Организация дифференцированной работы на уроках русского языка в начальной школе


«Организация дифференцированной работы
на уроках русского языка в начальной школе»
В основе ФГОС начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.  Одной из форм индивидуализации обучения является дифференцированный подход, или организация дифференцированной работы с учащимися на уроках.
Понимая, что и для самых слабеньких необходима учебная мотивация, ситуация успеха и поощрение, учитель осознает необходимость применения дифференцированных заданий. И в то же время, при подготовке к уроку, сталкивается с трудностями. Начиная от подбора упражнений, заканчивая организацией работы и проверкой выполнения разноуровневых заданий на уроке, так как на это уходит достаточно много времени.
В этой статье я хотела бы поделиться с учителями начальных классов опытом работы по подбору упражнений и организации дифференцированной деятельности обучающихся на уроке. Думаю, что актуальность этой темы не будет утрачена, потому что год от года в школу приходят дети с большой разницей в интеллектуальном развитии, соответственно в уровне познавательной активности, здоровье и других значимых составляющих успешности обучения.
Приведу несколько упражнений, используемых на уроках русского языка в начальной школе при организации дифференцированной работы.
Ученики разделены на 3 группы по успеваемости:
1 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. Систематическая работа с ними помогает части детей перейти на работу 2 группы. Есть дети с пониженной обучаемостью, у которых педагогическая запущенность сочетается со слабыми умственными способностями. Они выполняют упражнения по данному плану, по схеме, по опорным словам и т. д.
2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, нужно развивать способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.
3 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, выполняют задания повышенной трудности.
Урок русского языка в 4 классе по теме: « Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных». Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Работа с понятием одушевленности имени существительного.
1 группа
Задание. Из данной группы слов выпишите в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Хозяин, зелень, боль, гость, олень, дождь, люди, руки, ученик, зима, сердце, водитель. 2 группа
Задание. Добавь в каждый столбик еще по два слова. Фронтальная проверка
3 группа
Выборочный диктант.
Ёжики живут в чулане,
Мышки скачут по поляне,
В камыши залез зайчонок,
Напугал его щуренок.
Вдоль по берегу тайком
Крался кот за окуньком.
Из глубин поднялся сом
Наподдал коту хвостом.
Проверка по эталону и
заполнение карточек самооценки
Виды дифференциации: по объему и по сложности.
Работа с понятием числа имени существительного
1 группа
Образуйте существительные во множественном числе:
Диктует учитель:
Звено, крыло, стул, перо, лист, край, пень, день, колос, брат.
Проверка по эталону. Заполнение карточек самооценки.
2 группа
Задание. Найди ошибки и вставь в текст имена существительные в нужном числе. Спиши текст. Обозначь число имен существительных.
Прошли осенние дождливые денёк. Весело закружились в воздухе лёгкие снежинка.
Заискрились шишка на ветках ёлки. На лесной тропах затаилась рыси.
3 группа
Продолжи текст. Составь и запиши одно сложное предложение. Обозначь число имен существительных.
Проверка фронтальная.
Работа с понятиями: имя собственное и нарицательное.
1 группа
Образуйте от данных слов по образцу клички животных.
Друг, шар, мурлыкать, белая, пестрая, рыжий, черная , умный.
Проверка по эталону.
2 группа
Замени имена собственные, данные в тексте, на придуманные тобой.
Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут в Москве. Мальчики гуляют с собакой Тимом и кошкой Муркой. Их улица Строителей самая красивая!
Сдают карточки.
3 группа
Задание.
Составьте заявку на радиопередачу «Детское время», укажите о ком или о чем вы хотели бы послушать. Можете указать имя любимого писателя, ученого, героя, любимую книгу.
Пример: Дорогая радиопередача «Детское время», меня зовут Смагина Ира, я ученица 4 класса. Мне очень нравятся сказки Астрид Линдгрен, включите, пожалуйста, радиоспектакль «Малыш и Карлсон».
Фронтальная проверка
4)Работа по развитию речи
Даны слова: лето, жара, река, солнце.
1 группа: Составить с данными словами простое предложение.
2 группа: Составить сложное предложения, используя данные слова.
3 группа: Прочитай предложение.
Нынешнее лето будет очень жарким.
Составь предложение, передав эту же мысль другими словами.
Примеры:
К августу, вероятно, реки пересохнут.
Вплоть до октября дети смогут купаться и загорать.
Уровень 1 группы является репродуктивным, когда ученик применяет известные ему приемы деятельности, работает по образцу.
Уровень 2 группы – конструктивный. Прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий, понятия, законы позволяют ученику использовать свои знания в измененной ситуации.
Уровень 3 группы – творческий. Самостоятельный поиск, предвидение, прогнозирование способов деятельности.
Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.
Список литературы.
1. Ахременкова Л.А., К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором,
М.: Просвещение, 2002. – 288 с.
2. Грабчикова Е.С. , Сборник упражнений и тестов по развитию речи
для начальных классов, Мн.: ООО «Юнипресс», 2002. – 192 с.
3. Пчелина Л.В., Нестандартные уроки в начальной школе, Волгоград:
Учитель, 2004. – 76 с.
4. Клевченя М.С Психологические проблемы дифференцированного обучения //Актуальные проблемы дифференцированного обучения. - Мн., «Народная асвета», 1992.
5. Н.Н. Деменёва, Дифференциация учебной работы младших школьников.
–М: Изд-во «Аркти»;2005
6. Журова Л.Е. Беседы с учителем- 2 класс, -М: Изд-во «Вентана- Граф»-
2007
7. Лисицина Т.В. Активные формы и методы обучения русскому языку.-
Волгоград изд-во «Учитель» 2009