Конспект урока музыки «Преобразующая сила музыки»


Конспект урока музыки в 6 классе
Тема полугодия: «Преобразующая сила музыки».
Тема урока: Музыка источник человечества.
Цель: показать, как в музыкальных произведениях отразилось напряжение дореволюционного времени.
Задачи:
Развитие знаний и умений в области музыкальной культуры, чувства ритма.
Закрепление знаний о творчестве С.В. Рахманинова, средствах музыкальной выразительности.
Привитие интереса к классической музыке.
Организационный этап. Ритмическая игра. Дозировка: 6-7 мин.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, присаживайтесь на свои места. Наш урок мы традиционно начнем с ритмической игры. Напоминаю: я задаю ритм, вы его внимательно слушаете и тот, кто готов воспроизвести, поднимает руку (играем). Сейчас я усложню задачу: я задаю первую часть ритма, а вы его воспроизводите и дополняете своим ритмическим рисунком. Будьте внимательны (играем). Молодцы! У вас получились очень хорошие ритмические зарисовки.
Изучение нового материала. Слушание 1 части Второго концерта для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова. Дозировка: 30 мин.
Продолжить урок я бы хотела словами (слайд) Б. Астафьева: «Его фортепианные концерты – это музыкальные романы, глубиной, обаянием, типично русской духовной атмосферой напоминающие страницы Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, полотна И. Левитана, стихи Ф.И. Тютчева, И.А. Бунина». Б. Астафьев говорил о творчестве великого русского композитора С.В. Рахманинова (слайд) (выступление ребенка – краткая справка о С.В. Рахманинове). Вспомните, с какими произведениями данного композитора мы знакомы? (…) Да, с его «Вокализом», в котором мы услышали любовь композитора к родной песне, родной природе. Конечно, в произведениях С.В. Рахманинова отразилось настроение времени, которое царило пору его жизни. Сейчас мы познакомимся (слайд) с 1 частью Второго концерта для фортепиано с оркестром. Запишите в тетрадях. Это произведение очень великое и слушать его необходимо очень внимательно. Прослушав концерт, определите: какое время отображает композитор? Какие настроения данного времени? Как? (с помощью чего?). Слушаем (слайд).
Какие чувства и настроения выразил композитор? (…) (на доске записываю: тревожные, взволнованные, драматичные. Звучит тема набата. На этом фоне возникает взволнованность, широкая напевная мелодия. Кульминация упругая и маршевая). Какие средства музыкальной выразительности использовал С.В. Рахманинов, чтобы передать все это? (…) (На доске отмечаю ответы детей: - волнующая мелодия, - минорный лад; - переменчивая динамика: от громкого к тихому и наоборот; - маршевость; - темп). Исходя из всего выше сказанного, давайте попробуем определить: в какое время жил композитор? (…)Годы жизни С.В. Рахманинова – 1873-1943 (слайд), а в 1907-1917 (слайд) – предреволюционное десятилетие. В это время в России было тяжело, сложно и неспокойно. Это неспокойствие отразилось в русской музыке. В 1 части второго концерта С.В. Рахманинова отчетливо чувствуется напряжение дореволюционного времени, дух приближающихся драматических событий. Композитор был далек от революционного движения, но он не мог отразить в своей музыке той напряженной растревоженности, которая царила в ту пору. Именно эти черты мы с вами и услышали в 1 части второго концерта для фортепиано с оркестром.
Давайте, немного отвлечемся и проведем физ. минутку. Дозировка: 5 мин.(двигательные упражнения, гимнастика для глаз)
Продолжим. Представьте себя кинорежиссерами. Какие бы вы показали кадры к отрывку, который мы еще раз прослушаем? (Слушаем. Беседуем о представлениях). Исходя из всего услышанного и увиденного давайте подведем итог. Какое время отразил С.В. Рахманинов в 1 части второго концерта? (…) Настроение дореволюционного времени. Обратимся снова к словам (слайд) Б. Астафьева: «Композитор необычно ярко показал во Втором концерте то настроение подъема, ожидания чего-то нового, которым были охвачены широкие круги русского общества на пороге наступающего столетии».
Подведение итогов урока, выставление оценок.