программа по краеведению Мой край — Семиречье (8 класс)
«Мой край - Семиречье»
Пояснительная записка: Программа "Мой край - Семиречье" рассчитана на детей 8 класса, как раз тот возраст, когда начинает формироваться интерес у учащихся к путешествиям, исследованиям. Данная программа построена по принципу "от простого к сложному, от частного к общему" и направлена на формирование у ребенка научного мировоззрения, целостного восприятия окружающего мира; на развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы, физического и нравственного здоровья; на воспитание любви к "малой родине" и Казахстану.Многие темы программы построены по принципу "расширяющейся спирали": учащиеся будут периодически возвращаться к ранее изученным темам. Это даст возможность основательнее изучить вопрос, углубить и расширить имеющиеся знания, сравнить свои результаты с результатами других детей, а также закрепить знания по географии, истории, экологии, экономике родного края.
В качестве реализации учебно-воспитательных и развивающих задач программы педагог может использовать материалы библиотек, музеев и архивов.
Разнообразны формы и методы реализации программы: теоретические и практические занятия, походы, тренировки, исследования и т.п. Значительное место отведено самостоятельной работе учащихся: запись воспоминаний, составление альбомов, разработка маршрутов, выпуск путеводителей, копирование карт, составление планов местности. При работе с детьми широко применять игровые методы обучения: игры, викторины, конкурсы, соревнования.
Цель курса:
Образовательные
Определить географическое положение Семиречья.
Определить географическое положение Алматинской области.
Развивающие
Продолжить формирование навыков определения географического положения территории.
Развитие навыков работы с картами атласа и контурными картами.
Воспитательные
Воспитывать любовь к родному краю, через расширение знаний о нем.
Воспитывать самостоятельность на уроке.
Оборудование: физические карты Казахстана, Семиречья, атласы, контурные карты.
Задачи курса:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Прогнозируемый результат:
К концу учебного года учащиеся должны знать:
Виды особо охраняемых природных территорий и памятников историко-культурного наследия. Природные заповедники и заказники. Национальные парки. Рыболовные и охотничьи хозяйства. Роль школьных экспедиций в поиске и сохранении памятников природы и историко-культурного наследия.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
обогащение жизненного опыта, решение практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирование на местности с помощью компаса;
установление связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;
оценить воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране;удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране.
Тематическое планирование
№ тема урока сроки оборудование примечание
1. Введение в курс 2. Казахстан на карте мира, Евразии карты, слайды 3. Государственные символы Казахстана слайды с символикой 4. Первые сведения о казахской земле. 5. Великий шёлковый путь. 6. Географические сведения средних веков о земле Казахстана. 7. Физико – географические исследования Казахстана в 15-19вв. 8. Новый период исследования территории Казахстана. 9. Семиречье – край семи рек 10. Границы Семиречья. карта 11. Ученые собиравшие сведения о Семиречье 12. Карты Казахстана, Алматинской области. Семиречья. 13. Древние города на территории современного Семиречья. слайды 14. Современные города на территории Семиречья. слайды 15. Геологическое строение и рельеф Семиречья. слайды 16. Полезные ископаемые Семиречья слайды 17. Виды природные ресурсы Семиречья слайды 18. Природные явления Семиречья слайды 19. Климатические условия Семиречья. слайды 20. Практическая работа «Природные условия и явления Семиречья». 21. Флора Семиречья. слайды доклады учащихся
22. Лекарственные растения Семиречья. слайды 23. Фауна Семиречья. слайды 24. Памятники природы Семиречья. слайды доклады учащихся
25. Тамгалы-тас. слайды доклады учащихся
26. Заповедники Семиречья. слайды доклады учащихся
27. Национальные парки Семиречья. слайды доклады учащихся
28. Красная книга Семиречья. слайды доклады учащихся
29. Практическая работа: «Составление маршрута выходного дня». альбом
30. Практическая работа: «Создание энциклопедии – богатства Семиречья» альбом
31. Охрана природных богатств «Семиречья». 32. Практическая работа: Составление карты «Семиречье». 33. Поход на р.Или. фотоаппарат 34. Подведение итогов года.