Программа Психологическое сопровождение одаренных детей
Программа
«Психолого – педагогическое сопровождение одаренных детей»
Пояснительная записка
Актуальность программы: на сегодняшний день, самоценность личности ее уникальность и неповторимость должны быть культивированы во всех государственных общественных учреждениях не проходя ступень школьного образования мимо. Поэтому важно развивать одаренность в каждом ребенке. Ведь одаренные дети - главное национальное богатство, основа будущих успехов государства во всех сферах жизни залог процветания. Разглядеть одаренного ребенка в сфере образования очень сложно. На сегодняшний день не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление одаренных учащихся носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого-педагогических исследованиях. Об одаренности ребенка зачастую педагоги судят по успеваемости школьника. Правильно ли это? Однако у одаренного ребенка много социально - психологических проблем: в сфере общения и поведения, а также во внутриличностном состоянии.
Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество социально-психологических и внутриличностных противоречий.
Поэтому на современном этапе очень остро стоит вопрос о выявлении и психологическом сопровождении одаренных детей.
Под одаренностью стоит понимать системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный – отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
– наличие специфических стратегий деятельности (быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом);
– сформированность индивидуального стиля деятельности, связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции;
– особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности);
– своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
- повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия;- повышенная познавательная потребность, которая проявляется в любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности;
- ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело;
- предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;
- высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Общепринято выделяют следующие виды одаренности:
В практической деятельности – одаренность в ремеслах, спортивная и организационная.
В познавательной – интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В художественно-эстетической деятельности – хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность.
В коммуникативной деятельности – лидерская и аттрактивная одаренность.
В духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать: актуальную одаренность; потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.
Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).
Особенности развития одаренных детей.
Познавательное развитие.
1. Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
3. Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.
5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
Психосоциальная чувствительность.
1. Одаренные дети обнаруживают обострённое чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.
2. Они предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья или сестры) весьма характерны для одаренных детей.
4. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.
6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная чувствительность.
7. Эгоцентризм в этом возрасте, как и у обычных детей.2
8. Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
Физические характеристики.
1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей
Проблемы одаренных детей.
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей предполагает реализацию следующих его направлений:
1.диагностического;
2. консультационного;
3.коррекционно - развивающего;
Психолого – педагогическое сопровождение одаренных детей предусматривает также и экспертизу программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений. Рассмотрим каждое основное направлениеболее подробно.
Диагностическое направление направленно на изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. При реализации данного направления, педагогам и психологам необходимо помочь одаренным школьникам осуществить выбор деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личностные свойствами и особенностями. Диагностика одаренности должна опираться на следующие принципы: комплексность оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам; оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития и др. Для образовательной практики оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Диагностику одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иначе говоря, диагностика детской одаренности должна быть ориентирована не на результат, а на процесс: от диагностики отбора необходимо перейти к диагностике прогноза и развития.
Консультационное направление призвано, не только поддержать одаренного школьника в его выборе деятельности, но и обеспечить формирование самой способности к сознательному ответственному выбору. Предметом пристального внимания специалистов должна стать способность учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути.
Развивающее и коррекционное направление работы. Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Поэтому главные цели всей коррекционно-развивающей работы с одаренными детьми должны быть направлены на: - формирование у детей уверенности в успехе и признании, возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищённость; - развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний; - развитие коммуникативных навыков; - снижение уровня тревожности; - формирование адекватной самооценки; - обучение методам релаксации и визуализации. Основные направления развивающей работы с одаренными детьми могут быть представлены как организация групповой и индивидуальной рефлексии; групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д. При проведении коррекционной работы специалисты системы сопровождения имеют определенные эталоны психического развития. Поэтому, как правило, за коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений.
Формы выявления одаренных детей:
1. наблюдение;
2. общение с родителями;
3. психологическое тестирование, анкетирование, беседа;
4. олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции.
Формы работы с одаренными детьми:
1. работа по индивидуальным планам;
2. участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
3. тренинговая работа;
4. кружки по интересам;
5. курсы по выбору учащихся
6. проектная и исследовательская деятельность
7. проблемное обучение.
Базовые принципы выявления и сопровождения одаренных детей:
1.Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплексным. Это позволило бы использовать различные источники информации и охватывать более широкий спектр его способностей. Оценивание ребенка как одаренного не должно являться самоцелью, а служить стимулом его дальнейшего развития и продвижения. Выявление одаренных детей необходимо связывать исключительно задачами оказания психологической помощи и педагогической поддержки.
2.Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях – жизненных и учебных.
3. Важен анализ поведения ребенка в тех видах деятельности, которые в максимальной соответствуют его склонностям и интересам.
4.Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно корректировать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности.
5. Предпочтительна опора на валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение, экспертные оценки.
Цели программы:
- содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной устойчивости;
2. Формирование навыков саморегуляции;
3. Преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах);
4. Формированию коммуникативных навыков;
5. Разработать механизм выявления одаренных детей;
6. Создание условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных детей;
7. Расширяение возможностей для участия одаренных и способных детей в конференциях, выставках, олимпиадах и конкурсах различного уровня.
8. Повышение квалификации педагогов по проблеме работы с одаренными детьми
9. Оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и развитии одаренного ребенка
Целевая группа: учащиеся, имеющие признаки одаренности.
Ожидаемые результаты:
Развитие творческих и интеллектуальных способности каждого.
Повышение уверенности детей в себе и в своих способностях.
Снижение уровня тревожности.
Программу реализует: педагог – психолог
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Мероприятия
Предполагаемые формы и средства, содержание деятельности Цели и задачи Контингент Сроки Вид итогового документа
Индивидуальное и групповое психологическое обследование учащихся с целью выявления академической одаренности Индивидуальная и групповая диагностика с использованием следующих методик:
- тест Равена;
- «Интеллектуальный портрет»;
-«Нормативная шкала диагностики одаренности» (Холл И.Г., Скинер Н.); Выявленные одаренности учащихся 1-11 класс
ноябрь Аналитическая справка
Индивидуальное и групповое психологическое обследование родителей Индивидуальная и групповая диагностика с использованием следующих методик:
- Анкета для родителей;
-Методика оценки общей одаренности. Выявление доминирующих интересов, Систематизация представлений об умственных способностях учащихся, оценка видов одаренности Родители В течение года Аналитическая справка
Индивидуальное и групповое психологическое обследование педагогов(по запросу) Индивидуальная и групповая диагностика с использованием следующих методик:
- Карта интересов;
- Методика «Карта одаренности»;
- «Интеллектуальный портрет». Педагогический коллектив
В течение года Аналитическая справка
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
Развивающие занятия с учащимися, выступающими на олимпиадах различного уровня; учащихся, на этапе подготовке защиты исследовательских работ Групповые тренинги Развитие навыков уверенного поведения 1 – 11 класс В течение года Журнал учета видов работы педагога-психолога
Организация групповых занятий с учащимися по развитию навыков для публичного выступления. Проведение коррекционно-развивающих занятий:
- психогимнастика, игры и игровые упражнения, сказкотерапия, тренинговые занятия Повышение самооценки, развитие коммуникативных навыков, двигательное и эмоциональное раскрепощение детей, развитие самосознания 1 – 11 класс В течение года Журнал учета видов работы педагога-психолога
Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности, психорегуляции, творческого саморазвития Проведение коррекционно-развивающих занятий:
- психогимнастика, игры и игровые упражнения, сказкотерапия, тренинговые занятия 1 – 11 класс В течение года Журнал учета видов работы педагога-психолога
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Индивидуальные и групповые консультации для родителей одаренных детей Консультации по вопросам:
- индивидуальных особенностей одаренных детей;
- рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся. Оказание консультативной помощи в проблемных ситуациях, информирование о школьных проблемах ребенка и путях решения проблемных вопросов Родители В течение года Журнал учета видов работы педагога-психолога
Индивидуальные консультации для педагогов Консультации для классных руководителей по выявлению познавательной и творческой одаренности учащихся, уточнение «банка данных» одаренных детей.
Консультационно-методическая работа по сопровождению и созданию образовательного маршрута для одаренных детей Педагогический коллектив В течение года Журнал учета видов работы педагога-психолога
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА
Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников (по запросу) Родительское собрание на темы:
- «Если ваш ребенок одарен»;
- «Создание в семье психологического климата, способствующего развитию творческих способностей и деятельности школьника»;
- «Формирование учебной мотивации». Повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения Родители В течение года Журнал учета видов работы педагога-психолога
Оказание методической помощи учителям-предметникам, классным руководителям по организации работы развития интеллектуальных способностей обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности Лекторий «Сопровождение одаренных и талантливых детей» «Сущность одаренности. Виды одаренности Разработка и планирование единой стратегии психолого-педагогического сопровождения школьников
Педагогический коллектив Октябрь - апрель Протокол проведения педагогического консилиума
Организация и проведение семинаров:
Организация и проведение семинаров на темы:
«Инвариантные условия работы с одаренными детьми». Педагогический коллектив март Протокол проведения педагогического консилиума