Конструкт организации совместной познавательно-игровой деятельности с детьми в возрасте от 3-4 лет
«Аквариумные рыбки»
конструкт организации совместной познавательно-игровой деятельности с детьми в возрасте от 3-4 лет
Вид занятия:
Интегрированное.
Цели:
Развивающие:
расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»;совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.);развитие связной речи;
развитие слухового и зрительного внимания, памяти.
развитие наблюдательности, мышления;
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
активизация познавательной деятельности:
Образовательные:
согласование прилагательных с существительными;
формирование предложений.
Воспитательные:
повышение активности, сознательности, интереса к занятиям;
воспитание чувства любви и заботливом отношении к природе.
Задачи:
Развивающие задачи:
1. Развивать логическое мышление: умение отгадывать загадки;
2. Развивать слуховое восприятие: слушать неречевые звуки (музыку);
3. Развивать умение наблюдать, видеть причинно-следственные связи.
4. Развивать творческую активность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
5. Развивать координацию речи с движением;
6. Развитие мелкой моторики, графических навыков;
7. Развитие сенсорной сферы: умение различать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), формы (прямоугольник, квадрат, круг). II. Образовательные задачи:
1. Формировать познавательный интерес к окружающему и животному миру.
2. Формировать умение видеть причинно-следственные связи.
3. Развивать умение договариваться между собой, отвечать на вопросы, высказывать свое мнение, делать выводы.
4. Закрепить понятие «аквариумные рыбы».
III. Воспитательные задачи:
1. Закреплять интерес к совместной деятельности со сверстниками, к играм, задачам, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.
2. Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении при решении интеллектуальных задач.
3. Воспитывать интерес к живой природе.
Методы и приемы: игры (артикуляционные, на мелкую, общую моторику, подвижная совместная), просмотр слайдов, слушание аудиозаписей музыки П. И. Чайковского «Рыбы», загадки, стихи про рыбок, показ картинок, рассказ, беседы, диалог, вопросы, наглядные упражнения воспитателя.Планируемые результаты:
Используемые в ходе совместной познавательной деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих интеративных качеств ребенка:
- освоение детьми представлений о рыбке: особенностях ее внешнего вида и поведения.
- освоение понятий: «один, много, сколько»;
- освоение простых геометрических фигур, различие основных цветов;
- развитие деятельности наблюдения: выделять признаки внешнего вида, пользоваться моделью при рассмотрении рыбки.
- отражать результаты наблюдений в точном слове.
- накоплению эмоционально-положительного отношения к рыбке (радоваться, любоваться ее красотой);
- инициативность в общении со сверстниками;
- активность, творчество в различных видах деятельности;
- испытывать чувство любви и заботливое отношении к живой природе.
В ходе организации совместной познавательной деятельности предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, музыкальной, коммуникативной, графической, чтения (восприятие литературно-стихотворных произведений).
Последовательность Деятельность педагога Деятельность детей Оборудование и материалы Планируемый результат
Мотивация на совместную деятельность Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в группе находится необычный гость, точнее гостья, хотите узнать, кто к нам пожаловал?
Ответ детей
Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности
Побуждение к мыслительной деятельности А кто это вы узнаете, как только отгадаете мою загадку:
Кто к нам в гости приплыла
Хвостиком махая
Вместо ручек плавнички
Ножек не бывает Ответ детей Уточнить представления детей о предполагае-мом животном, чтение стихотворения.
Актуализация знаний
Поддержание эмоционального настроя.
Сюрпризный момент Воспитатель: Я предлагаю проверить, правильно ли вы отгадали загадку?
(педагог поднимает ткань).
Вы, ребята, молодцы!
Ну раз вы отгадали мою загадку и ответили правильно на все мои вопросы, смотрите, что за сюрприз у нас на столе?
Дети видят, что загадку отгадали правильно, под тканью находится рыбка.
На столе, в аквариуме - рыбка, накрытая тканью.
Вызвать у детей положитель-ные эмоции (восторг, радость).
Побуждение к дальнейшей деятельности. Давайте поздороваемся с нашей гостьей.
Хотите познакомиться с рыбкой и узнать о ней много нового и интересного? Дети приветствуют рыбку.
Ответы детей Рыбка из ткани разных цветов. Активизация словарного запаса
Артикуляционная гимнастика Ребятки, как выдумаете умеет ли рыбка говорить?
Умеет, только говорит она беззвучно.
Когда она открывает рот, на воде появляются вот такие пузыри (показ кружков).
А давайте представим, что мы рыбки и попробуем поговорить -беззвучно.
(Воспитатель показывает мимикой, как нужно изображать рыбку).
Не торопитесь, не напрягайтесь, покажите, как рыбка открывает рот-разговаривает.
У нашей рыбки есть много друзей, посмотрите на экран, вы увидите много разнообразных, разноцветных, красивых рыбок.
(Воспитатель называет и показывает аквариумных рыбок).
Что за музыка такая, кто же к нам спешит сюда?
Карандаш: Здравствуйте, ребята, я рад оказаться у вас в гостях. Я приехал к вам из волшебной страны рисовании.
Я - художник, Карандаш,
К вам пожаловал сейчас.
Меня рыбка попросила рассказать вам о себе. Ответы детей
Дети открывают рот:
(широко открыв рот, имитируя букву «А», затем имитируя букву «О») 5-6 раз.
Просмотр слайдов с изображением аквариумных рыбок (это гуппи, сом, скалярия, золотая рыбка) под музыку.
Дети здороваются. Картинки с изображением пузырьков
Звучит веселая музыка (из мультфильма «В коробке с каранда-шами»).
В группу входит
взрослый, переодетый в костюм карандаша.
Расширение знаний о подводных животных
Вызвать у детей интерес к дальнейшей деятельности
Включение детей в познавательную деятельность
Актуализация знаний
Пальчиковая игра «Рыбка»
Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать, еще на голове у нее красивые глазки и ротик. Тело рыбки покрыто чешуёй.
Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?
Конечно же! Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать.
А сейчас давайте немного отдохнём и поиграем.
Рыбка плавает в водице.Рыбке весело играть. (Две ладошки вместе изображают плавательные движения)
Рыбка, рыбка, озорница, мы хотим тебя поймать. (Ладони поочередно сжимаются в кулак)
Рыбка спинку изогнула, крошку хлебную взяла. (Хватательные движения щепоткой)
Рыбка хвостиком вильнула, быстро-быстро уплыла. (Помахать рукой)
Дети разглядывают рыбку, внимательно слушают.
Дети разглядывают игрушку-рыбку, передавая друг другу.
Ответы детей. (чтобы плавать).
Дети повторяют движения пальчиковой игры, слушая стихотворение. Макет рыбки изготовленный из ткани и пластмассоваяигрушка- рыбка.
Карандаш показывает наглядно, какие движения нужно выполнять. Расширение знаний об аквариумной рыбке, проявление интереса
Поддержка положитель-ного эмоциональ-ного настроя
Включение детей в совместную интеллектуальную деятельность Ребята, а как вы думаете, где живут рыбы?
Правильно, в воде.
Вы уже знаете, что большие рыбки живут в морях и реках,
а наша рыбка маленькая и живет она с людьми, ее дом-это аквариум, ее еще называют домашней рыбкой.
Она питается сухим кормом, её кормит человек.
В воде. Показ слайдов с речными и морскими рыбами. Расширение знаний о месте и способах проживания водных жителей и домашних рыбках
Побуждение к познанию новых форм Хотите посмотреть домики-аквариумы? Ответ детей. Вызвать интерес к новым знаниям
Активизация словарного запаса Посмотрите, какой разной формы они бывают: прямоугольные, квадратные и даже круглые.
Давайте произнесем эти названия. Дети рассматривают аквариумы разной формы.
Дети повторяют за педагогом названия геометрических форм. Макеты аквариумов. Вам-то хорошо, у вас рыбка, а у меня - нет. Я всё умею рисовать и машину, и солнышко, и дерево, а рыбку не умею.
Показывает рисунки. Мотивация на дальнейшую творческую деятельность Воспитатель: Ребята, может, поможем карандашу? Ответы детей.
Проявление сопереживания к сказочному герою
Не грусти, карандаш, мы научим тебя рисовать рыбок.
Обращается к карандашу. Карандаш: А как вы будете рисовать, я и кисточек у вас не вижу?
Обращается к детям. Физкультминутка
Воспитатель: А рисовать мы будем не кисточками.
Покажите ваши руки!
Вот они
Пальцы вместе, пальцы врозь.
/дети поднимают руки и вытягивают перед собой/
А теперь в кулачок и молчок
/дети сжимают пальцы в кулаки/
Кулачки затанцевали
И немножечко устали
Дети сжимают и делают вращательные движения кулачками/
Пальчики разжали
Поздоровались друг с другом,
/дети разжимают кулаки и «стряхивают воду» с пальцев/
А потом обнялись
И за дело дружно и весело взялись.
(Дети смыкают пальцы обеих рук, приступают к работе).
Дети повторяют движения за воспитателем. Эмоциональ-ная разрядка
Побуждение детей к продуктивной деятельности Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на столе краски разного цвета, давайте назовём эти цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).
Рыбок мы будем рисовать ватным тампончиком; для этого вам нужно макнуть тампон в краску, понравившегося цвета и закрасить свою рыбку на листе бумаги. (Воспитатель показывает, как печатать). Дети поочередно повторяют.
Берут в руки тампон и начинают разукрашивать шаблоны рыбок.
После работы руки вытираются салфеткой.
Гуашь синего, красного, желтого и зеленого цветов, ватные тампоны, салфетки. Готовность детей к самостоятельной изобразитель-ной деятельности.
Мотивация на положительный настрой и дальнейшую деятельность
Активизация словарного запаса Карандаш: Какие красивые и разноцветные рыбки у вас получились, я тоже вместе с вами рисовал и научился рисовать рыбок.
Смотрите: сначала у нас была одна рыбка, а стало сколько рыбок?
Спасибо, ребятки, если бы я не пришел к вам в гости, я так и не научился бы рисовать водных жителей. Вы мне очень помогли. Показывает на детские рисунки, разглядывает их.
Ответ детей (много). Шаблоны разукрашен-ных рыбок Эмоционально-положитель-ный настрой
Активизация знаний
Побуждение на самостоятельное принятие решения, выбор Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам выбрать тот аквариум, который вам очень понравится и поместите туда своих рыбок-пусть у них тоже будет свой домик. Дети берут свои шаблоны и помещают в аквариумы разной формы. Вырезанные из картона формы рыбок, шаблоны аквариумов прямоугольной, квадратной, круглой форм. Стимулирование детей на проявление инициативности Воспитатель: Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорить.
Вы молодцы.
Подходит к каждому и гладит по голове.
Эмоционально-положитель-ный настрой
Включение детей в совместную игровую деятельность
Совместная игровая деятельность
Подвижная игра «День, ночь» Карандаш: Дети, а хотели бы вы, все вместе повеселиться и поиграть на прощанье? Мне уже нужно возвращаться в свою страну рисованию и на прощание я хочу с вами поиграть?
Послушайте внимательно стихотворение, затем я вам расскажу правила игры:
Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий - к конуре.
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин - к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет твоих следов нигде.
Только темень, только тишь.
Ребятки, рыбки спят на дне аквариума, спрятавшись в камушках.
Я предлагаю вам, на время, превратиться в аквариумных рыбок, которые днем веселятся, резвятся и играют, а ночью спят в своих укромных местечках. Когда я вам скажу: «день», то вы, как рыбки плаваете в аквариуме, махая ручками, как рыбки плавниками, а когда я вам скажу: «ночь, вы очень быстро должны встать в круг, и если какая-то рыбка отстанет, вы ей протяните руку и помогите своему товарищу попасть в круг. Вы ведь знаете, что ночью все должны отдыхать и набираться сил. Если рыбка не успеет спрятаться под камушки, то ей всю ночь придется плавать в темноте, а назавтра сил играть и веселиться у нее не будет. Давайте.
Дети бегают под музыку, руками, помахивая, имитируя движение плавников рыбок. По сигналу карандаша и остановке музыки, они сбегаются в круг, прижимаясь друг к другу, чтобы всем хватило места (повторять 5-6 раз). Стихотворе-ние И.Токмаковой «Где спит рыбка?»:
Круг, выложенный из морской гальки, звучание музыки П. И. Чайковского «Рыбы» Включение слухового восприятия
Эмоциональ-ная разрядка
Мотивация на дальнейшие познавательно-игровые ситуации Карандаш: До свидания ребята, мне было очень весело сегодня с вами. Теперь я вас приглашаю к себе в гости, в страну рисованию, придете? Да, придем! Проявление интереса
Я вас буду ждать! Прощаются с карандашом Рефлексия Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть с карандашом?
(Педагог побуждает детей к речевой активности).
Что было самым интересным сегодня?
Окончание занятия.
{Оценка работы детей.}
Воспитатель: С кем вы познакомились сегодня?
Какая она?
Где она живет?
Что она делает?
Чем её можно кормить?
Воспитатель: Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорить.
Вы молодцы.
Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности.
С аквариумной рыбкой.
Красивая, разноцветная, небольшая.
В аквариуме.
Она плавает в аквариуме и радует нас.
Сухим кормом.
Готовность детей к общению с педагогом, к высказыванию своих впечатлений.