Статья Психологическое сопровождение одаренных детей
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Романова С.В.
студентка группы СПЛ-10 Нижегородского государственного университета имени Козьмы Минина, факультет психологии и педагогики, кафедра специальной педагогики и психологии
Консультант: Жулина Е.В
кандидат психологических наук,
доцент кафедры специальной педагогики и психологии НГПУ имени К.МининаНижний Новгород, Россия
PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR GIFTED CHILDRENRomanova S.V.Student group CPF-10 Nizhny Novgorod State University named Kozma Minin, Faculty of Psychology and Pedagogy, Department of Special Education and PsychologyConsultant: Zhulin E.V.
assistant professor of special education and psychology NGPU behalf K.MininaNizhny Novgorod, Russia
Согласно проведенным исследованиям выявлены теоретические причины особого внимания к одаренным детям и особенности их жизни в социуме.
Аннотация
Пользоваться ярлыком «одаренный ребенок» в последнее время стало очень модно — даже тогда, когда для этого нет достаточных оснований. То, что этим грешат родители, — понятно. И отношение к такому «диагнозу» может быть снисходительное. Когда же это исходит от психолога — это уже вердикт, на который будут ориентироваться другие специалисты и родители. Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления ни о природе одаренности, ни к полному списку проблем одаренного ребенка. Но этого проблемы юного гения не исчезают сами собой, а развиваются, шагая в ногу со временем.
Ключевые слова: одаренность, ребенок, проблемы, нестандартное поведение, помощь.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной, что связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Постоянная динамика современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.
Увеличивается количество одаренных по различным категориям детей, а вместе с этим растет и количество проблем, с которыми сталкивается неординарный ребенок в современном обществе, требующий индивидуального подхода и бережного отношения к его хрупкой личности. Помочь решить уникальному ученику его психологические проблемы – задача специальной психологии. Вопросом изучения детской одаренности и способами работы с одаренными детьми занимались: Беляева Н.В., Савенков И.А., Богоявленская Д.Б., Титова С.В, Шумакова Н.Б и многие другие.
Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Может быть, поэтому уже само упоминание о ней вызывает у многих родителей чувство тревоги, внутреннего напряжения. «Увидеть одаренного ребенка далеко не так просто», для этого нужна настоящая педагогическая интуиция (родительский или учительский талант) либо серьезная психологическая подготовка.
Под натиском социума многие дети скрывают свою тягу к тому или иному предмету, поятся быть не понятыми, осмеянными сверстниками. Невероятно трудно увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать. Исследования и практика показывают, что развитие таланта может быть задержано, а иногда и загублено на любом этапе развития. Чем раньше педагоги и психологи выявят одаренность, определят ее тип и предложат индивидуальную программу развития, тем быстрее вырастет мотивация детей к учебной деятельности и общественной жизни в школе. Необходимо, чтобы родители и педагоги последовательно развивали уникальные способности одаренного ребенка, создавая необходимые условия для его роста.
В связи с этим раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм.
Еще до поступления ребенка в школу родители часто сталкиваются с определенными трудностями. Например, школьная администрация отказывается принимать детей, не достигших школьного возраста, на том основании, что они не готовы к школе в социальном плане. Но многие специалисты в этой области утверждают, что в школу раньше обычного надо отдавать всякого ребенка, IQ которого находится на высоком уровне (около 130).
Почему родители хотят, чтобы ребенок рано пошел в школу? Некоторые родители отвечают, что дочь их вполне справится или что сын заметно опережает товарищей по подготовительной группе и пора ему заняться чем-то посложнее. Всегда нужно задаваться вопросом о том, должна ли гибкость и свобода в занятиях дошкольника приноситься с такой готовностью в жертву строгой школьной регламентации, ориентированной на весь класс. Возможность исследовать окружающий мир у ребенка немало и дома, и во дворе, и в библиотеках, музеях и парках.
Важную роль играет семья, дом в формировании позитивной Я-концепции одаренного ребенка. Рано пошедший в школу ребенок лишается этого аспекты формирования личности, для него многолетний процесс постоянного и тесного общения с родителями сокращается. Значение же семья для эмоционального, личностного здоровья невозможно переоценить. Если родители рассматривают школу как часть, пусть и очень важную, системы детского образования они будут иметь больше возможностей для принятия правильного решения.
Но, в то же время, каждый ребенок требует индивидуального подхода, и для некоторых, отличающихся особо выдающимися способностями детей раннее поступление в школу или колледж – абсолютно правильный шаг.
Для ребенка важна свобода выбора для самостоятельного освоения мира. Она необходима для создания хорошей основы для будущих структурированных академических занятий.
О проблеме диагностики одаренности постоянно говорят и много пишут. Как часто ошибки в диагностики приводили к неверным прогнозам и ставили крест на судьбе талантливого человека? Ответить на этот вопрос крайне трудно, ведь этого никто не знает. Но хорошо известны другие случаи, когда вопреки негативной оценке «специалистов» люди добивались выдающихся результатов, доказывая тем самым ошибочность этих оценок.
Для выявления и сопровождения развития одаренных детей С.В.Титова разработала и подобрала особый пакет психолого-педагогической диагностики и коррекции, который существенно помогает педагогам-психологам и социальным педагогам консультировать классных руководителей по содержанию работы с детьми.
Следует понимать, что одаренный ребенок нуждается в особом подходе со стороны родителей, педагогов и сверстников. С этим запросом обычно семья и обращается к психологам-консультантам в центры психологического консультирования. Перед одаренным ребенком встает широкий спектр психологических трудностей: в нахождении близких по духу друзей; проблемы участия в играх и развлечениях сверстников; проблемы конформности (старание подстроиться под окружающих, попытки казаться таким как все, отказ от собственной индивидуальности); достаточно ранний интерес к вопросам мироздания, судьбы; ярко выраженная асинхрония, ведущая к потере учебной мотивации и активности.Одаренные дети часто конфликтуют со сверстниками и взрослыми, стремятся к нетрадиционным решениям, плохо слушаются педагогов и родителей, недостаточно контролируют свое поведение. Педагогам приходится уделять им много внимания, искать специфические подходы, творчески относиться к работе. Вследствие этого педагоги очень часто относят одаренных к трудным детям. С другой стороны одаренные дети быстро находят решения разнообразных задач, легко запоминают и перерабатывают большое количество информации, обладают высоким уровнем развития мышления и речи, необыкновенной познавательной активностью. Этим они резко отличаются от школьников, испытывающих трудности в обучении. Однако родителям, не принимающим участие в образовательном процессе нелегко самостоятельно понять, является ли их ребенок одаренным. Совет психолога, объективные данные об интеллектуальном и творческом потенциале дошкольника могут помочь не только преодолеть трудности, но и спрогнозировать его будущее, выбрать соответствующую программу и учреждение, способное развивать таких детей.
Разобраться в такой ситуации непросто, и психологу приходится использовать не только специальные методики для детей, но и анкеты, беседы с родителями и детьми. Важно помочь взрослым в осознании причин возникающих трудностей и совместно наметить пути их решения. Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.
Литература.
Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе. - Ярославль.: Народное образование, 1999.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль.: Академия развития, 2004.
Титова С.В. Дети группы риска в общеобразовательной школе. – СПб.: Питер, 2008.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренного ребенка. – М.: Воронеж, 2004.
http://www.psyparents.ru http://www.psychology.ru/library/ http://deti.e1.ru/theory.htm#Problem