Конспект урока русского языка по проблемно — диалогическому обучению Роль глагола в речи. Прямое и преносное значение, 4 класс


Урок русского языка по проблемно -диалогическому обучению
Учитель: Жила Ирина Васильевна
Класс: 4 класс
Тема: Роль глагола в речи. Прямое и переносное значение.
Цель: к концу урока учащиеся должны уметь употреблять глаголы в прямом и переносном значении через конструктивный диалог, через выполнение тренировочных упражнений;
Задачи:
Создать проблемную ситуацию на уроке для определения темы и задач урока, прямое и переносное значение глаголов;
Уметь находить глаголы в речи;
Понимать роль глаголы в предложении;
Распознавать прямое и переносное значение глаголов;
Знать грамматические признаки глаголов;
Обобщить умение определять спряжение глаголов в настоящем и будущем времени;
Развитие орфографической зоркости, устной и письменной речи;
Умение делать выводы и обобщения через работу в парах и самостоятельную работу.
Оборудование: ИД (флипчарты), дидактический материал, минутка чистописания, словарная работа, дополнительный материал, схемы -опоры(правила), учебник"Алматыкитап", 2015 год, 2 часть, тетрадь, самостоятельная работа.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент - Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
- Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Создание коллаборативной среды.
Ученики работают в парах, берут друг друга за руки и произносят слова.
2. Мотивация к деятельности.
Цель: ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока.
1 этап
Постановка проблемы.
•Возникновение проблемное ситуации
•Осознание противоречия
Формулирование проблемы (выход на тему урока)
Постановка учебных задач и целей
Б) минутка чистоп. и словарная работа.
В)Составление словосочетаний, предложения. - Прочитать стихотворение:
Ранним утром к нам зима
В гости прикатила
Ёлке лапу я пожал -
Снегом окатила.
И стою я весь в снегу-
Шапка на макушке.
Важно по небу плывут-
Мягкие подушки
- О чем стихотворение?
- С помощью каких глаголов описан приход зимы?
- В каком времени употреблены глаголы?
- Назовите слова в переносном значении.
- Какие глаголы употреблены в стихотворении в переносном значении?
- В прямом?
- О каком значении глаголов будем говорить на уроке?
- Какую роль выполняют глаголы в переносном значении?
у/т ю/т а/т я/т
- К чему можно отнести эти буквосочетания?
- Что такое спряжение глагола?
- В каком времени спрягаются глаголы?
- Как можно определить спряжение глаголов?
В/вв ветер
- 1. Отгадать загадку.
Бежал по тропке луговой
Кивали маки головой. 
Бежал по речке голубой - И речка сделалась рябой. -(ветер)
2. Записать синоним и антоним к слову.
Ветер - вихрь, ураган, безветрие.
- Составить словосочетание с новым словом, указать главное и зависимое слово.
- Составить предложение, выполнить синтаксический разбор предложения. Анализ стихотворения, развитие устной речи учащихся. умение выделять глаголы в речи.
Ответы на вопросы по содержанию стихотворения.
Сформулировать тему и задачи урока, критерии успешности.
Сам. работа в тетради по образцу
Обобщение о глаголах и спряжении.
Работа со словарным словом.
Подбор синонимов и антонимов.
Составление словосочетания и работа с ним.
Оставление предложения и синтаксический разбор.
3. Учебно- познавательная деятельность.
2 этап
Поиск решения.
Выдвижение и проверка гипотез (подводящий диалог
Цель: усвоение содержания темы.
А) актуализация знаний
Обобщение:
Б) чтение и анализ правила
3 этап:
Выражение решения.
Выражение новых знаний научным языком
В) развитие устной речи
Г) первичное закрепление - Чтение стихотворения стр. 11, упр. 24
Ветер.
Ветер по лесу шумит,
Ветер по лесу бежит.
Ветер дует в чистом поле,
Волком воет он на воле.
А за ветром меж берез
Пробирается мороз.
- Назовите глаголы в стихотворении.
- Какие глаголы в переносном смысле? Почему?
- Какие глаголы в прямом смысле? Почему?
- Какова роль глагола в речи?
- В каком значении могут использоваться глаголы в речи?
- Для чего мы используем глаголы в прямом и переносном значении?
-стр. 11 - чтение правила и анализ
- упр. 17 - списать словосочетания, употребить их правильно в прямом или переносном значении.
- Какие глаголы употреблены в переносном значении?
- Придумайте 2-3 предложения с глаголами в прямом и переносном значении.
- упр. 18 - вставить подходящие по смыслу глаголы в прямом или переносном значении.
1. Росинки на траве ...(гореть, блестеть) ит.д.
- Выполнить синтаксический разбор предложений, определить спряжение глаголов.
Чтение и анализ стихотворения.
Подводящий диалог.
Чтение и анализ правила.
Фронтальная работа с комментированием у доски.
Самостоятельная работа в парах, самопроверка, сравнение с доской.
4. Интеллектуальные преобразования.
Цель: выполнение практических заданий.
4 этап:
Реализация продукта.
Публичное представление продукта
А) закрепление
Б) развитие логики
В) развитие связной речи
Г) разноуровневая самостоятельная работа
( выполняют все три уровня)
- Что мы знаем о глаголах?
- В каком значении могут употребляться глаголы?
- Какова роль глагола в переносном значении?
- В прямом значении?
- Для чего в речи используются глаголы в переносном значении?
- упр. 26, письмо по памяти
- Подчеркнуть глаголы в переносном значении, определить спряжение глагола.
- Выполнить морфологический разбор глагола:
Фр. - шумит, Сам. по вариантам- бежит, дует
- упр. 21
- выписать глаголы парами: синонимы и антонимы, составить 2 предложения, выполнить синтаксический разбор.
- упр. 26, чтение и анализ текста
- Озаглавить текст
- выписать глаголы в переносном значении
1. Записать глаголы, вставить пропущенные буквы, определить спряжение глагола ( по неопределённой форме)
Слыш...м
Сажа...м
Посол...м
Мерзн...м
Кол...шьГруз...те
Желт...те
2. Поставить глаголы в 3 лицо мн. числа, вставить пропущенные буквы, определить спряжение.
Держ...м
Зелене...шьОбид..м
Молв...те
Говор...шь3. упр. 23 - записать пословицы правильно употребив глаголы. Обобщение о глаголах.
Письмо по памяти с заданием, самопроверка, сравнение с доской.
Выполнить разные виды разбора.
Самостоятельная работа в парах.
Самостоятельная работа в группе, афиширование.
Самостоятельная работа.
Проверка по образцу на слайде.
5. Контроль и оценка результатов деятельности.
Цель: оценка уровня усвоения - Что знаем о глаголах?
- Какова роль глаголов в речи?
- В каком значении употребляются глаголы в речи?
- Прямое, переносное значение?
Рефлексия.
- Прикрепить смайлик
- было неинтересно и непонятно
- я все понял, урок понравился
- я ничего не понял Ответы на вопросы
Рефлексия

6. Домашнее задание
Оценки Стр. 11 правило
Упр. 20