«Реализация системно –деятельностного подхода к обучению английского языка через ИКТ»
Доклад «Реализация системно –деятельностного подхода к обучению английского языка через ИКТ»
Учитель английского языка Паукова Наталия Владимировна МБОУ «СОШ №11» г. Новый Уренгой
(слайд 1)
Эффективность обучения любому предмету на прямую зависит от мотивации учения. Это особенно важно, на мой взгляд, при изучении иностранного языка. Долгое время у учащихся наблюдалась и наблюдается низкая мотивация к изучению иностранного языка, т.к. иностранный язык –трудный предмет, требующий много сил, времени и упорства, а порой и нежелание преодолевать трудности. Все это ведет к снижению интереса к языку. Поэтому главная задача, раскрыть творческий потенциал учеников, найти такие дидактические средства, которые пробуждали бы мыслительную активность детей и интерес к иностранному языку.
В обучении иностранным языкам существуют различные походы , различные стратегии. На современном этапе наиболее действенным, на мой взгляд, является системно-деятельностный подход .Его сущность заключается в том , что формирование личности ученика и продвижение его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности.
Системно-деятельностный подход позволяет внедрить в учебный процесс активные формы обучения, способствующие развитию творческих способностей учащихся, мышления.
(слайд 2)
Одним из эффективных способов реализации деятельностного подхода , является использование информационно-коммуникационных технологий.
(слайд 3)
Реализация технологии системно-деятельностного подхода обеспечивается через уроки деятельностной направленности , которые делятся на 4 группы:
Уроки «открытия»( введение новой темы)
Уроки рефлексии (тренировка в усвоении новой темы)
Уроки общеметодологической направленности (отработка на практике)
Уроки контроля.
(слайд 4)
Структура уроков введения новых знаний в рамках системно-деятельностного подхода включает в себя:
Мотивирование к учебной деятельности
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в учебном действии
Выявление места и причины затруднения
Построение проекта выхода из затруднения.
Реализация построенного проекта
Первичное закрепление
Самостоятельная проверка
Повторение
Подведение итогов
(слайд 5)
Рассмотрим способ организации и активизации самостоятельной работы ученика при изучении учебного материала на уроках «открытия». Например, на уроке по теме «Письмо-открытка другу» в 8 классе ставятся следующие цели:
Формировать навыки написания открыток на английском языке с опорой на ранее введенные знания;
Умения эстетически оформлять открытку, используя компьютерные навыки
(слайд 6)
Мотивирование к учебной деятельности
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в учебном действии.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения
Реализация построенного проекта
Первичное закрепление
Самостоятельная проверка
Включение в систему знаний и повторение
Итог Создать открытку, не похожую на другие
Умею писать текст, но не могу сделать ее особенной
Не умею работать в англоязычной программе
Постановка цели и задач детьми
Отработка лексики. Создание алгоритмаконструирования проекта открытки.
Представление проекта открытки.
Работа в программе по образцу
Где могу применить знания
Чему научился, что предстоит повторить
На данном уроке был представлен процесс изучения английского языка через ИКТ. Выполнение такого рода проектных заданий с использованием ИКТ , позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка.
(слайд 7)
Среди уроков деятельностной направленности можно выделить уроки рефлексии(тренировка в усвоении). Если на традиционных уроках по закреплению знаний, умений, навыков , мы ставим задачу повторить , закрепить и выйти на контроль , то на уроках рефлексии важно, чтоб ребенок сам увидел, осознал, скорректировал свои ошибки и вышел на новый уровень.
Ученик сам выбирает , в какой форме он будет представлять приобретенные знания. Роль учителя консультирующая, направляющая.
Среди различных форм творческого представления результатов выполненных домашних работ следует выделить компьютерные презентации, созданные в программе Power Point. Наиболее любимые формы –это интерактивный тест, интеллектуальная электронная игра, тренажер.
(слайд 8)
Тренажер, одна из наиболее эффективных форм самостоятельного усвоения материала, тренажер дает возможность не только усвоить и закрепить знания, но и исправить ошибки, еще раз повторить правило. Создавая тренажер , ребенок выступает в роли учителя, которому надо объяснить, следовательно ребенок «вынужден» выучить правило, а также подобрать и прорешать это правило. Новая форма представления выполненной домашней работы стимулирует к ее выполнению, и, следовательно, к закреплению материала, обратной связи.
(слайд 9)
Использование презентации Power Point способствует мотивации к обучению, обеспечивает практическую деятельность, и создание банка ЦОР. При этом такой вид работы организует тренировку в усвоении материала(урок рефлексии), тренировку в применении знаний (урок общеметодологической направленности) и контроля.
(слайд 10)
На таких уроках можно :Подготовить сообщения, используя мини-проекты
Засчитать творческую работу как зачет по теме
Провести обобщающий, закрепляющий урок по теме, с использованием детских проектов.
(слайд 11)
Таким образом, использование ИКТ на основе ситемно-деятельностного подхода обеспечивает оптимальные условия развития познавательной активности учащихся через компьютерную компетентность учащихся и учителя, изменение роли учителя : учитель –консультант, помощник и дает возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика.