Психологическое сопровождение одаренных детей в общеобразовательном учреждении


Е.Ю. Гаврилец, педагог-психолог
МБОУ СОШ №6 им. Ф.И. Ярового, ст. Новолеушковской,
Павловского района, Краснодарского края
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
«Если дети - национальное достояние любой страны, то
одаренные дети – ее интеллектуальный и творческий
потенциал»
Р.Н. Бунеев Основной задачей современного образования является помощь ученику в его становлении как личности, признание его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных возможностей, создание условий для их максимальной реализации. Такую возможность необходимо предусмотреть по отношению к каждому ребенку, учесть индивидуальные особенности разных групп детей. Особо следует при этом выделить перспективу развития системы поддержки талантливых детей, которая обозначена как одно из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
В настоящее время одаренность по–прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов, психологов и многих родителей. Для широкой общественности наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный — отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.
Существенная роль в выявлении одаренных детей отводится специалистам психологической службы образовательного учреждения. Взаимодействуя со всем педагогическим коллективом, психолог призван обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления и охраны психического здоровья детей, оказания психологической помощи одаренным детям в профессиональном и личностном самоопределении, адаптации к жизни в обществе.
Работа школьного психолога с одаренными детьми осуществляется по таким направлениям, как:
психодиагностика,
психопрофилактика,
психокоррекция и развитие,
психологическое консультирование,
психологическое просвещение.
Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на родителей, и педагогов, и учеников. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами.
Практическая диагностика детской одаренности представляет собой чрезвычайно ответственный вид деятельности. Мнение педагога-психолога, осуществляющего диагностику, оценка им психического развития ребенка могут необратимо повлиять на условия его воспитания и обучения, на отношение к нему окружающих, изменить его самооценку, его отношение к окружающим. Для организации поиска и отбора одаренных детей чаще всего организуется поэтапная, или ступенчатая стратегия диагностики. Последовательная процедура принятия решения в этом случае позволяет снизить опасность ошибок.
На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей, педагогов, одноклассников. Прежде всего, изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников, анкет. Также оценка учащегося его сверстниками сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях с помощью опросников.
Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросных листов. Это позволит очертить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.
Второй этап можно обозначить как диагностический. Следует отметить, что выявление одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможно в принципе.
На этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей, интеллектуального и личностного развития ребенка психологом. Ребенок обследуется набором психологических тестов в зависимости от предпочтительности того или иного варианта потенциальных возможностей.
При высоком развитии интеллектуальных способностей (познавательные УУД) ребенка используются методики, направленные на определение базовых когнитивных и речевых параметров у одаренных детей (например, методика Векслера, ШТУР и т.д.)
У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога определить уровень общего интеллектуального развития и оценить предпочтительную сторону мышления (Стенфордский тест достижений).
Дети с творческим и продуктивным мышлением. Их выявление предусматривает оценку прежде всего их творческих наклонностей (тесты Торренса) и личностных характеристик (опросники Айзенка, Личко, тест Люшера и т.п.).
Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве. В случае выявления таких ребят помогут личностные методики и социометрия.
Если же у ребенка преобладают художественные способности, то психологическое тестирование должно быть направлено на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня нейротизма. Эти дети обычно высоко ранимы и требуют индивидуального психологического подхода со стороны педагогов и родителей.
На третьем этапе работы с одаренными детьми основная роль отводится педагогам, задача которых - сформировать и углубить их способности.
С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей (Д.Б. Богоявленская):
1. комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2. длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3. анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
4. использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды»;
5. подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;
6. оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и учетом зоны ближайшего развития;
7. преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальнойситуации. Психопрофилактическая работа или работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей также относится к компетенции психолога. Она включает: мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни.  В старшей школе особую значимость приобретает профессиональная ориентация школьников, обучение их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего, что создает предпосылки для успешной социальной реализации одаренных детей в более зрелом возрасте.
   Психоразвивающая и коррекционная работа психолога с одаренными детьми может вестись в следующих направлениях: формирование адекватного самовосприятия, помощь в адаптации ребенка в окружающем мире и приобретение им конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми. Психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках - существенное направление деятельности педагога-психолога. И в связи с этим - обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность. Целесообразно направлять школьников в группы социально-психологического тренинга, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям. Необходимо помочь родителям, учителям и самому ребенку правильно организовать учебную деятельность.
Психологическое консультирование является одним из главных направлений в работе с одаренными детьми, и его основной принцип – доверительное общение, откровенная беседа. Для этого в школе создан специальный психологический кабинет, являющийся особой рабочей зоной школьного психолога, своего рода его методической базой (здесь сосредоточены комплекс психодиагностических методик, психолого-педагогическая литература, результаты различных исследований и т.п.).
Немаловажную роль играют уроки по психологии, занятия с одаренными детьми, в процессе которых развиваются интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности учащихся. На этих уроках диагностируются способности и интересы учащихся, помогающие в профессиональном и личностном самоопределении, исследуются особенности межличностных отношений и психологического климата в классах, проводится коррекция конфликтов и пр. Контакт учащегося с психологом дает информацию ребенку о психологической природе своей личности, приобщает его к психологическим знаниям, повышает его психологическую культуру. С учетом своего типа темперамента, особенностей характера, коммуникативных и лидерских способностей, с учетом своего интеллектуального потенциала (IQ) одаренный ребенок в идеале совместно с психологом, педагогами и родителями строит личную индивидуальную программу саморазвития и самосовершенствования. Однако, в любом случае, необходимо помнить о том, что оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
Список литературы
1. Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В.И. Панова. - М., 1997.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.; Воронеж, 1997.
3. Панов В.И. Одаренность, диагностика, тренинг // Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. - М., 1997.
4. Панов В.И. Одаренные дети: выявление—обучение—развитие // Педагогика. 2001. № 4.
5. Рабочая концепция одаренности / Под ред. В.Д. Шадрикова. -М., 1998.
6. Учителю об одаренных детях/Под ред. В.П.Лебедевой, В.И. Панова.-М., 1997.