«Путешествие в Африку» Конспект НОД для детей старшей группы.
Конспекты занятий с детьми
«Путешествие в Африку»
Конспект НОД для детей старшей группы.
Программное содержание.
Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка.
Задачи.Образовательные:1. Уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Африки.2. Закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли),.3. Уточнить представления детей о животных Африки: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.4. Формировать представления о травоядных (жираф, зебра, носорог, слон) и хищных животных (лев, гепард) Африки.Развивающие: 1.Обогащать словарный запас детей.2.Закрепить значение сложного слова (носорог).3. Развивать умение общаться во время дискуссии; решать проблемные ситуации объясняя свой выбор.4.Развивать логическое и образное мышление, внимание, память, воображение. Воспитательные: 1..Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. 2.Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи. Интеграция образовательных областей. Познание. Коммуникация. Социализация.
Предварительная работа.1.Знакомство с материком Африка и его расположением на карте.2.Ознакомление с природными зонами Африки (пустыня, саванна, джунгли)3.Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка».4.Чтение стихов и отгадывание загадок про животных Африки.5.Просмотр научно-познавательных фильмов «Удивительная Африка», «Великолепная семерка Африки».6.Просмотр презентации «Кто в Африке живет?»7.Составление описательных рассказов о животных.Словарная работа: материк Африка, Индийский океан, Атлантический океан, пустыня Сахара , бархан, караван, скорпион, рогатая гадюка, черная кобра, сурикат, варан, одногорбый верблюд, дромадер, верблюжья колючка, саванна, баобаб, гепард, водопой, джунгли, лиана, шимпанзе, горилла, бабуин, орангутанг.Оборудование: минусовки «Чунга-Чанга», «Гудок парохода» , «Звуки джунглей», демонстрационный материал «Пустыня. Животный мир пустыни», презентация «Саванна», головные уборы индейцев, амулет Дружбы,глобус.
Организационный компонент.
Ход занятия:
-Ребята, скажите какое время года сейчас? (ответы детей)-Да, за окном мороз, холод, снег, но есть такие страны, в которых сейчас лето. Мы сегодня отправимся в путешествие в жаркие страны за амулетом Дружбы. Амулет Дружбы поможет нам меньше ссориться, жить дружно и весело. Этот амулет хранится у вождя племени Тумба-юмба. -А теперь отгадайте, куда мы свами отправляемся.Материк лежит большой.Самый жаркий и сухой,Там и лето круглый годКто его мне назовет? (Африка) -Ребята, покажите на глобусе, где же находится Африка. (дети показывают на карте Африку)Берега Африки омывают два океана – Атлантический океан и Индийский океан. -А как называется материк, на котором мы с вами живем? (Евразия)-Итак, нам пора в путь. Скажите, а на чем можно добраться до Африки? (ответы детей)Раздается гудок парохода.-В Африку мы отправимся на корабле. Нам нужно выбрать капитана и боцмана. (дети выбирают капитана и боцмана).-Боцман, поднять якорь, наш корабль отправляется в плавание.Звучит минусовка песни «Чунга-чанга».Воспитатель смотрит в бинокль.-Ребята, я вижу самое большое морское животное. Кто же это? (дети называют – синий кит). А вот мимо проплывает самая хищная рыба. Как она называется?-Вот мы и добрались до Африки. Выходите из корабля, нас ждут приключения, друзья. -Мы с вами попали в царство горячего песка и яркого солнца. Как же называется это место?-Конечно, пустыня. В Африке много пустынь –пустыня Калахари, пустыня Намиб. Но самая большая – это пустыня…Сахара (дети продолжают предложение) . Совершим небольшую прогулку по пустыне. Здесь дуют горячие ветра, годами не бывает дождей.Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)-Оказывается, могут. Растет в пустыне верблюжья колючка. У нее очень длинные корни , чтобы доставать воду, которая находится глубоко под землей-К жизни в пустыне приспособились и животные.“Зверь я горбатый,Нравлюсь ребятам”.Кто это? (верблюд)Верблюда называют кораблем пустыни.Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля).-А верблюд – это домашнее или дикое животное? (дети отвечают) -Караваны верблюдов перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей. На ногах толстые мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку. В пустынях Африки обитают только одногорбые верблюды, их еще называют… дромадеры. -В пустыне обитают и другие животные. Воспитатель показывает картинки, дети называют животных (черепаха, сурикат, тарантул, черная кобра, рогатая гадюка, скорпион, варан).-Нам пора отправляться дальше. Повторите скороговорку: У верблюда –верблюжонок, у черепахи-черепашонок.-Дальше наш путь лежит через африканский луг - саванну.Показ презентации «Саванна». -1 слайд.2 слайд - Чем покрыта земля в саванне? (травой). Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Как они называются? (ответы детей) 3 слайд Это баобабы (показ слайда). Это удивительные деревья, у них толстый ствол. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада. Понаблюдаем за обитателями саванны. Назовите самое высокое животное нашей планеты.4 слайд.-Конечно же, это жираф. Почему у жирафа такая длинная шея? (ответы детей) Чем питается жираф? (дети отвечают). Кроме длинной шеи, у жирафа есть длинный… язык .Жираф – хищное или травоядное животное? (ответы детей) - Вот и африканские гиганты. 5 слайд. Это слоны. Самое удивительное у слона – хобот. -Зачем слону хобот? (ответы детей) С помощью хобота слон собирает листья и плоды с деревьев, рвет траву, пьет. Им он играючи может перенести довольно толстое дерево. - Африканские коняшки одеваются в тельняшки… Что же это за коняшки? (ответы детей)6 слайд. Конечно же это зебры. Зебры травоядные или хищные животные? - Название, какого животного состоит их двух слов?(Ответы детей) Носорог. 7 слайд А почему его так назвали? (ответы детей)-Носорог - травоядное или хищное животное? (дети отвечают)-А каких хищных животных Африки вы знаете?8 слайд. Это конечно же лев. Как его еще называют? (Царь зверей) 9 слайд. Самое быстрое животное на нашей планете – это..гепард. Он бегает со скоростью автомобиля – 100 км в час.-В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят:“И петь не поет и летать не летает… Кто же это?10 слайд -Это страус. За что же народ его птицей считает?” ? У страуса есть крылья и клюв. Страусы , как и другие птицы, откладывают яйца.11 слайд. В саванне есть небольшие озера . Это… водопой .Там собираются все животные саванны, чтобы напиться, искупаться.Физкультминутка под музыку. «У жирафов пятна, пятна..-Превращаемся в мартышек и пойдем теперь вприпрыжку.-Мы с вами оказались в тропическом лесу. Как он называется? (ответы детей). Да, это джунгли. В джунглях растут очень высокие деревья и пальмы, лианы, папоротники. Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева и обвивается вокруг него Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много. Каких вы знаете обезьян? (дети назыывают – мартышка, горилла, орангутанг, шимпанзе, бабуин). В джунглях также можно увидеть разноцветных попугаев.Звучит гудок парохода.-Нам нужно спешить на корабль.Дети садятся на корабль. Итог занятия.-Ребята, где мы с вами были? Кого мы видели в саванне? В пустыне? (ответы детей). Что вам больше всего понравилось?-Вот мы снова оказались в нашем любимом детском саду. Амулет надо отнести в нашу группу, он поможет нам никогда не ссориться. Вождь племени Тумба-юмба приготовил для вас подарки. Детям раздаются браслеты из леденцов.