Открытый урок русского языка во 2 классе по теме Роль глагола в речи
Дата: 10.03.2017г.
Открытый урок русского языка во 2 классе
Тема: «Роль глагола в предложении».
Цели: создать условия для формирования у учащихся умения определять часть речи – глагол по его грамматическому признаку (обозначение действия); формировать знания об употреблении и роли глаголов в речи.
Задачи:Образовательные:- уточнение представлений о функции глаголов в речи, понятии «глагол»- развитие умения распознавать глаголы среди других частей речиРазвивающая:- развивать память и внимание детей, логическое мышление, речь, грамотное каллиграфическое письмо, орфографические навыки.Воспитательная:- воспитывать аккуратность, любознательность, любовь к родному языку.УУД:Личностные: • осознание алгоритма учебного действия; • способность к самооценке и взаимооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.Метапредметные результаты:Регулятивные: • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;• планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;• формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.Познавательные: • освоение умения находить глаголы среди других частей речи• формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщенияКоммуникативные:• формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;• принимать на себя ответственность за результат своих действий;• наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Тип урока: нетрадиционный урок-путешествие, урок обобщения знаний.
Методы обучения: фронтальная работа, парная работа, , групповая работа, индивидуальная дифференцированная работа.
Материально – техническое оснащение: Название станций, кораблик, флажки трех цветов, карточки со словами для групповой работы, карточки с загадками для словарной работы, кубик, кластер, карточки для групповой работы, учебник.
Межпредметные связи: литературное чтение, познание мира.
Ход урока.
1.Организационный момент
Прозвенел уже звонок
Пора начать нам наш урок.
Подтянитесь, улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Руки? На месте.
Ноги? На месте.
Локти? У края.
Спина? Прямая.
2. Актуализация знания.
- Сегодня у нас необычный урок, это урок-путешествие на тему «Роль глаголов в речи». Мы уже знаем все о глаголе и сегодня мы подведем итоги работы по теме «Глагол», покажем чему мы научились. Сегодня мы отправимся в страну «Глаголию» на вот этом замечательном кораблике.
- Нам обязательно необходимо поставить цели урока и вы мне в этом поможете.
- Мы отправляемся в путешествие своей дружной командой и первая станция называется «Вспоминай-ка».
- Прочитайте слова.
труд, кормит, человека, лень, а, портит
- Из данных слов составьте предложение так, чтобы получилась пословица.
- Проговорим пословицу вслух вместе. Закроем глаза проговорим еще раз.
- Найдите и прочитайте имена существительные.
- Докажите, что это имена существительные.
- Найдите и прочитайте глаголы.
- Докажите, что это глаголы.
- С какой частью речи связаны глаголы?
- Для чего в речи нужны глаголы? (Чтобы называть действия, которые выполняют предметы)
- Какова тема урока?
- Какие цели мы можем поставить на этом уроке? (распознавать глаголы в речи, отличать глаголы от других частей речи, наблюдать как изменяются глаголы и определить какова роль глаголов в предложении)
- Эпиграфом у року будет стишок глагола:
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета. Люди строят здания.
Цветут сады. И хлеб в полях растёт.
3. Минутка чистописания.
- Сейчас откройте тетради, запишите число.
- Запишите предложение: «Труд человека кормит, а лень портит.»- Найдите и подчеркните глаголы.
- Прочитайте пословицу без глаголов.
- Понятно ли о чем говорится в пословице? Нет .- Значит, какой мы делаем вывод?
4. А следующая станция «Словознай-ка»
- Вспомним словарные слова. Для этого воспользуемся оранжевыми карточками, которые лежат у вас на партах. Вам нужно по порядку от 1-5 прочитать загадки и молча всем классом записать отгадки.
(Читают по цепочке учащиеся).
1) В этой узенькой коробкеТы найдешь карандаши,Ручки, перья, скрепки, кнопки,Что угодно для души.(пенал)
2) То я в клетку, то в линейку, —Написать по ним сумей-ка,Можешь и нарисовать,Называюсь я…(Тетрадь)
3) В школьной сумке я лежу,Как ты учишься – скажу.(Дневник)
4) Зимою в школу он бежит,А летом в комнате лежит.Как только осень настаёт,Меня он за руку берёт.(портфель)
5) Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, …
Индивидуальное задание для слабоуспевающих: вставить пропущенные буквы в готовые написанные словарные слова:
П . нал, т . традь, дн . вник, п . ртфель, к . рандаш.
- САМОПРОВЕРКА (слова записаны с обратной стороны доски). Учащиеся проверяют, исправляют ошибки, выставляют отметки.
- Составьте предложение из данных слов (устно).
- Чего-то не хватает? Глагола.
- Составьте предложение с глаголом и запишите предложение.
1 ученик записывает на доске предложение, остальные в тетради.
- Как нужно подчеркнуть глагол?
- Какой вывод мы можем сделать? (глагол поясняет, какое действие выполняет имя существительное).
- Молодцы! Вы справились с данным заданием, отправляемся дальше.
5. Станция «Повторяй-ка».
«Кубик» графическая организация материала.
Дети по очереди кидают кубик и отвечают на вопрос, находящийся на верхней грани, остальные учащиеся слушают и исправляют ошибки.
Что такое глагол?
Что обозначает глагол?
На какие вопросы отвечает глагол?
Как изменяется глагол?
Как подчёркивается глагол в предложениях?
Какова роль глагола в предложении?
6. Физминутка. Станция «Отдыхай-ка»
- Сейчас нам надо отдохнуть. Но расслабиться нам надо с пользой. Попробуем выполнить всю трудную работу, которую глагол выполняет всего в нескольких словах.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поморгайте, улыбнитесь,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите.
Вновь трудиться вы начните.
- Попробуйте назвать те глаголы, которые я использовала в физминутке.
7.Станция «Упражняй-ка»
1) - работа по учебнику на стр. 193 упр. 555:
- Прочитайте про себя задание, скажите, что нужно сделать.
- Самостоятельно выполняем задание.
- ВЗАИМОПРОВЕРКА. ОЦЕНИВАНИЕ.
2) – выполним следующее задание на стр.193 упр.557
- прочитаем хором текст, досказать слово. (коллективно)
- Самостоятельно найти и записать глаголы через запятую, определить их число.
- ВЗАИМОПРОВЕРКА. Бежит, лежит, настаёт, берёт, шагает.
- ОЦЕНИВАНИЕ
- Измените слова, так чтобы они стали множественного числа.
8.Станция «Помогай-ка». Работа в группах (группы сформированы по рядам)
- Разделимся на группы по рядам.
- Перед вами на карточках слова. Найдите глаголы и положите в один столбик, а остальные слова в другой столбик. (самостоятельная работа)
зелень, звонить, встреча, хитрить, кормить, просьба, свист, корм, свистеть, зеленеть, горе, встречать, звон, просить.- Назовите глаголы. (читает первая группа)
- Прочитайте слова второй группы.(читает вторая группа)
- Какой частью речи являются эти слова?
Рефлексия.
- Кому эта работа показалась сложной?
- У кого не вызвала затруднение эта работа?
- Оцените свою работу.
9.Подведение итога урока. Станция «Думай-ка».
- Вот и кончился урок
И подводим мы итог!
-Составим кластер о Глаголе из предложений на доске:
Часть речи
Обозначает действие предмета
Отвечает на вопросы что делает? Что сделает?
Изменяется по числам
В предложении называет действия, которые выполняют предметы
- Какова роль глагола в речи? (хором проговаривание последнего предложения в кластере)
10.Рефлексия. Станция «Отвечай-ка»
-Вот наш кораблик и совершил путешествие по стране «Глаголия». А теперь нам необходимо прикрепить такой флажок, который соответствует вашему настроению.
- зеленый: урок понравился, я справился со всеми заданиями. Я молодец!
- жёлтый: на уроке было трудно, но я справился с заданиями
- красный: на уроке было трудно, мне требуется помощь учителя.
ОЦЕНИВАНИЕ УЧИТЕЛЯ
11. Домашнее задание.
Стр.194 упр.558
- пояснение алгоритма выполнения задания
- Спасибо всем, кто активно работал на уроке и был внимательным.