Методическая разработка урока музыки во 2 классе по теме«Волшебный мир музыки»


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Урок музыки во 2 классе по теме: «Волшебный мир музыки»
Тема урока: «Волшебный мир музыки»
Учитель: Остякова Е.В.ГБОУ СЛШ №1 «Санаторно-лесная школа №1»
ЦЕЛЬ.
- освоение учащимися выразительных особенностей музыкального языка (на примере самостоятельных творческих заданий и в процессе слушательского анализа);
ЗАДАЧИ.
Образовательные:
- формирование и развитие художественного, ассоциативно-образного мышления на примере интеграции искусств (музыкальное - хореографическое - изобразительное и театральное искусство);
Воспитательные:
- воспитание и развитие музыкальных способностей (ритмического, интонационно-ладового, гармонического, тембрального, регистрового слуха), логики музыкального мышления;
Развивающие:
- гармоничное развитие продуктивных творческих способностей детей на основе взаимодействия различных видов деятельности.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ:
1. Ноутбук, колонки, проектор.
2.Презентация на тему «Волшебный мир музыки».
3. Музыкальные инструменты: альтовые колокольчики, металлофон-альт, колокольчики-сопрано, фортепиано, ксилофон-сопрано.
ХОД УРОКА
Учитель. Посмотрите, ребята! Кто встречает нас сегодня?
Ученики: Гном!
Учитель: Ребята, расскажите, пожалуйста, всё, что вы знаете о гномах: образ жизни, где они обитают и т.д.
Ученики: Разные ответы.
Учитель: А Вы знаете, что в России наконец-то издана (2011 год) очень необычная книга - самая настоящая Энциклопедия гномов. Рекомендую вам ознакомиться с этой замечательной книгой и на следующем занятием, все желающие смогут рассказать всё что узнали об этих фантачтических персонажах! Книга есть в библиотеке. Запишите автора этой книги.
Автор книги: Вил ХейгенИллюстратор Рин ПоортфлитПереводчик Д. УсковИздательство: Рипол Классик
В книге вы найдете подробное описание всевозможных разновидностей гномов.
Рисунки в книге замечательные – вы в этом убедитесь сами!
Учитель: А теперь вспомните кто из композиторов посвятил этому сказочному персонажу музыку?
Ученики: Мусоргский М.П.
Учитель: Молодцы! Правильно! Давайте послушаем музыку М.П. Мусоргского из цикла фортепианных песен «Картинки с выставки»
Звучит «Гном» из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского
Учитель: Скажите ребята, а подходит ли эта музыка нашему гному?
Ученики: Неееет!
Учитель: Почему?
Ученики: У М.П. Мусоргского Гном злой и страшный
Учитель: Опишите характер нашего гнома.
Ученики: Добрый, задумчивый и т.д.
Учитель: Наш гном задумчивый, как вы думаете почему?
Ученики: Разные варианты ответов. (Он одинок и у него нет друзей)
Учитель: Конечно, ведь у него совсем нет друзей! давайте возьмем палитру и придумаем самую красочную, волшебную сказку о нашем гноме! И пусть наш гном не будет больше одиноким! (каждый ученик сочиняет небольшую историю-сказку 3-5 мин. ) Слайд 3. ( палитра) (Учитель обобщает результат и предлагает выбрать лучший вариант)
Учитель: В сказочном лесу жил гном. Но он был очень грустный, потому что у него не было друзей. И однажды он решил выйти из дома и погулять. Сел на пенек и снова загрустил, вдруг появилась Фея.. у неё была волшебная пыльца. Она сразу поняла почему грустит гном и отдала ему пыльцу, чтобы он исполнил свое желание – не быть одиноким! Гном перестал грустить и взмахнув рукой распылил пыльцу вокруг себя, она осыпалась и рядом с гномом в тот же миг появились: Птичка, Зайчик и Улитка! Они стали лучшими друзьями гнома и он больше никогда не был одинок!
Учитель: А сейчас давайте мы свами подберем наиболее подходящие инструменты для наших героев! (Учитель раздает инструменты : колокольчики, металлофон – альт, маракасы и др. имеющиеся в наличие)
Обращается внимание на выбор инструмента и совпадение с характером персонажа. Учитель называет персонаж, а учащиеся проверяют по звучанию подходит ли инструмент.
Учитель: Давайте обратимся к образу Феи. Вспомните ребята, в каком произведении есть сказочный танец Феи?
Ученики: П.И. Чайковский балет «Щелкунчик», «Танец Феи Драже»
Учитель: А с помощью какого инструмента композитор передает волшебный образ феи?
Ученики: Челеста.
Учитель: Правильно, давайте послушаем этот номер из балета «Щелкунчик» и вспомним движения, которые мы с вами разучивали под эту музыку!
Звучит «Танец Феи Драже». Танцуют.
Учитель: Молодцы! А из тех инструментов, что есть у нас с вами, какой больше всего подойдет нашей феи?
Ученики: металлофон-альт
Учитель: Очень хорошо!
Давайте посмотрим что же у нас получилось? Итак, наши герои и их инструменты:
Гном - альтовые колокольчики.
Фея - металлофон-альт.
Птичка - колокольчики-сопрано.
Зайчик - фортепиано.
Улитка - ксилофон-сопрано.
Учитель: Скажите, ребята, какой музыкальный инструмент, из тех, что есть в нашем классе, способен изобразить сказочное появление героев?
Ученики: Разные варианты в зависимости от наличия инструментов.
Учитель: Да, нам очень подходят колокольчики! Этот удивительный музыкальный инструмент звучит действительно, сказочно, легко и волшебно. И наша история сразу станет веселой и волшебной!
Учитель предлагает учащимся в качестве домашнего задания попробовать нарисовать героев и придумать, о чем же они могут петь. (две строчки )
На следующем занятии мы с вами сочиним музыку к нашей волшебной
истории! Она будет доброй, сказочной и веселой! До встречи!
Список литературы
Якиманской И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – Москва- Сентябрь. 2000
Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984