Презентация и конспект занятия Партизаны Белоруссии


«Партизаны Белоруссии»
Цель: Воспитание любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой отечественной войны.
Задачи:
- Расширить знания о войне, о жизни и борьбе партизан в Белоруссии.
- Воспитывать уважение к защитникам Родины.
- Вызвать чувство гордости и восхищения подвигами, совершенными \sпартизанами в годы войны.
- Почтить память защитников Родины.
- Показать, что в самых тяжёлых условиях можно жить и бороться.
- Развивать речь, память, воображение, мышление.
Оборудование: Фильм «Партизаны против вермахта», видеоролик «Песни партизан», презентация, стихи.
Ход занятия:
Вводная часть:
Просмотр видеоролика «Песни партизан».
Основная часть:
1 слайд:
Важнейшей составной частью борьбы советского народа против гитлеровской Германии в годы Великой Отечественной войны явилось партизанское движение, которое было наиболее активной формой участия широких народных масс на временно оккупированной советской территории в борьбе с врагом.
Это было поистине всенародное движение, порожденное справедливым характером войны, стремлением защитить честь и независимость Родины.
2 слайд. Партизанское движение Белоруссии.
С самого начала советское руководство придавало Белоруссии исключительно важное значение для осуществления и развития партизанской войны. Основными причинами этого были ландшафт республики — лесные дебри и болота — и стратегические расположение с запада от Москвы. По оценкам, в августе 1941 года действовало уже около 231 партизанских отряда.
Партизаны, партизаны,
Белорусские сыны!
Бейте ворогов поганых,
Режьте свору окаянных,
Свору черных псов войны.
Янка Купала
Когда линия фронта сместилась к востоку, условия белорусских партизанских отрядов постоянно ухудшались. Одной из нерешённых проблем оставалось отсутствие радиосвязи, которая так и не была налажена до апреля 1942 года. Особенно трудно было партизанам зимой 1941—1942 годов из-за острой нехватки боеприпасов, медикаментов. Действия партизан были преимущественно несогласованны. Поддержка местного населения была недостаточной. Так, в течение нескольких месяцев партизанские отряды в Белоруссии были практически предоставлены сами себе.
Операции немецких войск летом и осенью 1941 года значительно снизили партизанскую активность в Белоруссии. Многие отряды ушли в подполье и, как правило, к концу осени 1941 — началу 1942 года партизанские отряды не предпринимали значительных военных операций. Однако переломным моментом в развитии партизанского движения в Белоруссии явилось советское наступление зимой 1942 года.
3 слайд. Руководство партизанским движением.
30 мая 1942 г. Государственным Комитетом Обороны при Ставке Верховного Главнокомандования был образован Центральный штаб партизанского движения, начальником которого был назначен первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии П.К. Пономаренко. В это же время партизанские штабы были созданы и при военных советах фронтовой зоны Советского Союза.
6 сентября 1942 года ГКО учредил пост главнокомандующего партизанским движением. Им стал маршал К.Е. Ворошилов. Таким образом, была преодолена раздробленность и несогласованность действий, царившая на первых порах в партизанском движении, появились органы, координирующие их диверсионную деятельность.
4 слайд. Карта Белоруссии.
Уничтожая вражеские гарнизоны в районных центрах и других селениях, партизанские отряды все более расширяли границы контролируемых ими зон и территорий. Целые оккупированные районы были освобождены от захватчиков.
На карте можно видеть, какие обширные районы находились пол контролем партизанских отрядов и соединений.
(Показ видеофильма «Партизаны против вермахта».)
5 слайд. Пинский партизанский отряд.
В Белоруссии одним из наиболее известных партизанских отрядов являлся Пинский партизанский отряд под командованием Коржа В.З. Корж. Василий Захарович (1899–1967), Герой Советского Союза, генерал-майор. В первые дни Великой Отечественной войны создал Пинский партизанский отряд. Отряд «Комарова» (партизанский псевдоним В.З. Коржа) вел бои в районах Пинской, Брестской и Волынской областей.
С организацией новых отрядов и ростом их численного состава Пинский подпольный обком КП(б)Б с весны 1943 года начал объединять их в бригады. Всего было создано 7 бригад: имени С.М. Буденного, имени В.И. Ленина, имени В.М. Молотова, имени С.М. Кирова, имени В. Куйбышева, Пинская, «Советская Белоруссия». В рядах соединения действовали 8431 партизан. Руководили Пинским партизанским соединением В.З. Корж, А.Е. Клещев.
В 1942 году пинские партизаны настолько окрепли, что уже громили гарнизоны в районных центрах Ленино, Старобин, Красная Слобода. Диверсии на коммуникациях были основой боевой деятельности партизан. В разные периоды они проводились по-разному, начиная с самодельных взрывных устройств до усовершенствованных мин. От взрыва водокачек и стрелок – до масштабной «рельсовой войны». Все три года партизаны разрушали линии связи.
6 слайд. На задании.
В 1943 году партизанские бригады имени Молотова и Пинская целиком вывели из строя Днепровско-Бугский канал – важное звено водной артерии Днепр – Припять – Буг – Висла. Немцы пытались восстановить этот удобный водный путь. Упорные бои продолжались 42 дня. Против партизан бросили артиллерию, бронетехнику и авиацию. Партизаны несли потери, но держались стойко. В результате героических боев партизан водный путь на запад был перекрыт. 185 речных судов остались в Пинске. Командование 1-го Белорусского фронта придавало особо важное значение захвату плавсредств в Пинском порту, так как в условиях сильно заболоченной местности, при отсутствии хороших шоссейных дорог эти плавсредства могли успешно решить вопрос переброски тылов фронта. Задача была выполнена партизанами за полгода до освобождения областного центра Пинск.
После освобождения Пинской области от немецко-фашистских захватчиков большинство партизан влились в ряды фронтовиков и продолжали сражаться до полной победы.
7 слайд. «Рельсовая война».
О размахе партизанского движения свидетельствует ряд крупных операций, осуществленных совместно с войсками Красной Армии. Одна из них получила название «Рельсовая война». Она проводилась в августе-сентябре 1943 года на оккупированной врагом территории РСФСР, Белорусской и части Украинской ССР с целью вывода из строя железнодорожных коммуникаций немецко-фашистских войск.
8 слайд.
Приказ о проведении операции «Рельсовая война» был отдан 14 июня 1943 года. Местные партизанские штабы и их представители на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Партизаны снабжались с «Большой земли» взрывчатыми веществами, взрывателями, активно проводилась разведка на железнодорожных коммуникациях противника. Операция началась в ночь на 3 августа и продолжалась до середины сентября. Боевые действия в тылу врага развернулись на местности протяженностью около 1000 км по фронту и 750 км в глубину, в них участвовало около 100 тысяч партизан при активной поддержке местного населения.
9 слайд.
Тем же целям, но уже во время предстоящего наступления советских войск на смоленском, гомельском направлениях и битвы за Днепр, была подчинена операция партизан под кодовым названием «Концерт». Она проводилась 19 сентября – 1 ноября 1943 года, охватывая по фронту около 900 км и в глубину свыше 400 км.
10слайд. « Операция «Концерт».
Являлась плановым продолжением операции «Рельсовая война». На территории Белоруссии в операции участвовало более 90 тысяч партизан.
Мощный удар по железным дорогам на территории, занятой противником, оказался для него полной неожиданностью. Пропускная способность железных дорог снизилась на 35-40% , что сорвало планы гитлеровце по накоплению материальных средств и сосредоточению войск. Уже летом и осенью 1942 года партизаны сковали 22-24 вражеские дивизии, оказывая этим значительную помощь войскам сражающейся Советской Армии.
11 слайд. Константин Заслонов.
Константин Сергеевич Заслонов (партизанский псевдоним — Дядя Костя) родился 25 декабря 1909 года в г. Осташкове. С 1939 — начальник железнодорожной станции Орша. По личной просьбе направлен в октябре 1941 в составе группы железнодорожников в тыл врага.
Легализовавшись в Орше, создал подпольную группу, участники которой путём применения «угольных мин» (мины, замаскированные под каменный уголь) за 3 месяца подорвали 93 немецких паровоза и совершили ряд других диверсий.
Ввиду угрозы ареста в начале марта 1942 подпольщики во главе с Заслоновым покинули Оршу и создали партизанский отряд, реорганизованный в июле 1942 в бригаду. Летом и осенью 1942 бригада Заслонова вела активные партизанские действия — рейды в районе Витебск — Орша — Смоленск, уничтожив большое количество вражеской техники и солдат.
В бою с карателями Заслонов погиб. Награжден 2 орденами Ленина и медалью. Герой Советского Союза (7.3.1943, посмертно).
12 слайд. В партизанской землянке.
Обычно можно слышать рассказы о боевых действиях партизан. Но была и другая сторона – быт партизан, их жизнь в лесах. В зоне обширных лесов, в горных и болотистых районах находились основные базы и места дислокации партизанских формирований.
13 слайд. Сборка оружия.
Где партизаны могли взять оружие?
В лесу были оборудованы мастерские, где партизаны ремонтировали оружие, вытачивали новые детали.
14 слайд. Образцы оружия партизан.
15 слайд. Быт партизан.
Во многих партизанских отрядах издавались собственные рукописные журналы. Сколько их было всего, определить невозможно, но только в коллекции минского Музея Великой Отечественной войны их хранится 248 экземпляров.
16 слайд. Рогачевские партизаны.
17 слайд. Партизаны выпускали листовки, даже рисовали плакаты.
18 слайд. Каждый отряд имел свое название и свое знамя.
19 слайд. Дети в партизанском лагере.
Существовали семейные партизанские отряды. Вместе с родителями в лесу находились и дети.
Рассказ о лесной школе: Одна из школ, организованных в партизанских краях, называлась «У дуба». Она располагалась на островке в глубине Споровских болот, в полукилометре от семейного лагеря им. Макаревича. Ее организаторами стали брестчанки - Ядвига Чернявская и Вера Иванова. Расчистили площадку. Стены-частокол, крыша-тонкие жерди, доска-лист фанеры. Учились все дети школьного возраста- около100 чел. Вместо мела писали обожженным кусочком глины.
20 слайд.
За неимением бумаги писали на кусках бересты. Из коры дуба вырезали буквы для азбуки. На кусках бересты побольше писали расписание уроков, даже выпускали газеты. Была оборудована и спортивная площадка. После освобождения Белоруссии 1 сентября дети продолжили учебу в нормальных условиях, среди них не было ни одного второгодника.
21слайд. Юные партизаны.
В партизанских отрядах было много детей, которые сражались наравне со взрослыми, ходили на задания, были связными.
22 слайд. Марат Казей.
Марат Казей родился 29 октября 1929 в деревне Станьково Дзержинского района Белоруссии. В 1941 году мать Марата Анна Казей, прятала у себя раненых партизан - за что была казнена немцами. Сестра Ариадна и Марат ушли к партизанам. Ариадна осталась жива, но стала инвалидом - когда отряд выходил из окружения, она отморозила ноги, которые пришлось ампутировать. Когда на самолете ее увозили в госпиталь, командир отряда предложил лететь с ней и Марату, чтобы он продолжил прерванную войной учебу. Но Марат отказался и остался в партизанском отряде.
Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
23 слайд. Памятник Марату Казею.
24 слайд. Рейд партизан.
Учащиеся читают стихи: На шапках звёздные кокарды,
А тёмный лес стоит стеной.
Здесь партизанские отряды,
Ведут с врагом не равный бой.
И горсть винтовочных патронов,
Ценнее хлеба она здесь.
Среди огня и боли, стонов,
В бою имеет сильный вес.
Меняя место дислокаций,
Таская пушки на себе,
Взрывая сеть коммуникаций,
Ломали свастике хребет.
И свои, выпив фронтовые,
Прибавив смелости, сто грамм,
Презрев опасности, в прорыве,
Бежали смело на врага.
В раскисшей глине вязли ноги,
И мерзли в рваных сапогах.
Здесь уцелеть пришлось немногим,
А тех, кто пал, не найден прах.
Не все легли в тот холм могильный,
И очень дорогой ценой,
Они смогли и победили,
Очистив мир от скверны той.
25 слайд. Парад Белорусских партизан.
В июле 1944 г. Минске состоялся парад белорусских партизан. После освобождения Белоруссии более 180 тыс. партизан влились в ряды Советской армии. 20 партизанам было присвоено звание Героя Советского Союза. 12 партизан стали полными кавалерами Ордена славы. Многие партизаны Белоруссии были награждены государственными наградами СССР.
26 слайд. В памяти народной.
Три года суровой, неумолимой и яростной партизанской войны в Белоруссии…Это был настоящий фронт. Фронт без флангов, фронт за линией фронта.
27 слайд. Медаль « Партизану Отечественной войны».
Учащиеся читают: В лесах от врагов скрывались вы,
По темным землянкам скитались вы...
Пусть солнце вам светит ярче,
Пусть кровь закипает жарче!
Спасибо всем партизанам,
Мы повторять не устанем:
Без вас не видать победы,
Спасибо отцы, братья, деды!
Седые головы склонили ветераны,
Застыла скорбь в задумчивых глазах,
И не залечит время в душах раны,
И не иссушит слезы на щеках.
Не позабыть им месяцы и годы
В землянках тесных, у лесных костров
Их вклад в освобождение народа
Достоин самых главных, важных слов!
Не позабыть, как поезда пускали
На скорости немалой под откос.
Народ угнать в неволю не давали.
Как подрывали крайне важный мост.
Пусть не стареют наши партизаны,
Пусть подвиг их века переживет.
Пусть помнит враг, пришедший к нам не звано:
За Родину положит жизнь народ!
Итог занятия:
- Мы всегда будем помнить подвиги народа, боровшегося против фашистских оккупантов за свою землю и на своей земле.