Психологическое сопровождение «трудных детей» и детей «группы риска»


Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
профессиональный лицей № 114
Московской области

Подготовила и выступила:
педагог-психолог ГБОУ НПО ПЛ № 114 МО
СТЕПИНА ЖАННА АЛЕКСАНДРОВНА
г. Орехово-Зуево
2014
Социально-экономическая нестабильность и неустойчивость ценностных ориентаций в обществе затрудняют процесс адекватного развития личности ребёнка.
Статистика сегодняшнего дня показывает, что количество подростков, имеющих отклонения в развитии, состоянии здоровья, поведении и нуждающихся в коррекционной, компенсирующей, реабилитационной работе постоянно растет, достигая 45 – 50% от общего контингента (по данным Н.П. Вайзмана).
С каждым годом увеличивается число детей так называемой «группы риска» - категория детей, которая в силу определённых обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов.
Рассматриваемая категория детей в большей степени, чем другие, склонна к риску возникновения социальной дезадаптации, что приводит к росту числа подростков среди наркоманов.
Самой главной причиной попадания детей в группу риска является семейное неблагополучие (гипоопека, гиперопека, чувство ненужности и одиночества в семье, хаотичное воспитание, алкогольная и другие зависимости членов семьи). Семейное неблагополучие порождает огромное количество проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций.
В категорию «трудных» попадают самые разные учащиеся: дети из неблагополучных семей, неуспевающие, недисциплинированные, дети с различными нервными и психическими расстройствами, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Целью моей работы с детьми группы риска в ГБОУ НПО ПЛ № 114 МО является создание благоприятных условий для личностного развития учащегося (социального, духовно-нравственного, интеллектульного), осуществление психолого-педагогической поддержки данной категории учащихся.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
Своевременное выявление детей группы риска
Изучение мотивации и причин, приводящих к дисциплинарным нарушениям в лицее и вне лицея среди учащихся
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, попавших в трудные жизненные ситуации;
Диагностика эмоционального состояния учащихся
Формирование личностных нравственных качеств подростков
Изменение ценностного отношения к правонарушениям, формирование личной ответственности за своё поведение
Вовлечение учащихся в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям, психическому состоянию
Уменьшение фактора риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в среде подростков
Формирование у подростков данной группы нравственных качеств, представлений о здоровом образе жизни
Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения
Развитие коммуникативных навыков у детей с девиантным поведением.
Развитие психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов, учащихся.
К основным трудностям детей группы риска относятся
- проблемы взаимоотношений с педагогами, другими взрослыми;
- негативный образ «Я», неадекватная самооценка;
- отсутствие позитивных жизненных целей;
- трудности в обучении.
Формы работы: наблюдение за ними (поведение на занятиях, переменах, в столовой, на различных мероприятиях и т.п.), индивидуальные коррекционные и профилактические беседы, индивидуальные коррекционные занятия, групповые формы работы (тренинги, классные часы, воспитательные мероприятия).
В соответствии с целью и задачами психологического сопровождения основными направлениями в деятельности педагога-психолога ПЛ № 114 являются: профилактика, выявление детей группы риска, диагностика, консультирование, коррекция, просветительско-образовательная деятельность.
При выявлении детей группы риска учитываются следующие критерии: стойкая неуспеваемость, пропуски занятий без причины, трудности во взаимодействии с педагогами, сверстниками, употребляют алкоголь, нарушения в эмоционально-волевой сфере, высокий уровень агрессивности. Выявление данной категории учащихся осуществляется сбором информации о социальном неблагополучии (взаимодействие с классным руководителем, социальным педагогом, инспектором ОДН). На каждого учащегося составляется индивидуальная карта, которая заполняется по мере поступления различной информации на протяжении всего обучения ребенка в лицее (показания здоровья, сведения о семье, сведения о психических процессах учащегося).
Профилактическая деятельность направлена на предупреждение возможных социально-психологических проблем у учащихся; специфическую помощь учащимся группы риска и осуществляется на основе совместной деятельности педагога-психолога, классного руководителя, социального педагога, заместителя директора по УПР, методической службы, преподавателей и мастеров п/о. Заключается в участии в заседаниях совета профилактики лицея, разработке конкретных рекомендаций педагогам, учащимся лицея, при необходимости внесении предложений о снятии с внутрилицейского контроля. С целью профилактики суицидального поведения и бродяжничества среди учащихся, были проведены занятия, игры, тренинги по формированию мотивационной сферы в реализации жизненных планов.
На этапе диагностики изучаются личные особенности и черты характера учащегося группы риска, интеллектуальное развитие. Изучаются интересы и потребности учащегося. Диагностика проводится в индивидуальной и групповой формах. Анализ личностных особенностей учащихся Профессионального лицея № 114 показывает дисгармоничное развитие их личности, низкие адаптационные возможности, особенно в сфере поведенческого самоконтроля, наличие акцентуированных черт характера, неадекватно завышенной самооценки, что, в свою очередь, может привести к развитию различных форм девиантного поведения.
После диагностики личности формулируется проблема ребёнка, разрабатываются рекомендации, план деятельности педагога-психолога с детьми группы риска.
Консультативное направление подразумевает под собой решение проблем детей группы риска с учащимися, их родителями и педагогами. Цель консультативной деятельности: оптимизация взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса. Проводится и индивидуальное, и групповое консультирование.
Просветительско-образовательное направление осуществляется через приобщение педагогов и родителей к психологической культуре. Для родителей учащихся ежемесячно изготавливаются памятки на различную тематику: «Профилактика вредных зависимостей у детей», «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Чем и как увлекаются подростки», «Куда уходят дети». Данная деятельность осуществляется с целью повышения психологической компетентности родителей, оптимизации детско-родительских отношений, обеспечения родителей знаниями, способствующими развитию эффективного общения с детьми.
Для учащихся разрабатываются классные часы и воспитательные мероприятия по формированию здорового образа жизни и профилактики вредных привычек. В основе классных часов лежит программа «Твоё здоровье». Целью факультативного курса «Твоё здоровье» в учреждениях НПО является формирование устойчивого интереса обучаемых к проблемам своего здоровья, бережного к нему отношения, а также выработке умений и навыков поведения, обеспечивающего сохранение оптимального уровня своего здоровья. Эта цель предполагает актуализацию и углубление минимума знаний, необходимых для учащихся, чтобы они смогли осознанно относится к проблемам, связанным с собственным здоровьем.
Коррекционная работа направлена на обеспечение условий, способствующих сохранению психического здоровья детей группы риска.
С учащимися проводятся тренинги на развитие познавательных способностей (памяти, внимания, интеллекта), на формирование конструктивного общения с окружающими, на сплочение группы.
Учащиеся «группы риска» привлекаются к организации внеклассных, воспитательных, общелицейских мероприятий (определение темы, разработка конспектов, поиск информации, создание презентаций).
При психологическом сопровождении детей группы риска используются следующие технологии: технологии критического мышления (мозговой штурм – принимая в них участие ребята учатся высказывать свои предложения, идеи), коллективное творческое дело (способствует развитию межличностного взаимодействия, творчества, повышает социальную активность учащихся), тренинг (позволяет снимать стереотипы и решать личные проблемы учащихся), ролевая игра (создаёт возможности для получения опыта другого поведения; является очень эффективным средством обучения, т.к. позволяет учащимся посмотреть на своё поведение и действия других со стороны), групповая дискуссия (дети учатся находить компромисс и отстаивать свои взгляды и жизненные позиции конструктивными способами).
В результате работы с детьми группы риска наблюдается положительная динамика в направлении снижения агрессивности, освоении правил социального поведения и взаимодействия с другими людьми.
Еще одна используемая форма работы - просвещение через информационные стенды. Периодически стенды обновляются, согласно запланированной тематике: «Готовимся к экзаменам», «Стресс и способы его преодоления», «ТВОЁ ЗДОРОВЬЕ», «Учимся конструктивному взаимодействию», «Алкоголь и его влияние на организм».