? 3а
Как ты познакомишь других со своей работой? 3б
Как другие оценивают твою работу? Согласен ли ты с их мнением? 3в
Сумел ли ты защитить свою оценку работы? Что бы ты сделал по-другому? 3г
Рассмотрим технологическую цепочку подробнее, прокомментировав некоторые ее пункты. Подготовка к выполнению задания по русскому языку начинается с его анализа, в течение которого должно быть достигнуто понимание, что же собственно требуется сделать в ходе работы, и установлено, что все слова в задании понятны и его формулировка в целом не содержит «темных мест». Этот пункт очень сильно перекликается со следующим, требующим понимания цели выполнения задания, почти сливаясь с ним в единое целое. Оговоримся, что педагогическая цель выполнения задания (например, «научиться постановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении с помощью составления схем») совсем не обязательно должна совпадать с заявленной для учащихся (например, «определите, правильное ли составлена схема бессоюзного сложного предложения, основываясь на» и так далее); более того, они из соображений мотивации в большинстве случаев и не должны совпадать, если, конечно, речь идет об образовании детей.
Принципиально важным является анализ критериев выполнения задания. Если их нет или если они предъявляются только после того, как задание выполнено, учащийся ставится в крайне некомфортную для него и непродуктивную с точки зрения его развития позицию человека, вынужденного выполнять работу по своему разумению, не зная, насколько его представление совпадет с представлением того, кто эту работу будет проверять. Причем если критериев нет в принципе, то ученик никогда и не узнает, что он, собственно, сделал не так, и ( что важнее ( как он должен был сделать. Взяв даже самый простой пример с выполнением постановки знаков препинания при прямой речи, мы увидим больше, чем один критерий его оценивания: во-первых, правильно ли поставлены знаки; во-вторых, правильно ли произведена запись (поставлены все ли знаки, кавычки); в-третьих, аккуратно ли оформлен ответ при закрашивании или записи; в-четвертых, насколько быстро дан ответ.
Важны ли, к примеру, в конкретном случае, второй и третий критерии? Или важнее быстрота и правильность, представление красивого чистового варианта записи решения? А ведь от этого зависит оценка работы. Значит, надо знать критерии заранее. А если учитель почему-то их не предъявил ( не постесняться у него спросить.
Пункты об организации рабочего места при сдаче ЕНТ ( особых комментариев не требуют, но их тоже не стоит игнорировать, поскольку эти требования организуют функциональное мышление учащегося, не позволяя ему забыть о вещах, которые, возможно, кажутся неважными, но на самом деле таковыми не являются. В последующем это в полной мере скажется при выполнении сложных вопросов теста.
Далее следует этап выполнения задания. С точки зрения функциональной грамотности очень полезно с самого начала приучать ребенка к тому, что задание в его исходной формулировке может не содержать какой-то необходимой для его выполнения информации и, напротив, может содержать кучу информации, которая не нужна для получения результата. Отсюда необходимость отслеживания информационной избыточности/недостаточности задания, в результате чего формируется то, что у математиков принято называть "кратким условием" задачи. В то же время его полезность далеко не ограничивается рамками математики и может применяться и на русском языке.
Выполнение и оформление задания теста особых комментариев не требуют, а кроме того, они в значительной степени зависят от специфики и типа задания. Единственное, на что имеет смысл обратить внимание в общем случае, – это необходимость специального обращения внимания учащегося на обязательность оформления любой работы, поскольку неоформленный результат работы в глазах других людей фактически не является результатом.
Перейдем теперь к этапу представления и анализа работы (на уровне пробных тестирований). Традиционно ему не уделяется должного внимания, между тем именно подведение итогов работы придает выполнению любого задания (будь то выполнение короткого упражнения или масштабного проекта) образовательный смысл. Именно здесь выявляются ошибки, определяются пути дальнейших действий, дается оценка достигнутому уровню, определяются слабые и сильные места подготовки учащихся. Особое внимание следует обратить на то, что первым этапом всегда должна являться самопроверка, самооценивание, которое проходит с учетом критериев выполнения работы. В соответствии с его результатами работа, если ученик нашел в ней недостатки, не просто может, а должна быть проанализирована и доработана.
Анализ и доработка в значительной мере зависит от того, что за учебное задание выполнялось, но присутствуют они всегда, пусть даже в форме сдачи тетрадки с выполненными заданиями.. Далеко не обязательно представление работы осуществляется перед учителем и для него (или только перед учителем и только для него), гораздо больший эффект в среднем дает представление работы и перед товарищами «по несчастью», особенно если они выполняли аналогичное задание.
С представлением работы тесно связано ее «внешнее» оценивание (опять-таки, не обязательно только со стороны учителя; под «внешним» подразумевается любое оценивание работы, которое осуществляется не ее автором). Едва ли надо напоминать, что оценивание должно производиться на основе представленных критериев – по имеющейся шкале баллов по предмету.
Кульминацией представления работы становится рефлексия – осмысление того, насколько удачно было выполнено задание, какую работу пришлось проделать для его выполнения, можно ли было выполнить задание по-другому, с меньшими затратами сил и времени и лучшим результатом (разумеется, здесь не имеется в виду вариант «списать у другого»), чем автор доволен в своей работе и ее результате, а чем недоволен, и так далее
Рефлексия может проходить в разных формах (письменной, устной, индивидуальной, общегрупповой и др.), но если преследуется цель развития учебных навыков и, шире, личности ребенка, она должна специально организовываться, давая учащемуся возможность отстраненного взгляда на свою собственную работу, что поможет ему сконцентрироваться в случае подачи апелляции на ЕНТ.
Постановка и выполнение задания при использовании технологической цепочки дает неоднократную возможность интерактивного взаимодействия. Под этим понимается ситуация двух- или многостороннего взаимодействия между участниками образовательного процесса в рамках субъект-субъектной парадигмы, инициатива которого в каждом конкретном случае исходит не только от преподавателя и не замыкается только на нем. Фактически его можно организовавать при рассмотрении каждого из звеньев технологической цепочки, особенно в ситуациях, связанных с определением критериев оценивания работы, ее целей и задач и подведения итогов после того, как работа выполнена. Отметим только, что последовательное соблюдение технологической цепочки при выполнении всех типов заданий тестов автоматически создает ситуации взаимодействия при отсутствии у учащегося какой-то необходимой ему для выполнения задания информации или нечетком формулировании цели и неясных критериях выполнения работы.
Нормативным документом, определяющим содержание подготовки школьников по русскому языку в средней школе, является государственный стандарт и обязательный минимум содержания лингвистического образования. Проверке подлежат как знания учащихся, определяемые обязательным минимумом содержания, так и то, насколько они овладели необходимыми познавательными умениями, навыками работы с информацией.
Готовя учащихся к итоговому контролю в форме ЕНТ, необходимо проводить подобные формы текущего контроля по разным темам.
Требования, предъявляемые к заданиям теста, строятся с учетом того, что приобретаемые знания должны обладать определенными качествами. Одна качественная сторона знаний проявляется в том, что они являются отражением в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений и теорий. Другая качественная сторона их проявляется в том, что знания должны быть не формально заученными, а осмысленными, насыщенными конкретным содержанием, систематическими, взаимосвязанными. Таким образом, ученик должен показать умения не только описывать и называть, но и объяснить изученные процессы и явления, указывать их взаимосвязи и отношения, обосновывать усваиваемые положения, сделать выводы из них. Все названные проявления, называемые качеством знаний, могут быть решены с помощью тестов. В них проверяется то, насколько ученики владеют базовыми знаниями и познавательными процедурами.
Технология контрольно-обучающего тестирования при подготовке к ЕНТ.
Одним из наиболее распространенных методических приемов в преподавании отдельных предметов, в том числе и в преподавании русского языка, особенно при подготовке учащихся к ЕНТ, сегодня является использование тестов. Причем тесты используют не только с целью осуществления контроля за ЗУН (знаниями, умениями и навыками), но и как контрольно-обучающий метод:
1. Перед изучением нового материала, чтобы определить уровень подготовленности класса к его восприятию (входной контроль) или выделить в проблеме основные смысловые блоки.
2. Организация групповой самостоятельной работы с источниками, в которых учащиеся ищут ответы на поставленные в тесте вопросы. В этом случае учащиеся должны не только определить правильный ответ, но и обосновать свой выбор.
3. Эффективна постановка задачи на самостоятельное составление тестов учащимися по пройденному материалу.
В ходе контрольно-обучающего тестирования могут быть использованы и такие варианты, как работа экспертов из состава учащихся, перенос незавершенного тестирования на домашнее задание, работа над тестом в группе с последующей защитой коллективно избранной позиции.
Технология полноценного сотрудничества при подготовке к ЕНТ.
Не секрет, что зачастую хорошо подготовленный тест вызывает разочарование, так как ожидаемый учителем результат расходится с реальным. В чем дело? Нередко причина заключается в том, что учитель переоценил знания учащихся, предлагая выбранный им вариант тест. Чтобы избежать этого, можно предложить использовать технологию методики полноценного сотрудничества (10-11 классы), в этом случае у учащихся уже имеются знания по изучаемым темам.
Построение любого урока с использованием такой технологии выглядит приблизительно таким образом: учащиеся, заранее ознакомленные с тематикой будущего урока, должны составить тестовые вопросы, на которые они хотели бы получить ответы в ходе урока (такое задание можно выполнять в группе или индивидуально; дома (в виде опережающего задания) или прямо на уроке (этап мотивации). Оптимальное количество вопросов – 2 - 4. Далее в ходе обсуждения отбираются основные, которые необходимы для раскрытия темы и как отвечающие интересам учащихся.
По характеру вопросов учитель еще до начала урока определяет уровень знаний и подготовки как отдельных учащихся, так и всего класса в целом и корректирует свои планы на данный урок. Работа над вопросами позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, заставляя их не только вспомнить ранее изученный материал, но и разобраться в том, что им еще хотелось бы узнать на уроке. Таким образом, заинтересованным в конечном результате урока становится не только учитель, но и ученик. Составляя тестовые вопросы, ученики одновременно кратко формулируют причину, которая побудила их поставить этот вопрос.
В более подготовленном классе можно предложить спрогнозировать возможный вариант решения выдвинутой ими проблемы. Этим мы не только оказываем им доверие, но и еще больше активизируем познавательный процесс.
В процессе объяснения нового материала ребята либо подтверждают или уточняют свои знания, либо опровергают их. По времени эта вводная часть урока занимает не более 5 -7 минут, максимум – 10. В данном случае лучше всего работать в группах по 2 - 4 человека (один готовит вопросы, другой – пояснения на их основе, третий прогнозирует результат. Сотрудничество в группе распределяют самостоятельно).
После завершения вводной части следует объяснение нового материала по любой возможной, соответствующей новому материалу и уровню подготовки класса технологии.
После объяснения – подведение итогов: учащиеся отвечают на вопросы:
а) получили или нет они ответы на свои вопросы;
б) в каком объеме они получили ответы;
в) как они могут оценить свои знания после урока.
Это задание выполняется самостоятельно. Для систематизации работы можно использовать таблицу:
Тема урока
Цель урока
Комментарий
Результат работы
Самооценка
вопросы, поставленные в начале урока
почему и что хотел узнать
получил ли ответ
в каком объеме
остались ли после
объяснения вопросы или возникли вновь?
Проанализировав данную таблицу, учитель не только имеет представление о знаниях своих учеников, но и перспективы дальнейшей своей работы с ними, а также уровень адекватности их самооценки.
Некоторые варианты интерактивных технологий
Признание творческой природы личности каждого ребенка, наличия в нем внутренней активности приводит к отказу от усвоения определенного объема соответствующих знаний как главной цели образовательного процесса. Главная цель – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии.
В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности. Например, работа в группах связанная с самостоятельным исследованием проблемы «Предложения с обособленными и необособленными членами предложения». Ребята разбиваются на группы, каждая из которых пытается найти свой вариант ответа. В ходе обмена мнениями вырисовывается реальная ситуация, которая приводит к общему выводу по теме. Особенность инновационных технологий заключается в том, что в этом случае главным действующим лицом на уроке становится ученик. Учитель же организует и стимулирует учебный процесс.
Тестирование как метод педагогического контроля
1. Традиционные формы педагогического контроля
Методы обучения в их традиционных вариантах подразделяют на методы преподавания, методы учения и методы контроля.
Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе:
оценочную,
стимулирующую,
развивающую,
обучающую,
диагностическую,
воспитательную и др.
Процесс контроля - это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны его правильная постановка способствует улучшению качества подготовки учащихся.
В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной.
Систему контроля образуют экзамены и зачеты, устный опрос, контрольные работы, коллоквиумы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчеты. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места.
Перечисленные методы диагностирования успеваемости учащихся имеют определенные недостатки. Рассмотрим некоторые из них. Могут возникать трудности, связанные с особенностями учительской работы:
довольно часто проявляется несовпадение требований разных преподавателей, отличия в их уровне строгости при оценке одного и того же ответа;
различие в профессиональной квалификации;
при организации текущих проверок знаний большого числа учащихся, когда оценивание проводится, главным образом, лишь по формальным критериям, наблюдается загруженность преподавателя рутинной мало творческой работой, связанной с большим объемом информации, которую требуется подготовить, обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток времени;
возможная небеспристрастность преподавателя (по психологическим и иным причинам) к оценке ответов некоторых учащихся;
иногда оценки, выставляемые учащимся, оказываются недостоверными из-за опасения преподавателя, что они будут использованы для оценивания работы самого преподавателя.
Трудности, связанные со спецификой традиционной формы проверки знаний. Такие, как отсутствие четко сформулированных стандартов знаний и конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной оценки (часто учитель мучается с вопросом: "Какую оценку поставить - "неуд" или все же можно оценить как "удовлетворительно"?").
Трудности, связанные с учащимися: использование шпаргалок, списывание, "взаимопомощь" на экзамене, что искажает достоверность оценки знаний учащихся и мешает преподавателю объективно взглянуть на качество своей педагогической работы.
На современном этапе при оценке знаний учащихся перечисленные проблемы в большей степени решаются использованием такой формы контроля, как тестирование.
2. Тестирование как метод педагогического контроля
Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств педагогов). Как утверждает А.Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.
В литературе встречается следующее определение тестов достижений. Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями и учащимися результативность познавательной деятельности учащихся, т.е. оценить степень и качество достижения каждым учащимся целей обучения (целей изучения).
Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем обычная оценка.
Тесты достижений отличаются от собственно психологических тестов (способностей, интеллекта). Их отличие от тестов способностей состоит, во-первых, в том, что с их помощью изучают успешность овладения конкретным, ограниченным определенными рамками, учебным материалом. На формирование способностей (например, пространственных) влияние обучения также сказывается, но оно не является единственным фактором, определяющим уровень их развития.
Во-вторых, различие между тестами определяются целями их применения. Тесты достижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями с целью определения эффективности программ, учебников и методов обучения, особенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов и т.д., т.е. с помощью этих тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех или иных дисциплин или их разделов.
Вместе с тем нельзя отрицать, что тесты достижений также могут в определенной степени предсказывать темпы продвижения учащегося в той или иной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения.
Для того чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный учащийся, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений.
Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, таблицами, энциклопедиями и словарями.
Существуют также тесты, направленные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей степени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта и высоко коррелируют с последними. Поскольку тесты достижений предназначены для оценки эффективности обучения по конкретным предметам, то обязательным участником формулирования отдельных заданий должен стать учитель.
Отдельные тесты достижений можно объединять в тестовые батареи, что позволяет получать профили показателей успешности обучения. Обычно тестовые батареи предназначаются для разных образовательно-возрастных уровней и не всегда дают результаты, которые можно сопоставлять друг с другом для получения целостной картины успешности обучения от курса к курсу. Однако в последнее время созданы батареи, позволяющие получать и такие данные.
По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями и, если необходимо, стимульный материал или аппаратуру, лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных.
В руководстве приводятся данные о целях тестирования, выборке, для которой тест предназначен, результатах проверки на надежность, способах обработки и оценки результатов. Задания теста, сгруппированные в субтесты (группы заданий, объединенные одной инструкцией), помещены в специальной тестовой тетради (тестовые тетради могут быть использованы многократно, поскольку правильные ответы отмечаются на отдельных бланках). Если тестирование проводится с одним испытуемым, то такие тесты носят название индивидуальных, если с несколькими - групповых. Каждый тип тестов имеет свои достоинства и недостатки. Преимуществом групповых тестов является возможность охвата больших групп испытуемых одновременно (до нескольких сот человек), упрощение функций экспериментатора (чтение инструкций, точное соблюдение времени), более единообразные условия проведения, возможность технической обработки данных и др.
Основным недостатком групповых тестов является снижение возможностей у экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемыми, заинтересовать их. Кроме того, при групповом тестировании затруднен контроль за функциональным состоянием испытуемых, таким, как тревожность, утомление и др. Иногда для того, чтобы понять причины низких результатов по тесту какого-либо учащегося, следует провести дополнительное индивидуальное собеседование. Индивидуальные тесты лишены этих недостатков.
Тестирование широко используется в учебных заведениях для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся. Как уже указывалось, результаты тестирования могут выступать и как оценка качества преподавания, а также как оценка самих испытательных материалов.
Не меньший интерес представляет изучение результатов тестирования для определения качества лекции или семинара. Например, пусть в потоке у учителя несколько классов, и во всех проведено тестирование по заданному разделу курса. В тесте имеется определенное количество теоретических вопросов и практических задач. Каждый вопрос соответствует какой-либо теме. По этой же теме в тесте прилагается практическая задача. Если учащиеся во всех классах плохо справились с каким-либо теоретическим заданием и практической задачей к этому вопросу, следовательно, не уделено достаточного внимания этой теме.
В настоящее время наиболее часто используются следующие варианты тестовых контрольных мероприятий:
"автоматический", когда обучаемый выполняет задание в непосредственном диалоге с компьютером, результаты сразу переносятся в блок обработки;
"полуавтоматический", когда задания выполняются письменно, а ответы со специальных бланков вводятся в компьютер (решения не проверяются);
"автоматизированный", когда задания выполняются письменно, решения проверяются преподавателем, а в компьютер вводятся результаты проверки.
Особенностью первых двух является отстраненность учителя от проверки результатов испытаний. В этом случае, казалось бы, их объективность повышается. Однако, при этом утрачивается значительная часть информации, которую можно было бы получить при анализе результатов тестирования с использованием человеческого фактора.
В "автоматическом" режиме такой потери можно избежать. Но при использовании такого метода на сегодняшний день возможно появление некоторых специфических проблем. Не все учебные заведения могут позволить себе оснастить классы дорогостоящим компьютерным оборудованием в достаточном количестве.
Отсутствие навыков пользователя у обучаемых. Иногда приходится работать с учащимися, у которых по каким-то причинам нет достаточной компьютерной подготовки, или же они вообще никогда не общались с компьютером. Сложность и дороговизна разработки программного обеспечения. Существует проблема распознания ответов произвольной формы в открытых текстовых заданиях.
Одним из наиболее актуальных направлений развития компьютерных технологий в образовании является разработка специализированных систем проверки знаний учащихся. Их активное использование помогает поддерживать нужный образовательный уровень учащихся, предоставляет преподавателю возможность уделять больше внимания индивидуальной работе с учащимися.
3. Формирование оценочной шкалы тестового контроля
При создании тестов возникают определенные трудности в части формирования шкалы оценок правильности выполнения заданий учащимися.
Оценка знаний - один из существенных показателей, определяющих степень усвоения учащимися учебного материала, развития мышления, самостоятельности. Оценка должна побуждать учащегося к повышению качества учебной деятельности.
Очевидно, что при формировании шкалы оценок велика доля субъективизма, поскольку здесь многое будет зависеть от опыта, интуиции, компетентности, профессионализма учителя.
На сегодня еще часто встречается метод "проб и ошибок" при формировании шкалы оценок. Поэтому реальные знания учащегося не получают объективного отражения - как негативные последствия - снижается стимулирующее воздействие экзаменационной оценки на познавательную деятельность учащегося, на качество учебного процесса в целом.
4. Требования, предъявляемые к учителю при составлении тестовых заданий.
При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладения учащимися определенными учебными дисциплинами или их разделами. Так, необходимо проанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тесте разных учебных тем, понятий, действий и т.д. Тест не должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями с акцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тест включать точные формулировки из учебника или фрагменты из него. Задания теста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы все учащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое.
Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.
Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений.
Задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий формулы, определения и т.д. При этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми. Это не задачи для устного счета. Вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки.
5. Достоинства и недостатки тестирования.
Одним из недостатков тестового метода контроля знаний учащихся является то, что создание тестов, их унификация и анализ - это большая кропотливая работа.
Возможно возникновение и других трудностей. Довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д.
Но, несмотря на указанные недостатки тестирования как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в учебных заведениях.
К достоинствам следует отнести следующее:
большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;
исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного учителя;
ориентированность на современные технические средства, на использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем;
универсальность, охват всех стадий процесса обучения.
Отметим и другие достоинства. Тестированный опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учащимся, а также помогает учителю скорректировать учебный курс.
В итоге следует заметить, что использование тестирования учащихся поможет объективно провести аттестацию школы, которая проводится с целью установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.
Систематическое проведение контрольных мероприятий с помощью составленных на высшем уровне инструментов контроля позволяет формировать высококлассных специалистов в различных областях знаний, готовых применять накопленный багаж знаний в любую минуту.
15