Психологическое сопровождение одаренных детей
Психологическое сопровождение и идентификация одарённых детей
Основной целью деятельности психологической службы школы является сопровождение детей и подростков в процессе обучения в школе, направленное на комплексное развитие личности. Деятельность психологической службы ориентирована как на учащихся, так и на педагогов, их психологическую поддержку и обеспечение их психологического здоровья. Психологическая служба осуществляет свою деятельность, руководствуясь запросами родителей и учащихся, администрации, педагогов.
Задачи психологической службы в работе с одаренными детьми:
Содействие в развитии индивидуальных особенностей учащихся: познавательных интересов, склонностей, способностей.Получение и сбор информации об индивидуально-психологических особенностях детей. Психодиагностические данные необходимы:
для наблюдения за динамикой развития ребенка и отражения результатов в психолого-педагогических картах учащихся и индивидуальных картах развития одарённых школьников.
для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении и психическом самочувствии.
для выбора средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Создание благоприятного для развития одарённости ребёнка психологического климата, который определяется как организацией продуктивного общения, так и созданием для каждого ребёнка ситуации успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
Психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через групповую и индивидуальную работу с педагогами, включающую в себя просветительскую и консультативную деятельность с целью повышения психологической компетенции педагогов, а также индивидуальную работу по проблемам взаимодействия конкретного ученика с конкретным учителем и родителями.
Задачи психологической службы определяют основные направления деятельности психолога в работе с одарёнными детьми
Практическое направление: организация и проведение коррекционной, развивающей, консультативной и просветительской работы по индивидуальным запросам родителей, учащихся и педагогов школы.
Научно-исследовательское направление: разработка и проведение исследований в рамках комплексной психодиагностической системы.
Прикладное направление: повышение психологической компетенции педагогов, родителей.
I. Психологическое просвещение
Психологическое просвещение осуществляется в школе через лекции для педагогов, семинары-тренинги, методические семинары, выступления на родительских собраниях и пр. Данная форма деятельности, прежде всего, позволяет познакомить педагогов и родителей с новыми психологическими и педагогическими исследованиями в области развития одаренных детей, создание для детей максимально адекватных условий обучения.
Традиционные родительские собрания: «Особенности адаптации и учебной мотивации учащихся 1-го класса» «Адаптация учащихся 5 класса», «Возрастные психологические особенности учащихся 10–12 лет», «Профилизация 7-х классов» и выступления на родительских собраниях по запросам педагогов и классных руководителей.
II. Психологическая консультация.
Консультирование школьников: оказание помощи и поддержки детям, испытывающим трудности прежде всего в общении зная, что одаренный ребенок общаясь в своей культурной среде нередко испытывает трудности в построении взаимоотношений со сверстниками, а также детям находящимся в состоянии актуального стресса, сильного эмоционального переживания; обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа;
Консультирование педагогов и родителей;
Профконсультации;
Социально-посредническая работа в ситуациях разрешения различных конфликтов школьников.
III. Психодиагностика
Система диагностической работы складывается из следующих направлений:
1. Диагностические процедуры определения готовности к обучению в лицее.(Комплексное обследование детей 6–7 лет при конкурсном отборе в специализированную школу для одарённых детей). Процедура проходит в виде собеседования. Ее целью является выяснение готовности детей к восприятию объяснений педагогов и способности самостоятельно работать по общей инструкции, выяснить потенциальные возможности ребенка, уточнить проблемные моменты в его развитии. Исследуются следующие показатели: ориентированность в окружающем, обобщение, логичность мышления, счет, речевое развитие, наглядно-образное мышление, произвольное внимание, зрительно-пространственное восприятие.
Проводится анкетирование родителей «Особенности развития ребенка». Результатом обследования является не только определение уровня общего и психического развития, развития общих и специальных способностей, одаренности ребенка, но и прогноз обучаемости и развития ребенка, ориентация на выявление потенциальных возможностей ребенка.
По результатам диагностической процедуры составляется протокол индивидуального психолого-педагогического обследования
На второй-третьей недели сентября, проводится диагностико-прогностический скрининг, позволяющий узнать успешно ли идет адаптация ребенка. С учащимися первого класса в течение всего учебного года психолог проводит различные групповые занятия в форме тренингов, индивидуальное и групповое тестирование, ряд бесед и наблюдений.
При приёме учащихся в 5–11 классы стало обязательным исследование общего уровня интеллектуального развития ребёнка. (80-90-низкий уровен
·ь, 96–105 средний уровень, 106-110 выше среднего уровня, 111–120 высокий уровень, 120–130 умеренно одаренные, 130–140 высокоодаренные, больше 140-исключительно одаренные). После одного-двух месяцев учёбы проводится диагностика учащихся нового набора на предмет учебной адаптации.
Отдельные вопросы анкеты:
Нравится ли тебе учиться в школе? Нравится ли тебе твой класс? Есть ли у тебя друзья в классе? Интересуют ли тебя кружки ? Есть ли у тебя желание участвовать в делах класса и школы?
2. Диагностический минимум
Особую значимость при проведении диагностической работы приобретает задача подбора оптимального блока методик, который позволяет наиболее полно и достоверно осуществить диагностику одаренности ребенка.
В современных психологических концепциях одаренность рассматривается как целостная система множества различных по своей природе, но взаимосвязанных качеств личности. Такое понимание одаренности требует комплексного подхода к ее диагностике в отличие от ранее применявшихся единых критериев.
в 1 классах: рисуночный тест МЭДИС (методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей), тест Е.Торренса (образная часть)
во 2–4 классах: тест Р.Кеттелла, тест Е.Торренса (образная часть)
в 5–7 классах: тест Р.Кеттела, числовой тест Г. Айзенка, методика «Сложные аналогии», тест Е.Торренса (образная часть); тест «Лидер», методики исследования познавательных интересов А.Е. Голомштока, методика исследования профессиональной направленности личности А.Е. Климова;
в 8–11 классах: тест Р.Кеттела, вербальный и числовой тест Г. Айзенка, методика «Сложные аналогии», тест Е.Торренса (образная часть);тест «Лидер», методика исследования познавательных интересов А.Е. Голомштока, методика исследования профессиональной направленности личности А.Е. Климова, методика выявления типа личности Дж. Голланда.
Используемый в психодиагностике «Культурно-свободный тест интеллекта Кеттела» позволяет определить общий уровень интеллектуального развития ребенка (JQ). Надежность и валидность данного теста подтверждена на основе факторного анализа.
Критериями оценки интеллекта по Кеттелу являются показатели: 80–90 низкий уровень, 91–95 ниже среднего уровень, 96–105 средний уровень, 106–110 выше среднего уровень, 111–120 высокий уровень, 120–130 умеренно одарённые, 130–140 высокоодаренные. На основе полученных психологических данных около 11% учащихся показывают высокоодаренный уровень развития (130–140 баллов)
3. Исследование познавательных интересов, сферы склонностей, профессиональной направленности. Использование психологических тестов для оценки профессиональной пригодности ДДО, карта интересов, опросник профессиональной направленности личности Голланда, тест структуры интеллекта Амтхауэра, анкета оптанта; опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности, опросник коммуникативных и организаторских склонностей, профессиональный пасьянс Н.Пряжникова, позволили определить ведущие профессиональные интересы лицеистов.
4. Диагностика личностных особенностей и психических проблем и трудностей: проблемы сферы обучения, социально-психологические проблемы, внутриличностные проблемы (личностный опросник Айзенка, тест исследования уровня тревожности Филипса, тест опросник Шмишека, индивидуально-типологический опросник Собчик, RAT, рисуночные тесты, методики для исследования мотивации, методики для исследования самооценки, личностный опросник Кеттела, методики изучения межличностных отношений).
IV. Развивающая деятельность.
Организационную форму, в рамках которой происходит разработка, и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения представляет психолого-педагогический консилиум. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, медицинский работник и психолог. Реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития. Это позволяет организовать целостное сопровождение детей. В работу психолога по реализации решений консилиума входит:
консультирование педагогов, родителей, школьной администрации по вопросам обучения и развития конкретных школьников и ученических групп.
специальная развивающая работа с детьми с выявленными психологическими проблемами.
В начале 5 класса проводится работа по организации психолого-педагогической поддержки на этапе адаптации. Идет наблюдение за учащимися, проводится углубленная психодиагностика (познавательные процессы, интеллектуальное развитие, личностные особенности). В конце 4 класса проводится психодиагностика с целью определения проблем и прогнозирования успешности обучения в лицее. Составляется сопроводительная карта. Это позволяет прогнозировать ход адаптации и в ряде случаев поддерживать его уверенность в себе, сняв с помощью тренинга или коррекционных занятий напряжение, возникающее при общении с новых учителями. Проводятся родительские собрания по вопросу адаптации учащихся в среднем звене.
На основании заключения консилиума строится развивающая работа. Так, после консилиума в первом классе группе учащихся был предложен специальный курс «Уроки психологического развития в начальной школе». Данный курс дает положительную школьную мотивацию, более высокий уровень познавательной сферы и самосознания.
–ђЗаголовок 115