РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «Уроки для души» Возраст детей: 7 – 11 лет Срок реализации: 4 года
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ягубовская средняя общеобразовательная школа
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________Е.Н.Карасёва
« » августа 2015 г.
Утверждаю
Директор МБОУ Ягубовской СОШ
________________Н.В. Коршунова
приказ № от « » августа2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
духовно – нравственного направления
«Уроки для души»
Возраст детей: 7 – 11 лет
Срок реализации: 4 года
Составила: Дормидонтова Т.В.,
учитель начальных классов
I квалификационной категории.
Педагогический стаж: 23 года
с. Ягубовка
2015 г.
Пояснительная записка
Актуальность
В настоящий момент общество нуждается в подготовке не только образованной, но и высоконравственной, духовно богатой личности. Духовно-нравственное воспитание школьников на сегодняшнем этапе развития общества становится проблемой общегосударственной. Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности «Уроки для души» (1-4 классы) являются следующие документы:
Уроки для души. 1-4 классы: программа внеурочной деятельности.-Н.Новгород: НИРО, 2013. Авторы составители: Н.Ю.Яшина, канд. пед. наук, вед. научн.сотр.; Е.Н.Тимошина, уч. нач. кл. высшей категории.
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
К. Д. Ушинский называл нравственность золотой оправой образования. В педагогических трудах В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачева, Ш. А. Амонашвили прослеживается линия очеловечивания процесса воспитания. В.А.Сухомлинский ставил перед собой задачу: способствовать нравственному становлению ребенка. Б. Т. Лихачев видел корни нравственности человека в сознательном следовании принципам и нормам поведения. Ш. А. Амонашвили считает, что духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.
Понятие нравственности в кратком словаре по философии приравнено к понятию «мораль». «Мораль (лат. mores нравы) нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» . Духовность высшие стороны внутреннего мира человека, которые проявляются в человечности, сердечности, доброте, искренности, теплоте, открытости для других людей. Духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности. Духовность определяется как устремленность человека к высшим целям, ценностная характеристика сознания личности. Настоящая духовность проявляется в самосовершенствовании, саморазвитии личности.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России духовно-нравственное развитие личности определяется как «осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов
отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».
Под духовно-нравственным воспитанием понимается педагогический процесс, способствующий становлению, в первую очередь высоконравственного гражданина Отечества: формированию нравственных представлений и понятий,
усвоению базовых национальных ценностей, развитию нравственных чувств. Принятию и освоению норм морали, формированию навыков нравственного поведения.
Поводом для разработки программы внеурочной деятельности «Уроки для души» стали существующие противоречия между: объективной потребностью государства в духовно-нравственном развитии и воспитании личности гражданина России и отсутствием разработанных и готовых к использованию в практике целостных систем духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста; потребностью педагогов-практиков в реализации духовно- нравственного воспитания и недостаточным уровнем педагогической компетенции родителей по данной проблеме; готовностью детей к принятию духовно-нравственных ценностей и недостаточным воспитательным потенциалом учебных предметов.
В основе программы внеурочной деятельности «Уроки для души» для обучающихся 1-4 классов лежат идеи трактата о начальной ступени образования «Школа Жизни» Ш. А. Амонашвили и авторской программы психологического сопровождения «Мне учиться интересно» для учащихся 1-4 классов (автор Е. Н. Тимошина, сертификат экспертного совета НИРО, 2007 г.). В названии курса внеурочной деятельности «Уроки для души» слово «урок» употреблено не в значении формы организации занятий с детьми, а как «нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего» (из словаря С. И. Ожегова).
Курс «Уроки для души» способствует созданию условий для духовно-нравственного развития личности ребенка, самовоспитания и развития его творческих способностей. Он ориентирует ребенка на освоение моральных норм в процессе активного творческого познания как окружающего мира, так и своего внутреннего, духовного мира. «Ребенок познает внешний мир через себя. Проявление, развитие и восхождение внутреннего мира ребенка происходит через осознание и облагораживание источника его духовной жизни (Души и Сердца ребенка)» (Ш. А. Амонашвили). Отношение к внешнему миру (людям, природе, вещам) зависит от степени осознания и принятия духовных ценностей.
Данный курс органично включается в систему духовно- нравственного воспитания в начальной школе, предполагает тесную взаимосвязь с учебными предметами (литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство и др.), с внеурочной деятельностью детей и семейным воспитанием. Кypc рассчитан на четырехгодичный срок обучения. 3анятия проводятся по одному часу в неделю.
Цель курса: создание образовательного пространства, способствующего обогащению внутреннего, духовного мира и нравственному саморазвитию личности младшего школьника.
3адачи курса:
создать условия для развития ценностно-смысловой сферы личности, осознания и принятия ребенком общечеловеческих и базовых национальных ценностей;
обеспечить готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию на основе самопознания и осознания смысла человеческой жизни;
развить эмоционально-чувственную и волевую сферу личности как основы духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, целеустремленности и настойчивости в достижении результатов;
получить позитивный опыт взаимоотношений с одноклассниками в совместной деятельности и коллективных играх, с родителями и другими членами семьи;
формировать коммуникативные навыки, умения вести диалог, воспринимать различные точки зрения партнеров, формулировать и доказывать собственную мысль;
усвоить первоначальный опыт нравственного ответственного поведения, соответствующего внутренней установке личности поступатъ согласно своей совести;
обучать видеть и понимать прекрасное в окружающем мире, природе родного края через художественные образы, развить желания творить прекрасное;
создать условия для пробуждения интереса к самовыражению в доступных видах и формах художественного творчества.
Основные принципы, подходы и идеи, реализуемые в курсе:
Личностно ориентированный - принцип адаптивности, развития, психологической комфортности.
Культурно ориентированный - принцип образа мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, овладения культурой.
Деятельностно ориентированный - принцип обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной творческой деятельности ребенка.
Гуманно-личностный подход к ребенку в образовательном процессе.
Принцип следования нравственному примеру значимых взрослых.
Идея сотрудничества - взаимодействие ребенка с педагогом, с одноклассниками при обсуждении вопроса или поведения героя сказки, рассказа, мультфильма, в процессе игры, в разыгрывании ситуации, театрализации.
Этапы реализации
Программа «Уроки для души» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Общее количество часов: 135
Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Формы и режим занятий, особенности возрастной группы
Учебная нагрузка- 1 час в неделю. Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 7 до 11 лет (возраст учащихся начальных классов). Число обучающихся ежегодно приблизительно соответствует количеству учеников класса, т.к. они составляют основную группу занимающихся. Оптимальное количество детей в группе 10-12 человек.
Программа является примерной и носит вариативный характер. В зависимости от уровня знаний детей, от возникающих в процессе обучения ситуаций педагог может несколько увеличить или уменьшить время изучения отдельных тем при условии, что в результате будет обеспечено сознательное и прочное усвоение детьми всего материала, предусмотренного программой. А так же педагог может вносить в неё изменения в зависимости от своих интересов и пожеланий детей, материальной обеспеченности. Но при этом должен решать основные задачи.
Формы, методы и техники, используемые в программе.
Слушание и обсуждение сказок, стихотворений, рассказов духовно-нравственной направленности, размышление над значением пословиц.
Игры: подвижные, ролевые.
Нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиком, ладошкой; оттиск пробкой, поролоном, пенопластом, мятой бумагой; оттиск печатками из ластика, печатками из картофеля; печать по трафарету
монотипия предметная, пейзажная; «знакомый образ - новый образ»; граттаж цветной, черно-белый; кляксография обычная, с трубочкой, с ниточкой; набрызг; отпечатки листьев, тиснение; акварельные мелки; тычкование и т. д.
Методическая особенность использования нетрадиционных техник рисования в курсе «Уроки для души»: педагог знакомит детей с тем или иным способом получения изображения, анализируя предложенные образцы работ, а затем демонстрируя применение данной техники на практике.
Арт-терапия. Образно-символическое рисование - изображение ребенком эмоциональных состояний и чувств, нравственных понятий. Для достижения большего эффекта во время рисования целесообразно использовать музыку, соответствующую теме занятия.
Просмотр и анализ фрагментов детских мультфильмов (киностудии «Союзмультфильм»,) и телепередачи «Доброе слово» с последующим обсуждением поведения героев.
Коммуникативные задания по моделированию поведенческих ситуаций. Педагог предлагает детям рассмотреть в группе конкретную поведенческую ситуацию: высказать свое отношение к ней; дать рекомендации ее героям, как лучше поступить; придумать свой выход из создавшейся ситуации и разыграть ее. Мини-театр: инсценирование отрывков из сказок, стихотворений.
Прием «философствование» - размышление над вопросом, «разговор по душам», «секрет на ушко».
8. Урок молчания и думания - о проблемах, о самом себе, о близких людях, об улучшении жизни людей.
Учебно-тематический план
1 класс
№
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Раздел «Кто Я?»
1
Я - человек
0,5
0,5
1
2-3
Я - школьник
1
1
2
4-5
Я - одноклассник, друг и товарищ
1
1
2
6-7
Я - член своей семьи
1
1
2
8
Я - часть своей страны
0,5
0,5
1
9
Я - житель планеты Земля
0,5
0,5
1
Раздел «Какой Я?»
10
Могу ли я назвать себя добрым?
0,5
0,5
1
11
Я добрый!
0,5
0,5
1
12
Как мне стать вежливым?
0,5
0,5
1
13
Я вежливый!
1
1
14
Умею ли я трудиться?
0,5
0,5
1
15
Я умею трудиться!
0,5
0,5
1
16
Как мне не стать зазнайкой?
0,5
0,5
1
17
Как мне стать щедрым?
1
1
18
Я упрямый или настойчивый?
1
1
19
Всегда ли я поступаю честно?
0,5
0,5
1
20
Я честный!
1
1
21-22
Бывает ли мне стыдно?
1
1
2
23-24
Умею ли я сочувствовать другому?
1
1
2
25
3а что я себя уважаю?
1
1
Раздел «Я живу среди людей»
26
Вместе - лучше!
0,5
0,5
1
27
Дар слова
0,5
0,5
1
28
Поделись улыбкою своей
1
1
29
Не стесняйся доброты своей
0,5
0,5
1
30
Дари родным любовь и заботу
0,5
0,5
1
31
Мой класс - мои друзья
1
1
32
Дружба верностью сильна
1
1
33
Итоговое занятие с родителями «Дети и взрослые -волшебники, или Мы мечтаем о будущем!»
1
1
ИТОГО:
12
21
33
Содержание программы
1 класс
Раздел «Кто Я?» (9 часов)
Самая главная дата в жизни человека, самое главное событие года (день рождения). Чувства, которые испытывают родители при рождении ребенка (радость, гордость, счастье, любовь). Человек рождается для человека, для людей. Важность других людей для человека. Право каждого человека быть уникальным. Мечты и желания. Интересы и способности. Душевные качества и характер. Каким человеком хотят видеть меня взрослые?
Понятия «школьник», «учеба труд школьника». Учеба напряженный труд ума, сердца и души. Идеал школьника: старательный, добросовестный, ответственный, дисциплинированный, организованный. Соблюдение обязательных для всех школьников правил поведения на уроке и перемене. Переживание ситуации успеха для каждого ученика. Портфолио достижений ученика возможность почувствовать себя в чем-то умелым, способным. Вручение каждому медали за какое-либо достижение.
Понятие «одноклассник». Идеал одноклассника: добрый, внимательный, веселый, хороший друг. Переживание ребенком чувства принадлежности к своему классу, осознание себя частью единого целого. Уважительное отношение к себе. Недопустимость прозвищ, насмешек, проявления гнева, злости, агрессивности. Активное участие ребенка в делах класса.
Понятия «семья», «родственники». Переживание ребенком чувства принадлежности к семейной общности. Мир семьи - занятия, увлечения, традиции, совместный труд.
Понятия «страна», «Родина», образы-ассоциации: «Что вы представляете, когда слышите эти слова?». Переживание чувства сопричастности к красоте природы, к судьбе страны, в которой живут дети. Интерес и терпимое отношение к людям разных национальностей. Жители России - россияне. Осознание детьми того, что будущее страны зависит от них. Пожелания стране детей и их родителей.
Представления детей о Космосе, Вселенной, планете 3емля, ее жителях - землянах. Осознание ребенком себя как части большого мира. Составление схемы «Я - часть Космоса»: маленьким кружком изобразить себя, кругом побольше - свой родной город (село), затем страну и самым большим кругом - планету 3емля.
Раздел «Какой Я?» (16 часов)
Каких героев сказок называют добрыми, а каких злыми? Понятия «добрый», «доброжелательный человек», «доброе дело» . Примеры доброжелательного отношения к людям из жизни детей.
Что такое вежливость? Примеры «вежливых», «волшебных» слов. Словарь общеупотребительных вежливых слов. Формы приветствия людей. Почему мне нравятся вежливые люди? Правила вежливости.
Понятия «трудолюбивый» , «ленивый». Кого мы называем трудолюбивым? Мои обязанности в школе и дома, как я их выполняю? Уважительное отношение ко всему, что создано трудом людей, к людям труда. Бережное отношение к вещам, предметам быта.
Понятия «хвастовство», «зазнайство». Зазнайство как причина потери друзей, одиночества. Соблюдение правил поведения во время игры. Мини-театр.
Понятия и жадность» , и жадина» . Почему нельзя жадни- чать? ~iСадность как причина ссоры с друзьями.
Понятия «упрямство» и «настойчивость». Упорство и трудолюбие. Настойчивость как необходимое качество для достижения каких-то результатов. Упрямство может быть причиной недосягаемости мечты.
Что такое честность и правдивость? Честный поступок. Правила честной игры.
Понятия «стыд», «стыдно». Чувство стыда. Добрые отношения с окружающими. Важность умения говорить слово «простите».
Сочувствие и гуманное отношение к людям, животным, нуждающимся в помощи. Общечеловеческие ценности: доброта и помощь.
Стремление к достижению успеха. Вера в свои способности. Уверенность в своих силах. Способность оценить собственные умения. Что я умею делать хорошо? Как я это делаю? Самоуважение как признание собственных достоинств.
Раздел «Я живу среди людей» (8 часов)
Человек среди людей, люди вокруг человека. Врожденная потребность человека быть принятым кем-то, вместе с другими учиться, трудиться, играть. Выполнение общих правил жизни, правил поведения. Правила работы в паре, группе. Игры с правилами: обязательность выполнения правил, честность, умение радоваться успехам других. Качества человека, которые делают приятным общение с тобой: доброжелательность, отзывчивость, скромность, веселый нрав.
Слово и настроение человека. Сила доброго и злого слова. 3начение добрых, задушевных слов в жизни человека. Слова лжи, клеветы, брани - слова, которые унижают, оскорбляют достоинство человека. Предвидение последствий своих слов, высказываний. Отрицательное отношение к грубостям. Желание участвовать в разговоре со сверстниками, взрослыми. Правила общения на уроке с учителем, с одноклассниками. Правила обращения к взрослым людям, знакомым и незнакомым (вежливые слова и речевые обороты, благодарность, просьба и др.).
Основные чувства, эмоциональные состояния, присущие человеку; обозначение их словами (радость веселье, грусть печаль, злость гнев). Слова, определяющие чувства вины (стыдно), обиды (обидно), жалости (жалко). Способы выражения чувств, настроения. Различение эмоционального состояния другого человека (обижен, опечален, недоволен) и соотнесение его с конкретной ситуацией. Важное в жизни умение доставлять радость другим: улыбнуться, сказать доброе слово, комплимент, поделиться чем-то, помочь. Упражнения в определении и передаче разных эмоциональных состояний.
Представления детей о нравственной категории «доброта». Что такое «доброта», «добрая душа», «доброе слово», «доброе дело», «добрые поступки» ? Примеры добрых поступков в жизни детей. Необходимость делать добро другим.
Понятия «дар», «дарить», «подарок». Внимательное отношение к родным и близким людям. Любовь и забота о членах семьи. Какую работу по дому выполняют мама, папа? Какие взрослые дела по силам выполнить ребенку? Как можно проявить свою любовь, внимание и заботу к старшим членам семьи (бабушкам, дедушкам), младшим братьям и сестрам. Как создать хорошее настроение своим родным. Самые дорогие подарки для родных.
Представления детей о дружбе. Какой класс можно назвать дружным? Как подружиться с одноклассниками. О дружбе мальчиков и девочек. От чего зависят дружеские отношения в классе? Правила дружной работы.
Представление детей о верном друге. За какие качества друга мы
дорожим дружбой с ним? Радость дружбы. Как сохранить дружбу? Умение прощать ошибки, промахи в поведении друга. Значение пословицы «Дружбу помни, а зло забывай».
Мечта как символ счастья. О чем мы мечтаем. Условия осуществления мечты. Какие качества человека могут помешать осуществлению мечты. Коллективная творческая работа детей и взрослых «Мы волшебники» (сочинение- рассказ, рисунок, коллаж) или «Послание в будущее». Концертная семейная программа.
2 класс
Раздел «Я в мире эмоций и чувств» (9 часов)
Понятия «эмоции», «чувства». Эмоции как основа душевного переживания людей. Эмоции радости, грусти, печали, злости. Выражение чувств и эмоций посредством мимики и жестов. Игровые упражнения в определении и передаче разных эмоциональных состояний. Какие эмоциональные состояния нравятся, а какие не нравятся?
Определение эмоциональных состояний по внешним признакам сказочных персонажей. Игры по определению, копированию эмоциональных состояний героев сказок. Упражнения в определении добрых и злых героев по их мимике, жестам. Побуждение детей к оказанию помощи сказочным персонажам.
Понятие «настроение». Изменчивость настроения человека. От чего может измениться настроение? Понимание своего настроения и настроения родственников, одноклассников. Осознание себя как возможной причины изменения настроения другого человека.
Чувство радости. Образы-ассоциации к слову «радость». Радость в моей жизни. Радости родных и близких. Чем я могу порадовать одноклассников? Чему мы радуемся вместе с другом?
Чувство грусти. Образы-ассоциации к слову «грусть». Когда мне бывает грустно. Грустно маме грустно мне. Почему мне грустно после ссоры с другом?
Гнев. Способы управления отрицательными эмоциями. Элементарные приемы регулирования агрессивного поведения детей. Разыгрывание конфликтной ситуации, произошедшей в классе, и моделирование вариантов выхода из нее.
Раздел «Какой Я?» (7 часов)
Кого называют трусом? Чего и кого боятся дети? Стыдно ли бояться сказочных персонажей и животных, врачей, темноты, страшных снов? Гигиенические требования ко сну. Как справиться с разными видами страхов.
Воля - это духовное начало в человеке. Сила воли. Проявления силы воли. Воля определяет качество действия, выбранного человеком. Способность отказа от ненужных желаний.
Совесть, совет, весть, чистое сердце. Переживание акта совести. Умение прислушиваться к голосу своей совести. Различение совести (внутреннее
чувство) и вежливости (форма поведения).
Понятия «сердце», «сердечность», «сердечный человек». Качества сердца. Благодарность, неблагодарность. Благодарное сердце. Магнетическая сила благодарности.
Раздел «Я живу среди людей» (10 часов)
Образы-ассоциации к слову «семья». Родные, родня, род. 3абота о близких. Межличностные отношения ребенка с родственниками: родителями, братьями, сестрами, старшими членами семьи. Важность атмосферы взаимной любви, заботы, ответственности, понимания и взаимопомощи в семье. Основные правила почитания и уважения старших. Что разрушает семью (ссора, непослушание, неправильные поступки, обиды, лень). Что укрепляет семью (любовь, терпение, уважение, взаимопомощь, нежность).
Понятия «близкий человек», «близкий по духу». Общность интересов. 3адушевный разговор между родными, близкими, друзьями. Взаимная привязанность людей, основанная на любви и уважении. Образ близкого человека (няня А. С. Пушкина Арина Родионовна).
Соседи по дому. Правила добрососедства. Доброе, уважительное отношение к соседям, ко всему, что создано трудом людей. Необходимость вежливости, взаимопонимания, терпимости в отношениях с соседями. Доброжелательность - радость добрая, злорадство - радость злая. Как приучать себя не завидовать другим. Значение пословицы «За добро злом не платят».
Доброта, чуткость, сострадание, забота о больном. Польза и вред для больного человека: этикетные запреты и этикетные рекомендации (не огорчать больного плохими известиями, отвлекать от неприятиых мыслей, не акцентировать, внимание на признаках болезни и др.).
Особенности общения с младшим по возрасту, ролевые позиции старшего и младшего. Понятие «утешения». Речевые формы утешения. Помощь и участие в различных ситуациях. 3абота, ответственность старшего ребенка в отношении к младшему.
Кого можно назвать настоящим другом. Как проявляют себя друзья в беде и радости. Каких друзей можно назвать верными. Отзывчивость, чуткость, взаимопомощь друзей. Какой я друг и товарищ. 3начение пословицы «Нет друга - так ищи, а нашел – береги».
Дружеские отношения. Уступчивость как признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности. Отказ от желаемого в пользу друга. Моделирование ситуации ссоры друзей. Составление правил уступчивости и примирения. Размышление на тему: «Умею ли я уступать?».
От чего зависят дружеские отношения в классе. Переживание учащимися чувства принадлежности к своему классу. Создание эмблемы и написание девиза класса. Составление законов дружного класса.
Понятия «благородство», «милосердие», «сочувствие», «сопереживание», «благодарность». Слова благодарности за доброе дело, услугу.
Недопустимость прозвищ, кличек и насмешек по отношению к людям-инвалидам. Сочувствие, сопереживание, оказание помощи людям, нуждающимся в ней. Правило: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Раздел «Я живу на Земле» (8 часов)
Представления детей о планете 3емля, землянах. Переживание чувства благодарности к планете 3емля как общему дому. Человек - часть природы, он зависит от нее, влияет на нее. 3емля нуждается в помощи и защите людей.
Четыре природные стихии: земля, воздух, огонь и вода. Многообразие проявления природных стихий и их взаимосвязь. Природные стихии, их влияние на жизнь человека. Красота Земли.
Воздух как природная стихия. Движения воздуха - ветер. Многообразие проявления воздушной стихии. Сила ветра на службе у человека. Вода как природная стихия. Три состояния воды. Вода - источник жизни. Красота природных водоемов: родник, река, озеро, море, океан. Путешествие капелек воды. Переменчивость нрава водной стихии. 3ависимость от человека судьбы водоемов на Земле.
Радуга на небе - радуга чувств. Чистота, преображение природы после дождя. Радуга - красота природного явле ния. Радуга светлых чувств человека.
Огонь как природная стихия. Огонь - спутник и помощник человека. Осторожное обращение человека с огнем. Любование красотой огня. Понятие «сердечный огонь» (человеческое тепло, доброта и любовь к другим людям).
Ценности в жизни человека. Доброта, любовь, красота. Счастливая семья. Знания, труд. Дружба. 3начимость ценностей для каждого человека. Различие между материальными и духовными ценностями. Наши пожелания семье, школе, друзьям, планете 3емля.
3 класс
Раздел «Я в мире эмоций и чувств» (9 часов)
Эмоциональный портрет класса как совокупность эмоций чувств каждого члена класса. Преобладающие чувства коллектива. Ответственность каждого за благоприятный микроклимат класса. Чувство эмпатии. Приемы снятия психомышечного напряжения. Умение управлять негативными
эмоциями. Моделирование проблемных ситуаций.
Расширение представлений о палитре чувств (удивление, испуг, горе). Позитивные и негативные чувства. Осознание возможности изменения собственных чувств. Определение эмоциональных состояний одноклассников по внешним признакам.
Чувства любви, радости, ласки к родителям, другим членам семьи. Радость общения. Осознанное проявление доброжелательности, внимания к близким, знакомым и незнакомым людям в повседневной жизни. Понятие «любящее сердце», «милое сердце», «чистое сердце». Что значит любить? Любить - отдавать, любить - служить. Что мешает любви (зависть,
недоверие, жадность, ложь)? Правила взращивания, воспитания доброго, любящего сердца.
Понятия «боль», «физическая боль», «душевная боль», их соотнесение. Эмоциональное благополучие - чувство уверенности и защищенности. Способы избавления от душевной боли. Социальные нормы поведения. Моделирование поведенческих ситуаций.
Чувства, эмоциональные состояния, присущие одинокому человеку. Душевная боль одиночества. Различение эмоционального состояния другого человека. Оказание помощи одинокому человеку (сочувствия, поддержки).
Понятия «искренность», «искренность чувств». Важность проявления искренних чувств людей при общении. Искреннее отношение к другим людям. Проявление искренности в поступках. Желание научиться управлять своими эмоциями, поведением.
Раздел «Какой Я?» (7 часов)
Добрые слова, добрые дела. Доброта истинная (отзывчивость, забота, взаимопомощь, помощь в беде). Добро во благо других. Черты доброго человека. Добро созидает, а зло разрушает. Проявление доброты в щедрости. Щедрый человек - милостивый, милосердный на помощь, заботу. Значение пословицы «Не хвались серебром, хвались добром».
Для чего трудится человек. Труд - источник жизни человека. Труд - дело, требующее усилий, стараний, упорства, настойчивости, силы воли. Что такое трудолюбие. Как стать трудолюбивым человеком? Лень и праздность - две беды. 3начение пословицы: «Делу - время, потехе - час».
Что такое честность, правдивость. Почему нельзя обманывать. Возможные последствия правдивых и лживых поступков. Как относятся к правдивым людям. Честность и справедливость по отношению к себе. Как вести себя, чтобы быть честным и правдивым? Значение пословицы: «Правда любит свет, а ложь тьму».
Осознание ребенком своих талантов. Талант и труд. Развитиe природных задатков. Как различить в себе таланты? Рассказы детей о талантах членов своих семей, о том, каким талантом они обладают и хотят в себе развить. Пословица «У каждого свой талант».
Человек существо разумное. Он думает, мыслит, размышляет. Умение
думать правильно, позитивно, о добром. Мысли добрые и злые. Сила мысли. Умею ли я думать?
Когда так говорят: «разговор по душам», «греет душу», «добрая душа», «душа в пятках», «душа болит», «душевный человек», «душевная боль». Ощущения, которые испытывает человек во время душевной боли. Как успокоить, как вылечить свою душу?
Самовоспитание. Осознание сильных и слабых сторон своей души. Пример жизни Сергия Радонежского. Содержание понятия «воздержание». Сдерживаться ограничивать себя в плохих поступках, жить по правилам добрых дел. Стремление к самосовершенствованию. Запись в личном дневнике: « Каким я хочу быть? «. Внутренняя установка: «Я хочу быть ... (сдержанным)» .
Раздел «Я живу среди людей» (10 часов)
Понятия «ссора», «конфликт». Ответственность человека за применение физической силы по отношению к другому человеку. Недопустимость драк, личных оскорблений, унижения чувства достоинства человека. Способы разрешения конфликтных ситуаций среди детей. Осознание важности примирения. Размышление и запись в личном дневнике на тему: «Как сохранить добрые отношения?».
Обида. Причины обид: несправедливое отношение, оскорбление, применение силы к человеку. Прощение словом, сердцем. Прощая других людей, мы освобождаем себя от обиды, злости, жестокости, а обидчика от чувства вины. Замечаем ли мы, как обижаем, раним близких людей? Значение пословицы «Тому тяжело, кто помнит зло».
Понятия «верность», «верный друг». Умею ли я сохранять верность? Предательство измена. В каких случаях мы предаем самих себя, свою честь. Как удержать себя от измены? Значение пословицы «Открыть тайну, погубить верность» . Рассказы родителей о верных друзьях детства.
Верность данному слову. Обязательность выполнения данного обещания. Человек должен стараться держать свое слово и чувствовать ответственность за его исполнение. Размышление и запись в личном дневнике на тему: «Дал слово держи».
Осмысление последствий своего поступка по отношению к окружающим. Чувства, которые испытает человек, когда поступил хорошо (плохо). Осознание и раскаяние по поводу плохого поступка. Избегание ситуаций, при которых можно причинить вред другим.
Понятие «бескорыстность». Бескорыстность добрых поступков. Радость оттого, что совершил добрый поступок не на показ, а от души, по зову сердца. Стремление совершать бескорыстные добрые дела.
Понятие «настоящий мужчина». Речь и поведение настоящего мужчины. Выдержка, спокойствие, сила, справедливость как признак мужского достоинства. Вежливое обращение к родителям, учителю, девочке, младшей сестре и брату, соседу по парте. Тональность разговора: сдержанность, правдивость, доброжелательность. Поступки «настоящего мужчины» .
Понятия «красота», «внешняя красота», «внутренняя красота» человека.
Источник духовной красоты в душе человека. Добро, милосердие во благо других:
помочь нуждающимся, утешить обиженного, ободрить печального, произнести добрые слова. Пословица: «Красив тот, кто совершает красивые добрые поступки». Стремление к самосовершенствованию и гармонии по принципам красоты.
Размышление и запись в личном дневнике на тему: «Мой самый хороший поступок. Мой самый плохой поступок».
Раздел «Я живу на Земле» (8 часов)
Добрый мир природы. Учимся видеть красоту окружающего мира. 3емля –«голубая жемчужина Вселенной» . Любование красотой природы.
На балу у красавицы Флоры. Многообразие представителей
растительного мира. Цветовая гамма растительного мира. Красота растений в любое время года. Польза растений и их роль в жизни человека. Бережное и заботливое отношение человека к миру растений.
В гостях у госпожи Фауны. Разнообразие и красота животных. Порядок, существующий в мире животных (приспособляемость и закон выживания). Связь мира животных с миром растений. Ответственность человека за сохранение животного мира на Земле.
Путешествие в подземное царство. Недра Земли. Подземные богатства. Минеральное царство кладовая Земли. Гармония и красота подземного царства.
Человек и природа едины.
Человек является частью природы, частью планеты Земля. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Понятие «здоровье планеты» (красота, богатства природы, мирная жизнь). Ответственность человека за судьбу и здоровье нашей планеты.
4 класс
Раздел «Я в мире эмоций и чувств» (9 часов)
Понятие «мировосприятие» . Многообразие восприятия мира. Способы управления собственными эмоциями. Осознание возможности управлять собой в создавшейся ситуации.
Описание своих внешних и внутренних качеств (психологический автопортрет). Свобода рассуждений об особенностях поведения, деятельности и внешности. Самооценка своих личностных качеств. Самокритичность.
Темперамент. Индивидуальные особенности человека как основа темперамента. Свойства темперамента. Воспроизведение и осмысление своих чувств, поступков, причин поведения.
Понятия «характер», «черты характера». Понятия «положительные» и «отрицательные» черты характера (гордость и гордыня). Осознание ребенком сильных и слабых сторон своего характера. Воспитание характера трудолюбием, проявлением силы воли, искоренением вредных привычек.
Влияние черт характера на способы поведения.
Сопереживание. Способность поставить себя на место другого человека.
Доброта, сопереживание, сочувствие в противовес ожесточенности, черствости и равнодушию. Искренность чувств по отношению к другому человеку. Радость сопереживания успехам товарищей, терпимость к недостаткам и достоинствам других людей.
Понятие «внутренний мир человека». Чувства, переживания, привычки (полезные и вредные). Как победить отрицательные привычки? Воспитание желания и умения справляться с трудностями. 3апись в личном дневнике на тему «Мой внутренний мир».
Раздел «Какой Я?» ( 7 часов)
Мой любимый герой. Понятия «идеал», «мой идеал». Кого ты считаешь идеальным человеком? В чем бы тебе хотелось быть похожим на этого
человека? Запись в личном дневнике на тему «На кого я хочу быть похожим».
Вся жизнь протекает через сердце. Сердце - источник мудрости. Как понять выражения: «что подскажет сердце», «чувствовать сердцем», «как велит сердце», «видеть сердцем»? Что обозначает пожелание: «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет»? Какие бывают сердца у людей («любящее сердце», «чистое сердце», «каменное сердце»). Как воспитывать свое сердце?
Как понять выражения «голос совести», «жить по совести», «свобода совести», «чистая совесть». Совесть подсказывает правильность выбора поступка или поведения. Совесть как тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка человека. Жить в ладу со своей совестью. Почему надо хранить совесть.
Моя душа - маленькая планета. Осознание ребенком своего внутреннего мира. Пути к совершенствованию души на примере героев сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мини-сочинение на темы: «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Зорко одно лишь сердце», «Если дашь волю баобабам - беды не миновать». Встреча маленького принца с самым главным - со своей душой. Благородство души.
Самопознание и самосовершенствование. Что обозначает выражение «Душа обязана трудиться»? Механизм самовоспитания: выбор цели, стремление соответствовать идеалу, познание и обогащение своего внутреннего мира, активное участие в общественной деятельности по улучшению окружающего мира. Желание узнать правду о себе; честность и мужество увидеть себя таким, какой ты есть на самом деле. Важность умения любить и принимать себя таким, какой ты есть. Составление программы самовоспитания.
Раздел «Я живу среди людей»(10 часов)
Тепло домашнего очага. Ценность добрых семейных отношений любовь, взаимоуважение и взаимопонимание. Ответственность каждого за семейное счастье. Способы выражения любви к родным, умение быть сдержанным, доброжелательным и вежливым в общении с родственниками. Ответственность за выполнение домашних обязанностей. Выполнение совместно с родителями
творческих проектов и презентаций, раскрывающих историю, традиции семьи.
К миру с добром мир добрее станет. Бескорыстность добрых дел. Добрые дела и поступки радость окружающим и нуждающимся людям. Воспитание потребности развивать в себе доброжелательность и милосердие.
Труд на благо Отечества это честная добросовестная работа. Уважительное и творческое отношение к труду. Сотрудничество со взрослыми в трудовой, общественно – полезной деятельности. Труд на пользу ближнего: помощь соседям, пожилым и больным людям. Составление вместе с родителями презентаций «Труд моих родных».
Талант. Выдающиеся врожденные качества человека. Осмысление ребенком своих способностей. Как можно развивать природные способности. Как талант помогает выбрать будущую профессию. Демонстрация детьми своих талантов.
Человек ответственен за свои поступки. Способность оценивать мотивы своих поступков и предвидеть их последствия. Ответственность – одно из главных качеств личности. Размышление над вопросом: «Обладаю я таким качеством, как ответственность?»
Обида и прощение. Бессмысленность обиды и обязательность прощения. Прощая других людей. Мы освобождаем их от чувства вины, а себя - от раздражительности и агрессии. Умение простить обидчика и оказать ему помощь. Размышление над вопросом: «Как я могу противостоять злу в обществе?». Запись в личном дневнике: «Мое активное отношение к добру – это».
Понятие «мудрость» - ум и жизненный опыт. Важность следования мудрым советам. Размышление над законами мудреца: «Ищи трудность – найдешь мудрость», «Мудрый человек ничего не делает не подумав». Развиваем в себе мудрость: совесть, честность, справедливость, радость и счастье жизни, искренность любви и доброе сердце, лад в душе, созидание прекрасного.
Понятие «жертва», «жертвенность». Размышление над вопросом: «Могу ли я пожертвовать чем-то ради другого человека?». Самопожертвование.
Раздел «Я живу на Земле» (8 часов)
Планета Земля. Человечество. Вселенная. Законы жизни на земле. Счастье мирной жизни. Взаимопонимание и сотрудничество между народами. Необходимость объединения усилий всех стран, всех людей планеты, чтобы сберечь нашу Землю.
Множество национальностей, народов в мире. Разнообразие национальных культур, их отличие и схожесть. Различные религии мира. К чему религии призывают людей? Единство нравственных основ традиционных религий.
Мысли светлые и темные, добрые и злые, радостные и грустные. Важность обогащения мышления светлыми и добрыми мыслями. Ответственность человека за свои мысли. Благородные мысли об улучшении жизни на Земле.
В чем смысл жизни человека на Земле? Зачем и для кого рождается человек? Понятия «предназначение» человека, «миссия», «своя миссия». Служение людям, самосовершенствование и облагораживание жизни общества.
Особенности реализации программы
Для успешной реализации программы весьма важны следующие условия:
Создание атмосферы уважения, доверия и взаимопонимания между педагогом и детьми. Ребенок должен чувствовать интерес педагога к
его духовному развитию, готовность взрослого оказать ему поддержку, помощь.
Личность значимого взрослого (педагога, родителя), наполненная любовью, оптимизмом, верой в возможности и неповторимость каждого ребенка.
Гуманное взаимодействие педагога, психолога и родителей по духовно-нравственному воспитанию детей. Готовность родителей к сотрудничеству со школой в духовно- нравственном развитии личности ребенка, управлению этим процессом в условиях семьи.
Активное включение ребенка в различные виды совместной деятельности, направленной на развитие самооценки, самоутверждения личности, на формирование навыков нравственного поведения.
Использование методов и приемов, соответствующих психолого-возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Интеграция методов и приемов словесных («разговор по душам», «секрет на ушко», «философствование», запись в личном дневнике) и игровых, нетрадиционных техник рисования, приемов арттерапии, просмотр детских мультфильмов фонда «Союзмультфильм» и фрагментов детской передачи «Доброе слово»
Главная задача педагога, работающего по данной программе, - создание психологической атмоcфepы личностной безопасности и эмоциональной поддержки ребенка. Личность педагога, его умение установить контакт и доверительные отношения с ребенком и его родителями особенно важны для реализации данной программы.
Планируемые результаты обучающимися программы курса
«Уроки для души»
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Методическое и ресурсное обеспечение программы внеурочной деятельности «Уроки для души»
Печатные пособия.
1. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М., 2000.
2. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Избранные психологические труды: в 2 т. – М., 1980.
3. Богданова О. С. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М., 1982.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
· 2-е изд.
· М., 1967.
5. Гудзовская А.А. Уроки самоопределения: методическое пособие для учителя по курсу «Основы жизненного самоопределения». 2, 3 класс. – Самара, 1997.
6. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
· М., 2007.
· Ч. 1, 2.
7. ДанилюкА.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 1982
8. Лопатина А. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
· 3-е изд., испр. и доп. – М., 2007.
9. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: практическое пособие для работников детских дошкольных учреждений. – М., 1999.
10. Ретюнских Л.Т. В поисках мудрости. Философия для младших школьников: методические рекомендации для учителей и родителей. – М., 2008.
11. Тукачева С.И. Адаптационные занятия с первоклассниками. – Волгоград, 2007.
12. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. – М., 1995
13 Яшина Н.Ю. Изучение особенностей нравственного развития младших школьников. Диагностические методики: методическое пособие для учителей начальных классов\ Н.Ю. Яшина. - 2-е изд., перераб. И доп. - Н
Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012.
Технические средства обучения.
Интерактивная доска.
Мультимедийный комплекс.
Принтер.
Сканер.
Интернет-ресурсы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://allmults.org/
Экранно-звуковые пособия.
Диски с записью мультфильмов фонда «Союзмультфильм» и фрагментов детской телепередачи «Доброе слово», диски с инструментальной и релаксационной музыкой.
2. Презентации к занятиям.
Дидактические материалы:
Альбомы, ватманы, акварельные и гуашевые краски, кисти, восковые мелки, поролон, свечи, печатки из разных материалов, трафареты, трубочки, нитки, зубные щетки, иголки, песок, клей, наждачная бумага.
Мяч, мягкие игрушки, при желании ребенка – его игрушка.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности происходит на трёх уровнях:
Первый уровень результатов приобретение младшими школьниками социальных знаний и первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни:
социальные роли, права и обязанности человека, школьника, семьянина, товарища, гражданина России, жителя планеты Земля;
начальные представления о моральных нормах, принятых в обществе, и нравственном поведении;
представления о нравственных, душевных качествах человека; богатстве души, внутренней красоте человека;
правила вежливого общения со сверстниками и взрослыми, правила дружной честной игры, правила работы в группе;
названия эмоций и чувств, их выражение с помощью мимики и жестов, способы управления своим настроением;
представление о важности правильных, добрых мыслей в жизни человека и всего человечества;
особенности культур разных народов нашей страны, духовные основы
различных традиционных религий;
представление о смысле человеческой жизни.
Второй уровень результатов получение младшими школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом:
переживание ребенком чувства принадлежности к своему классу, школе, семье, Родине, планете 3емля;
принятие ребенком права каждого человека быть уникальной личностью;
принятие ценностных ориентаций - общечеловеческих ценностей (Земля, Родина, семья, труд, знания, культура, мир, человек), национальных, семейных, духовных ценностей;
уважительное и заботливое отношение к членам семьи;
добросовестное, ответственное отношение к труду, школьным и домашним обязанностям;
первоначальный опыт эстетических переживаний, способность к постижению красоты в природе и социуме, стремление творить прекрасное;
эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру, к себе;
потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
неравнодушное отношение к успехам и жизненным проблемам других людей, сочувствие человеку, находящемуся в трудной ситуации;
активное отношение к негативным проявлениям в детском коллективе;
осознание зависимости счастья человека от его внутреннего мира, стремление к духовному обогащению;
уважительное отношение к традиционным религиям.
Третий уровень результатов - получение младшими школьниками опыта самостоятельного ответственного поведения, общественного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
опыт взаимодействия и сотрудничества со сверстниками в парах, группах на принципах уважения, доверия, взаимопомощи; становление у детей коммуникативных навыков;
соблюдение правил культурного поведения, умение разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
нравственно-этический опыт взаимодействия с родителями и значимыми взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
проявления социальной заботы о других людях и окружающей действительности;
первоначальный опыт участия в общественно полезной, природоохранительной деятельности совместно с родителями;
опыт познания своего внутреннего мира, самосовершенствование.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным и может осуществляться каждым ребенком в индивидуальном темпе.
Ведущим способом определения воспитательных результатов курса «Уроки для души» является метод наблюдения педагога за детьми в ходе занятия, а также задания диагностического характера, регулярно проводимые педагогом непосредственно в ходе занятия в игровой форме или в виде творческих заданий, связанных с рисованием и другими видами творческой деятельности. Диагностические методики, которые используют психологи в своей профессиональной деятельности, педагогу в курсе «Уроки для души» использовать не рекомендуется. Для определения уровня нравственного развития ребенка педагогу предлагается использовать адаптированные диагностические методики, описанные Н. Ю. Яшиной в методическом пособии для учителей начальных классов «Изучение особенностей нравственного развития младших школьников». О результативности могут свидетельствовать также творческие виды работ (выставки детского творчества, конкурсы на лучший рисунок, поделку, продукты совместной с родителями проектной и исследовательской деятельности) и анкетирование родителей.
Календарно - тематическое планирование
1 класс
№
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
Раздел «Кто Я?»
1.
04.09
Я - человек
1
2-3
11.09
18.09
Я - школьник
2
4-5
25.09
02.10
Я - одноклассник, друг и товарищ
2
6-7
09.10
16.10
Я - член своей семьи
2
8
23.10
Я - часть своей страны
1
9
30.10
Я - житель планеты Земля
1
Итого:
9
Раздел «Какой Я?»
10
13.11
Могу ли я назвать себя добрым?
1
11
20.11
Я добрый!
1
12
27.11
Как мне стать вежливым?
1
13
04.12
Я вежливый!
1
14
11.12
Умею ли я трудиться?
1
15
18.12
Я умею трудиться!
1
16
25.12
Как мне не стать зазнайкой?
1
17
15.01
Как мне стать щедрым?
1
18
22.01
Я упрямый или настойчивый?
1
19
29.01
Всегда ли я поступаю честно?
1
20
05.02
Я честный!
1
21-22
12.02
26.02
Бывает ли мне стыдно?
2
23-24
04.03
11.03
Умею ли я сочувствовать другому?
2
25
18.03
3а что я себя уважаю?
1
Итого:
16
Раздел «Я живу среди людей»
26
25.03
Вместе - лучше!
1
27
08.04
Дар слова
1
28
15.04
Поделись улыбкою своей
1
29
22.04
Не стесняйся доброты своей
1
30
29.04
Дари родным любовь и заботу
1
31
06.05
Мой класс - мои друзья
1
32
13.05
Дружба верностью сильна
1
33
20.05
Итоговое занятие с родителями «Дети и взрослые -волшебники, или Мы мечтаем о будущем!»
1
Итого:
8
2 класс
№
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
Раздел «Я в мире эмоций и чувств»
1
Удивительный мир эмоций и чувств
1
2
В гостях у сказочных героев
1
3-4
От чего зависит настроение?
2
5
Радость в моей жизни
1
6
Когда мне бывает грустно?
1
7-8
Умею ли я справляться с гневом?
2
9
Резерв
1
Итого:
9
Раздел «Какой Я?»
10-11
«Я не трус, но я боюсь»
2
12
Есть ли у меня сила воли?
1
13
Я проявляю силу воли
1
14
Урок молчания и думания «Голос моей совести»
1
15
Мое благодарное сердце
1
16
Резерв
1
Итого:
7
Раздел «Я живу среди людей»
17
Я и мои родственники
1
18
Мой самый близкий человек
1
19
Мои соседи
1
20
У постели больного
1
21
Не бойся, малыш, я рядом!
1
22
Когда мои друзья со мной...
1
23
Урок размышления «Умею ли я уступать?»
1
24
Мой класс дружный!
1
25
Благородство и милосердие вокруг меня
1
26
Резерв
1
Итого:
10
Раздел «Я живу на 3емле»
27
Мы дети твои, 3емля!
1
28
Сказка о природных стихиях Земли
1
29
«Ветер, ветер, ты могуч...»
1
30
Сказка о капельках
1
31
Радуга на небе радуга чувств
1
32
Красота огня и сердечный огонь
1
33
Резерв
1
34
Итоговое занятие с родителями «Наши ценности»
1
Итого:
8
3 класс
№
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
Раздел « Я в мире эмоций и чувств»
1
Маски эмоций
1
2-3
Палитра чувств
2
4
Любовь
1
5
Радость
1
6
Физическая и душевная боль
1
7
Чувства одинокого человека
1
8
Искренность чувств
1
9
Резерв
1
Итого:
9
Раздел «Какой Я?»
10
Я добрый и отзывчивый
1
11
Я трудолюбивый и настойчивый
1
12
Я честный и справедливый
1
13
Чем я талантлив?
1
14
Умею ли я правильно думать?
1
15
Когда болит моя душа
1
16
Урок молчания и думания «Каким я хочу быть?» Запись в личном дневнике.
1
Итого:
7
Раздел «Я живу среди людей»
17
Ссора и конфликт
1
18
Урок размышления «Как сохранить добрые отношения?»
1
19
Умею ли я прощать?
1
20
Умею ли я сохранять верность?
1
21
Урок размышления «Дал слово держи»
1
22
Ответственность за поступки
1
23
Бескорыстность добрых поступков
1
24
Кто такой настоящий мужчина и как им стать?
1
25
Красив тот, кто красиво поступает
1
26
Урок молчания и думания «Мой самый хороший поступок. Мой самый плохой поступок». 3апись в личном дневнике.
1
Итого:
10
Раздел «Я живу на 3емле»
27
Добрый мир природы
1
28-29
На балу у красавицы Флоры
2
30-31
В гостях у госпожи Фауны
2
32-33
Путешествие в подземное царство
2
34
Итоговое занятие с родителями «Мы ответственны за планету Земля»
1
Итого:
8
4 класс
№
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
Раздел « Я в мире эмоций и чувств»
1
Каким я вижу окружающий мир?
1
2
Каким я вижу себя? Мой автопортрет
1
3-4
Мой темперамент
2
5-6
Мой характер
2
7
Радость сопереживания
1
8
Урок молчания и думания «Мой внутренний
мир». Запись в личном дневнике
1
9
Резерв
1
Итого:
9
Раздел «Какой Я?»
10
Урок молчания и думания «Мой идеал». 3апись в
личном дневнике
1
11
Разум сердца
1
12
Стрелы моей совести
1
13
Моя душа маленькая планета
1
14-15
Урок размышления «Душа обязана трудиться»
2
16
Резерв
1
Итого:
7
Раздел «Я живу среди людей»
17
Тепло домашнего очага
1
18
К миру с добром мир добрее станет
1
19
Труд на благо Отечества и на пользу ближнего
1
20
Не зарывай свой талант
1
21
Человек ответственен за свои поступки
1
22
Обида и прощение
1
23
Урок размышления «Активное отношение к
добру и злу в обществе»
1
24
Следовать мудрым советам
1
25
Урок молчания и думания «Могу ли я пожертвовать чем-то ради другого человека?». 3апись в личном дневнике.
1
26
Резерв
1
Итого:
10
Раздел «Я живу на 3емле»
27-28
Планета 3емля. Человечество. Вселенная
2
29-32
Разнообразие национальностей, культур, религий
в мире
4
33
Добрые мысли о спасении Земли
1
34
Итоговое занятие с родителями «В чем смысл
жизни человека на Земле?»
1
Итого:
8
13 PAGE 142715
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·э
14 ,FJ{Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315