Рабочая программа География Псковского края


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Паниковская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ УТВЕРЖДЕНО
Приказом № _____ от __________
Протокол педагогического совета Директор школы
от ____________ 20__г №_______ ____________ /__ Добролюбова Т.В./

Календарно – тематическое планирование
По краеведению
Класс 6 класс
Количество часов 34 Уровень базовый
Учитель: Богданова Н.В .
Программа школьного курса «География Псковской области» разработана на основе концепции регионализации общего образования Псковской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования. Авторы :А.И. Слинчак, А.В. Исаченков, И.С.Кулаков, А.Г.Манков.
1.РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
В результате изучения географии Псковской области ученик должен знать:
- историю географических исследований в Псковской области;
- геологическую историю и тектоническую структуру, историю формирования и современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;
-  особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Псковской области;
- природно-антропогениые ландшафты и их современное состояние, геоэкологические проблемы Псковской области, пути оптимизации природопользования, особо охраняемые природные территории.
- географию хозяйственной деятельности области.
Уметь:
- выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;
- владеть приемами аргументации, доказательства правильности географического суждения. Давать собственную оценку географическим событиям;
- уметь анализировать природные закономерности и явления.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их взаимосвязями, изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;
- решения социально значимых географических задач, заботиться о благополучии природной среды и сферы социально-экономической жизни.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.

Введение. 
Территории и границы
Пограничность Псковской области и её соседи.Размеры,границыПрирода
Рельеф и геополитическое строение.
Низменности и возвышенность. Гряды и низины. Глубоко под землёй.
Девонские породы. Четвертичное отложение. Основные типы рельефа.
Геополитическое прошлое и полезные ископаемые.
На дне морском. Под ледником. Полезные ископаемые дочетвертичного возраста. Полезные ископакмые четвертичного возраста. Геологические памятники природы.
Климат.
Климатические особенности края. Температура воздуха. Атмосферное увлажнение. Колебание климата. Микроклимат.
Внутренние воды.
Реки. Озера. Болота.
Подземные воды. Значение и охрана подземных вод.
Почвы и агроклиматические ресурсы.
Почвообразующие факторы. Основные типы почв. Почвы увлажненных территорий.
Охрана и рациональное использование почв. Агроклиматические ресурсы и их использование.
Растительный и животный мир.
Формирование растительного покрова. Хвойные леса. Лиственные леса. Луговая растительность. Болотная растительность. Животный мир.
Природные районы и охраняемые территории.
Природные районы. Памятники природы. Охраняемые природные объекты.
Особо охраняемые территории.
Памятники садово-парковой архитектуры.
Население
Население территории края.
Древнейшие поселения человека. Дославянское население. Начало славянского населения.
Освоение территории. Топоническая «окраска» территории. Кто такое кривичи?
Демографические процессы.
Изменение численности населения. Соотношение сельского и городского населения.
Естественное движение населения. Миграция населения. Половозрастная структура населения.
Городское население.
Города и посёлки городского типа. Возникновение городов. Функции городов.
Изменение численности городского населения. Внешний облик городов. Климат и псковская архитектура.
Сельское расселение.
Характер сельского расселения. Плотность сельского населения. Средняя людность поселений. Густота сельских поселений.
Национальный состав населения.
Изменение национального состава населения. Соотношение доли национальных групп. Славянские народы. Фино – угорские и балтийские народы. Другие национальные группы. Сетуский национальный костюм.
Культурные особенности края.
Уровень образованности населения. Православная церковь на Псковщине. Старообрядчество. Другие религии в нашем крае.
Этнографические различия русского народа. Наречия русского языка. Псковские говоры. Народные говоры нашего края.
Хозяйство.
История развития хозяйства.
Развитие сельского хозяйства. Городские ремесла. Торговые пути. Организация торговли. Подъём и упадок экономики.
Индустриальный этап развития экономики.
Цикличность экономического развития. Причины циклического развития экономики. Изменение длительности Больших циклов. Первый индустриальный цикл (1830-1880гг.). лёгкая промышленность.
Второй индустриальный цикл (1880-1930гг.). железнодорожный транспорт. Третий индустриальный цикл (1930-1958гг.). электроэнергетика.
Современная специализация и перспективы развития экономики.
Четвертый индустриальный цикл (1958-1998гг.). электротехника и радиотехника. Современная специализация промышленности.
Экономическое соревнование Пскова и Великих Лук. Перспективы развития экономики нашего края.
География хозяйства.
Машиностроение и металлообработка. Легкая и пищевая отрасли промышленности.
Другие отрасли промышленности и энергетика. Сельское хозяйство. Транспорт.
Экологические проблемы.
Изменение растительности. Загрязнение воздуха. Загрязнение вод. Загрязнение почв.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
6 класс (34 часа)
№ темы № п/пНаименование раздела,
темы Кол-во
часов дата
I 1 Территории и границы
Пограничность Псковской области и её соседи.Размеры,границы1  
Природа  
II 2
3 Рельеф и геополитическое строение.
Низменности и возвышенность. Гряды и низины. Глубоко под землёй.
Девонские породы. Четвертичное отложение. Основные типы рельефа. 2  
4 Геополитическое прошлое и полезные ископаемые.
На дне морском. Под ледником. Полезные ископаемые дочетвертичного возраста. Полезные ископаемые четвертичного возраста. Геологические памятники природы. 1  
III
 
IV
5 Климат.
Климатические особенности края. Температура воздуха. Атмосферное увлажнение. Колебание климата. Микроклимат.  1 6
7 Внутренние воды.
Реки. Озера. Болота.
Подземные воды. Значение и охрана подземных вод.  2 V
8
9 Почвы и агроклиматические ресурсы.
Почвообразующие факторы. Основные типы почв. Почвы увлажненных территорий.
Охрана и рациональное использование почв. Агроклиматические ресурсы и их использование.  2 VI
 
10 Растительный и животный мир.
Формирование растительного покрова. Хвойные леса. Лиственные леса. Луговая растительность. Болотная растительность. Животный мир.   VII
 
  1112 Природные районы и охраняемые территории.
Природные районы. Памятники природы. Охраняемые природные объекты.
Особо охраняемые территории.
Памятники садово-парковой архитектуры.  2 Население    
 VIII
13
14 Население территории края.
Древнейшие поселения человека. Дославянское население. Начало славянского населения.
Освоение территории. Топоническая «окраска» территории. Кто такое кривичи? 2  
IX 15
16 Демографические процессы.
Изменение численности населения. Соотношение сельского и городского населения.
Естественное движение населения. Миграция населения. Половозрастная структура населения.  2 X 17
18 Городское население.
Города и посёлки городского типа. Возникновение городов. Функции городов.
Изменение численности городского населения. Внешний облик городов. Климат и псковская архитектура. 2
   
XI
19 Сельское расселение.
Характер сельского расселения. Плотность сельского населения. Средняя людность поселений. Густота сельских поселений. 1  
XII 20 Национальный состав населения.
Изменение национального состава населения. Соотношение доли национальных групп. Славянские народы. Фино – угорские и балтийские народы. Другие национальные группы. Сетуский национальный костюм. 1 XIII 21
22Культурные особенности края.
Уровень образованности населения. Православная церковь на Псковщине. Старообрядчество. Другие религии в нашем крае.
Этнографические различия русского народа. Наречия русского языка. Псковские говоры. Народные говоры нашего края.
2 Хозяйство. XIV 23 История развития хозяйства.
Развитие сельского хозяйства. Городские ремесла. Торговые пути. Организация торговли. Подъём и упадок экономики. 1 XV 24
25 Индустриальный этап развития экономики.
Цикличность экономического развития. Причины циклического развития экономики. Изменение длительности Больших циклов. Первый индустриальный цикл (1830-1880гг.). лёгкая промышленность.
Второй индустриальный цикл (1880-1930гг.). железнодорожный транспорт. Третий индустриальный цикл (1930-1958гг.). электроэнергетика. 2 XVI 26
27 Современная специализация и перспективы развития экономики.
Четвертый индустриальный цикл (1958-1998гг.). электротехника и радиотехника. Современная специализация промышленности.
Экономическое соревнование Пскова и Великих Лук. Перспективы развития экономики нашего края. 2 XVII 28
29 География хозяйства.
Машиностроение и металлообработка. Легкая и пищевая отрасли промышленности.
Другие отрасли промышленности и энергетика. Сельское хозяйство. Транспорт. 2 XVIII 30 Экологические проблемы.
Изменение растительности. Загрязнение воздуха. Загрязнение вод. Загрязнение почв. 1 XIX 31
32
33
34 Изучение своего района, города (посёлка).
План географической характеристики района. План описания города.
План характеристики промышленного предприятия.
План описания сельского предприятия. Города псковской области.
Итоговая работа. 4 ИТОГО: 34