Методический материал на тему: Организация дифференцированной работы на уроках в начальной школе
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Проблема дифференцированного обучения актуальна для всех типов образовательных учреждений. Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.
Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.
Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по каким-либо признакам и различное построение процесса обучения в группах.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.
2. Проведение диагностики по выработанному критерию.
3. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.
4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.
5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.
6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
Для организации дифференцированного обучения мне нравится использовать групповую форму. В группы детей формирую на основании индивидуальных особенностей, способностей, интересов.
Первая группа комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости, а также я включила сюда и учащихся со средними учебными возможностями и высоким уровнем развития познавательного интереса.
Вторую группу комплектую из учащихся со средними показателями успеваемости по предмету.
Третью группу составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости по предметам.
Рассмотрим различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроках в начальных классах на этапе закрепления изученного материала.
1. Дифференциация заданий по уровню творчества
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приёмов. К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности:
- преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную);
- задания с недостающими или лишними данными;
-выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
- самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.
2. Дифференциация заданий по уровню трудности
Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
- усложнение математического материала (например, в задании для 1-й и 2-й группы используются двузначные числа, а для 3-й группы – однозначные);
- увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, во 2-й и 3-й группах даётся задача в 3 действия, а в 1-й группе в 4 действия);
- запись слов в столбики по определенным признакам (например, 1-й и 2-й группе дается задание распределить слова в три столбика, и учащиеся сами должны определить признак деления слов, а 3-й группе - поставить к каждому слову вопрос, определить часть речи, распределить в три столбика по частям речи)
3. Дифференциация заданий по объему учебного материала
Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 1-й и 2-й группы выполняют, кроме основного, ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.
4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. Для развития навыка самостоятельности часто использую в работе памятки, которые помогают учащимся справится с заданием:
- памятка о порядке действий в выражениях;
- памятка о решении задачи;
Памятки тоже носят разноуровневый характер. Слабым учащимся при решении задач раздаю памятки с указанием действий, которые им необходимо выполнить. Например:
1) найди расстояние, которое турист преодолел на поезде;
2) найди расстояние, которое турист преодолел пешком;
3) найди общее пройденное расстояние;
4) найди расстояние, которое туристу осталось преодолеть;
5) вычисли скорость, с которой турист должен пройти оставшееся расстояние за 4 часа.
Личностно-ориентированный подход - главная идея в программе гуманизации современного образования. Важным аспектом является осуществление индивидуального дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.
Заголовок 415