Доклад по логопедии «Логопедическое сопровождение в специальной(коррекционной) школе VIII вида»


Доклад
по логопедии.
 
Тема: «Логопедическое сопровождение в специальной(коррекционной) школе VIII  вида».
                                             Составил: учитель-логопед
                                                                 I категории -
                                                      Кувайцева Т.В.
Учитель-логопед осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии речи учащихся, препятствующих усвоению программы обучения.
      Учитель-логопед:
Проводит углублённое логопедическое обследование учащихся для определения структуры и степени выраженности имеющегося  дефекта.
Комплектует группы для занятий с учётом патологии речи в период с 1по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
Планирует направления и содержание индивидуальной и групповой коррекционной работы, методической работы на учебный год.
Проводит индивидуальные и групповые занятия по коррекции выявленных нарушений.
Использует разнообразные формы, методы, приёмы и средства обучения в рамках государственного стандарта.
Работает в тесном контакте с учителями, посещает занятия и уроки в целях выработки единой направленности работы.
Участвует в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Консультирует педагогов школы, родителей (лиц, их заменяющих) по применению методов и приёмов оказания помощи учащимся, по результатам коррекции.
Участвует в методических семинарах, педагогических советах, конференциях и других школьных мероприятиях по проблемам оказания логопедической помощи детям и подросткам, проводит пропаганду логопедических знаний.
Логопедические занятия играют важную роль в коррекционной работе. 
Логопедическую помощь получают 100% нуждающихся в ней учащихся 1-7 классов.
Принципиальным в работе педагогов является умение работать в контакте «учитель- логопед- психолог - медицинский работник», имеется координация при составлении планирования, выработки единых педагогических требований, определении зоны ближайшего развития ребенка. Взаимодействие специалистов отражено и в конкретной документации школьной медико-психолого-педагогической комиссии.
Логопедические занятия проводятся с учащимися 1-7 классов; основные диагнозы: ОНР I - II уровней с фонетическими нарушениями; нарушение письменной речи, обусловленное ОНР.
Положительное направление в работе интерната – помимо коррекции речевых нарушений, включена коррекция высших психических функций.
В период аттестации учреждения коррекционная работа учителей-логопедов признана экспертами достаточно эффективной, так как отмечается положительная динамика.
Результаты анализа позволяют сделать выводы о высоком уровне логокоррекционной и методической работы:
Уровень диагностической и коррекционной работы педагогов школы соответствует современным научно-методическим требованиям. В образовательном учреждении разработан и внедрен комплекс целенаправленных коррекционных мероприятий, способствующих компенсации речевых и неречевых дефектов.
Учителя-логопеды школы имеют высокую профессиональную квалификацию, адекватно используют различные методы психолого-педагогического изучения детей школьного возраста, применяют современные, научно обоснованные методики коррекционного воздействия, направленные на преодоление речевой патологии и вторичных нарушений.
В школу принимаются дети по направлению ПМПК с заключением «общее недоразвитие речи», «дисграфия», «дислексия».
Календарно-тематическое планирование, организация и проведение различных видов логопедической работы (обследование устной и письменной речи, фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия) определяется программными и методическими пособиями, осуществляется своевременно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Изучение речевых умений и навыков детей специалисты умело сочетают с обследованием неречевых компонентов, применяя разнообразные методы и приемы и адекватную конкретным ситуациям обследования педагогическую технику воздействия на ребенка. Для проведения процедуры обследования каждым логопедом подготовлен и структурирован необходимый материал.
Результаты обследования, проводимые в начале учебного года, оформляются в речевой карте, что позволяет комплектовать группы, объединенные общностью дефекта, для дальнейших логопедических занятий. В конце года, при повторном обследовании, в профиле отмечается эффективность коррекционной работы с каждым учащимся.
Логопедическая документация адекватна условиям образовательного пространства данного коррекционного учреждения, отвечает современным научно-методическим требованиям.
Посещение уроков и логопедических занятий, обследование учащихся школы на I и II ступени обучения позволяют констатировать положительную динамику в преодолении речевой патологии. Проводимые мероприятия в рамках логопедической и коррекционно-развивающей работы позволяет специалистам школы добиваться оптимальных результатов в реабилитационной работе с детьми, страдающими тяжелой патологией речи.
Всеми логопедами ведется просветительская работа с родителями детей, посещающих данное учреждение. Традиционным стало проведение родительских собраний, посвященных результатам подробного психолого-педагогического обследования учащихся (в сентябре), результатам логопедической работы за полугодие (декабрь), итогам коррекционного обучения за год (май). Регулярно учителями-логопедами проводится индивидуальное консультирование родителей по вопросам коррекционной работы по преодолению речевой патологии.
Специалисты-логопеды активно участвуют в работе педагогических советов и методических объединений, проводимых на базе школы.
Опыт работы учителей-логопедов рекомендовано представить на семинарах для специалистов подобного профиля г. Москвы как в плане содержания работы (особенно программа курса по развитию психомоторики), так и как модель взаимодействия специалистов коррекционной школы от планирования до оценки результатов и коррекции программы действий.
Мониторинг развития речи учащихся (на каждый класс):
Речевые карты с направлениями работы и картами динамического наблюдения за состоянием письменной речи
Логопедический профиль учащихся класса