Интегрированный урок физкультуры и литературы по теме Легкая атлетика (5 класс)
Государственное бюджетное образовательное учреждение ЛНР
«Стахановская средняя общеобразовательная школа І-ІІ ступеней № 12»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИТОГОВОГО УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ
ПО ТЕМЕ: «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»
Учитель: Куряк
Елена Николаевна
2016
Интегрированный урок
физической культуры и литературы
по теме:
"Путешествие в страну
"Сказочная Спортландия"
Цели:
укрепление межпредметных связей физической культуры и литературы;
открыть новые перспективы в освоении литературы и физической культуры.
Задачи:
воспитывать интерес к участию в спортивно-массовых мероприятиях;
укрепить уверенность детей в своих силах и знаниях;
воспитание любви к спорту и здоровому образу жизни.
Этапы подготовительной работы:
Обсуждение темы и формы проведения мероприятия. Постановка целей и задач мероприятия.
Обсуждение хода мероприятия.
Подготовка ведущих и распределение ролей.
Подготовка судей на этапах, секретаря, ассистентов, ответственного за музыкальное сопровождение, распределение обязанностей.
Оформление спортивного зала, подготовка инвентаря для каждого этапа.
Подготовка команд к мероприятию.
Место проведения: спортивный зал.
Порядок проведения:
Мероприятие проводится в виде игры-эстафеты, в которой участвуют несколько команд, различных классов с одинаковым числом игроков. Команды имеют свои названия, эмблемы. Важно чётко спланировать в зале размещение всех этапов игры-эстафеты, оснащение инвентарём каждого этапа.
Роль ведущих в игре-эстафете выполняют учителя физической культуры и литературы, у каждого своя роль в проведении мероприятия.
Помощники - судьи на этапах, секретарь, два, три ассистента, в зависимости от количества команд (для подготовки инвентаря и работы с табло командных результатов), ответственного за музыкальное сопровождение, каждый из которых хорошо должны знать свои обязанности.
Задания каждого этапа эстафеты сопровождается рассказом учителя физической культуры и показом при помощи ассистентов. При выполнении каждого этапа эстафеты звучит музыка.
Судейство и определение победителя:
Команда, первой выполнившая задание в эстафете, получает 3 очка. Команда, пришедшая к финишу второй, получает два очка. За устные ответы: 3 очка получает команда, первой назвавшей название сказки и автора; команда, назвавшая название сказки, но не назвавшая автора, получает 2 очка. По общей сумме набранных очков определяются победители.
Спортивный инвентарь:
1 эстафета: Корзины, воздушные шары, мешочки с песком (количество в зависимости от числа команд).
2 эстафета: Скакалки для каждой команды.
4 эстафета: Мячи, гимнастические палки для каждой команды (на конец палки крепиться нарисованная на картоне и вырезанная голова конька-горбунка).
5 эстафета: Перед каждой командой ставиться перевёрнутая гимнастическая скамейка, гимнастический мат; по две плоские дощечки.
6 эстафета: Перед каждой командой кладётся три обруча, в третьем набор детских кубиков, корзина.
7 эстафета: Повязка для глаз (количество в зависимости от числа команд).
Ход мероприятия:
Учитель физкультуры: вызывает на построение команды-классы.
Звучит музыка “Улыбка”.
Команды-классы организованно входят в зал в колонну по одному: одна колонна идёт в обход налево, другая в обход направо и выстраиваются перед линией старта командами по классам в колонну по одному, в одну сторону, одна параллельно другой, на расстоянии 5-6 шагов.
Напротив каждой колонны на расстоянии 10-15 м ставят стойку или другой предмет, обозначающий этап эстафеты.
Представление команд.
1 команда. ЧИПОЛЛИНО
Девиз: Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.
2 команда. БУРАТИНО
Девиз: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Представление жюри и судей на этапах.
Учитель литературы:
- Друзья мои, вы знаете, что есть на свете такая страна “Сказочная Спортландия”, вы слышали об этой стране? Это чудесная, сказочная страна здоровья, спорта и радости и сегодня мы с вами побываем в этой стране, где вы на время станете сказочными героями. Я буду коротко рассказывать вам сказки, а вы обыграете их в эстафетах. Но прежде, вы должны угадать, кто написал сказку и как её название. Команда, первая правильно назвавшая автора и название получает 3 очка.
Сказки просят:
- А сейчас, вы друзья узнайте нас!
Вы готовы?
Дети:
- Да.
Учитель литературы:
- Давайте сделаем воздушный шар и полетим на шаре.
Эта затея всем понравилась. Коротышки ещё никогда не летали на воздушном шаре, и всем малышам это было очень интересно. В цветочном городе закипела работа.
/Н.Носов “Приключения Незнайки и его друзей”./
Учитель физкультуры: объяснение эстафеты.
В руках у первого участника: в одной – большой воздушный шар, в другой корзина с балластами (небольшие мешочки с песком). По сигналу, первый участник начинает бег. По ходу выкладывает из корзины одной рукой по одному балласту в обручи, лежащие на полу(3 обруча, на расстоянии 3 метров один от другого), в другой руке держит шар, обегает стойку, собирает балласты обратно в корзину, бежит к своей команде, передаёт шар и корзину с балластами следующему участнику.
Учитель литературы:
Раз он в море закинул невод. -Пришёл невод с одною тиной.Он в другой раз закинул невод, -Пришёл невод с травою морскою.В третий раз закинул он невод, -Пришёл невод с одною рыбкой.
/А.С.Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”./
Учитель физкультуры: объяснение эстафеты.
У первого участника в одной руке скакалка, сложенная вдвое. По сигналу, первый участник начинает бег со сложенной вдвое скакалкой, обегает стойку, возвращается к команде, подаёт один конец скакалки второму участнику, растягивают её и проносят под ногами через всю колонну. Каждый участник команды перепрыгивает через скакалку. Пройдя через весь строй, первый участник встаёт в конец колонны, а второй участник складывает скакалку вдвое и заново выполняет задание.
Учитель литературы:
- Я придумала! Я нашла! - сказала она.
- Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик,
а я прицеплюсь за него по середине. Вы будете лететь,
а я ехать.
/В.М.Гаршин “Лягушка-путешественница”./
Учитель физкультуры: объяснение эстафеты.
Команда делится на четыре тройки (можно больше, в зависимости от
численности команд). В каждой тройке два мальчика, одна девочка. Мальчики скрещивают руки, девочка садится на
скрещенные руки, держась за плечи партнёров. По сигналу первая тройка начинает бег, огибает стойку, возвращается назад. Тоже выполняют следующие тройки.
Учитель литературы:
Да ещё рожу конькаРостом только в три вершка, На спине с двумя горбамиДа с аршинными ушами.
/П.П.Ершов “Конёк-горбунок”./
Учитель физкультуры: объяснение эстафеты.
По сигналу, первый участник начинает прыжки на двух ногах с зажатой между ног гимнастической палкой, которую удерживает одной рукой, другой рукой удерживает мяч за спиной (имитируя горб), огибает стойку, возвращается назад, выполняя тоже задание. Передаёт гимнастическую палку и мяч следующему участнику.
Учитель литературы:
Это был гимнаст Тибул.
Народ кричал:
- Браво, Тибул! Браво!
- Держись! Вспомни, как ты ходил по канату на
ярмарке.
- Беги! Спасайся! Освободи Просперо!
/Ю. Олеша “Три толстяка”/.
Учитель физкультуры: объяснение эстафеты.
Перед каждой командой ставится перевёрнутая скамейка, на расстоянии трёх метров кладётся гимнастический мат. В обеих
руках у первого участника по одной плоской дощечки. По сигналу первые участники бегут до скамеек, проходят по скамейке на носках, руки с дощечками в стороны. Пробегают до мата, дощечки кладут на пол, выполняют кувырок вперёд, берут дощечки, обегают стойку. От определённого пункта выполняют переправу на двух дощечках до определённого пункта, возвращаются в свою команду.
Учитель литературы:
- Тебе хочется поехать на бал, тогда перемой всю посуду,
подмети полы, посади восемь розовых кустов, прополи
грядки. А да вот ещё перебери фасоль и горох, и каждую
отдельно. После можешь прийти и посмотреть под окна
дворца, как мы будем танцевать на балу.
/Ш.Перро “Золушка”./
Учитель физкультуры: объяснение эстафеты.
Перед каждой командой кладётся три обруча, на расстоянии трёх метров один от другого, в третьем обруче
рассыпаны кубики и корзина. По сигналу первые участники бегут до первого обруча, пролазают через два обруча, добегают до третьего, собирают кубики в корзину, оставляют её в кругу и без задания бегом возвращаются в свою команду. Вторые участники бегут до первого обруча, пролазают через два обруча, добегают до третьего, высыпают кубики из корзины в обруч, ставят корзину в круг и возвращаются в свою команду.
Учитель литературы:
В Стране Дураков есть волшебное поле, называется
Поле Чудес. На этом поле выкопай ямку, скажи три раза:
“Крекс, Фекс, Пекс”, положи в ямку золотой, засыпь землёй,
сверху посыпь солью и хорошенько полей, и иди спать.
/А.Толстой “Приключения Буратино или Золотой ключик”./
Учитель физкультуры: объяснение эстафеты.
Выполняется в парах. Один исполняет роль кота Базилио, ему завязывают
глаза. Другой исполняет роль лисы Алисы, он сгибает одну ногу и берётся за голеностоп одноимённой рукой. Пара
берёт друг друга под руку. В таком положении нужно обогнуть стойку и вернуться обратно (один бежит, другой прыгает).
Учитель литературы:
- Вот и сказки конец, а кто участвовал молодец!
- Закончилось наше сказочное путешествие, и вы снова превратились в мальчиков и девочек нашей школы. Вам понравилось быть сказочными героями?
Ответ детей:
Учитель физкультуры:
- Вы видите, даже сказочные герои занимаются спортом, потому что, кто дружит со спортом, тот вырастает крепким, сильным и здоровым человеком.
- Вы хотите быть сильными, ловкими и красивыми?
Ответ детей:
Учитель физкультуры:
- Так давайте дружить с физкультурой, заниматься спортом и хорошо учиться, стремиться быть первыми и в спорте, и в учёбе. А сегодня у нас первой стала команда (название команды, занявшей первое место), второй (название команды, занявшей второе место)
Награждение команд (под музыку).
Организованный выход команд-классов под звуки спортивного марша.
.