Курс «Святыни Псковского края» во внеурочной работе образовательного учреждения.


Никонова Ирина Мордуховна
МБОУ «Псковская общеобразовательная
школа-интернат»
Курс «Святыни Псковского края» во внеурочной работе образовательного учреждения.
В нашей школе-интернате любая должность – директор, врач, повар, учитель, воспитатель – для ребёнка неразрывно связана с понятием «воспитание», ибо мы стараемся все вместе дарить ребятам счастливые дни. Каждый момент дня, словно этап урока он важен – это частичка жизни воспитанника. Реализация воспитательной деятельности выражается в различных формах: внеклассные мероприятия, общешкольные, работа кружков и секций.
А так же беседы и диспуты, открытые занятия, праздничные концерты – все эти формы организации учебного процесса и внеурочной деятельности позволяют учителям и воспитателям целенаправленно вовлекать учащихся в создание творческого союза, позволяющего каждому участнику (и взрослому, и воспитаннику) взращивать в себе ростки добра.
Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Анализ ситуации в России за последние годы показывает, что:
-нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности к общему, коллективному, соборному (в православном понимании) идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма;
-усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Всё это может привести к нравственной деградации общества.
Целью духовно - нравственного воспитания является установление таких стандартов во взаимоотношениях между людьми, которые будут основаны на любви и уважении.
Продвинуться в данном направлении можно, как показывает опыт, работая по определенной программе, в которой должны быть затронуты вопросы и темы, волнующие как учителя, так и учеников.
Таким образом, перед современной общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Все это и привело к необходимости разработки программы внеурочной деятельности «Святыни Псковского края».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГО – АДАПТАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ программы: воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями (милосердия, терпимости, дружелюбия и др.), осознающих нравственные нормы и необходимость их осуществления в своём поведении по отношению к каждому человеку; воспитание патриотизма, любви к «малой Родине»; духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям Псковской культуры; творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных исторически сложившейся православной культурой нашего народа. В этом находит своё отражение многовековая народная мудрость.
Программа направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России через стремление познания православной культуры, осмысление смысла жизни, возрождение православных обычаев и традиций русского народа, Псковского края. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств, духовно-нравственного и этического сознания школьника младшего школьного возраста.
В соответствии с этим целью данной программы является духовно-нравственное воспитание и формирование базовой культуры личности младшего школьника на примере приобщения их к духу и культуре родного народа.
Программа внеурочной деятельности «Святыни Псковского края» составлена на основе ФГОС основного и общего образования.
Внеурочная деятельность для учащихся основной школы в ходе реализации данной программы организуется по следующим направлениям как: духовно-нравственное; научно-познавательное; художественно-эстетическое; общественно-полезная деятельность и проектно-исследовательская деятельность.
Виды внеурочной деятельности, которые могут быть использованы – это: игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная (досуговое общение); художественное творчество; краеведческая.
Могут присутствовать различные формы внеурочной деятельности:
сюжетно-ролевые игры; лекции-беседы; посещение выставочных залов, храмов, монастырей, историко-культурных музеев-заповедников; встречи с интересными людьми; праздники, фестивали, конкурсы; творческие мастерские; викторина; устный журнал; презентации, чтение жития святых.
Предпочтительные методы обучения: комментированное чтение; презентация; чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; работа с текстами, картами, составление кроссвордов.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Дети должны усвоить такие основные положительные нравственные качества человека, как вежливость, верность, вера в человека, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость.
Важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида.
Общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим.
Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения. Правильно вести себя в общественных местах (храме, школе, театре, кино, музее и т.д.), друг с другом, в семье. Быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими, заботиться о родителях; демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться); терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать; осознанно оперировать понятиями «Родина», «малая Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями своей Родины.
Содержание программы «Святыни Псковского края» позволяет детям узнать о том, что во все века составляло славу России (о её святых, героях, о памятниках христианской культуры, о традициях жизни русских людей), закладывает основы общих представлений о православной культуре, основы познания ребёнком связей культуры России с традициями православной культуры. Младший школьный возраст, характеризуется образным восприятием и мышлением. Поэтому предполагается, работая по программе, исходить из близкого, понятного ребёнку: мира природы, сказки, объектов окружающего мира. Знакомство с объектами православной культуры: классической литературой, поэзией, духовной и светской музыкой, живописью и зодчеством и так далее позволяет выделить школьникам основные понятия православной культуры. Посредством нравственно-эстетических и религиозных понятий категорий закладываются представления о христианском понимании красоты и доброты, зла и безобразного в окружающем мире. Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К. Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире.
Постепенно ребёнок может быть подведён к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Без знания родной культуры человек не может быть культурным.
Вводя своих учеников в радостный мир православной культуры, учитель идёт путём ответственной педагогической работы: он учится любить своих учеников, стремится передать им тот свет любви и красоты, какой несёт в себе православная культура.
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по поиску информации по православным праздникам, житиям святых, храмах, монастырях и т.д. Обучающиеся готовят сообщения для выступления на занятиях курса.
Программа предполагает связь с такими учебными предметами, как литературное чтение, окружающий мир, музыка, технология, изобразительное искусство.
Изучение курса завершается итоговым занятием, который включает защиту проектной деятельности учащихся.
Для реализации некоторых разделов программы возможно привлечение священнослужителей храмов.
Проводимая работа по приобщению детей к истокам православной культуры способствует развитию совести детей, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетели, осознание детьми, что порок всегда разрушителен и только верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье. Дополняет и расширяет кругозор школьников, способствует установлению нравственной атмосферы в детском коллективе, собственному совершенствованию педагога, детей и их родителей. Постепенно наблюдается положительное влияние в формировании бережного отношения к окружающему миру и другим людям; отмечается стойкий эмоциональный интерес у детей, учителей и родителей.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание в нашей школе-интернате сопряжено на практике со всеми остальными направлениями воспитания (трудовым, эстетическим, патриотическим, физическим и т.д.) и является самым главным и сложным направлением, потому что духовность – это высшая ступень развития человека.
Среди изучаемых тем можно отметить такие как, «Княгиня Ольга Российская», «Святые подвижники земли Псковской», «Храмы и монастыри Псковщины» и другие.
Во время изучения темы «Княгиня Ольга Российская», дети знакомились с житием Ольги, смотрели фильмы, мультфильмы и презентации о ее детстве и юности, замужестве и правлении, крещении. Посещали храмы, часовни, памятники, связанные с ее именем. Ходили в Выбуты, на Родину княгини Ольги. Стояли на том месте, где много лет назад она увидела 3 луча, падающих с небес и решила основать наш Псковский Кремль.
При прохождении темы «Святые подвижники земли Псковской» (например, Александра Невского), учащиеся изучали его житие: военную карьеру, как полководца, миротворца и монаха. Встречались со священнослужителями храма Александра Невского, посещали музей при храме. Даже растопили старинный самовар и потом пили чай с сушками. А на следующий день писали сочинение о самых интересных экспонатах музея. Дети выступали со своими сообщениями на Александро-Невских чтениях. Рисовали портрет князя, эпизоды битвы . За активное участие в чтениях, настоятелем храма Александра Невского о. Олегом ,ребята были награждены поездкой на гору Соколиху к памятнику Александра Невского и в полк Псковской дивизии, который носит имя легендарного полководца. Такого подарка никто не ожидал. В школу неоднократно приходил священник о. Михаил, слушал выступления детей, беседовал с ними на православные темы, радовался их успехам.
Интернат – это особая школа, это школа жизни. И именно воспитатели и учителя создают для детей в интернате и семью, и школу, как единство жизни.
Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны.