Статья по музыки Современные технологии на уроках музыки.
Современные технологии на уроках музыки.
В нашем современном мире при быстром ритме повседневной жизни родители не всегда уделяют развитию своих детей должное внимание. Замечено, что с каждым годом увеличивается количество детей, приходящих в школу с серьёзными эмоциональными и логопедическими расстройствами, нарушениями опорно-двигательной системы. Помочь таким детям могут не только специалисты - логопеды, дефектологи, но и учителя музыки, уделяя на своих уроках внимание дыхательной гимнастике, вокальным упражнениям и ритмической работе. Часть уроков может быть направлена на донесение до детей важности ритмической организации нашей жизни.
Уроки музыки оказывают на школьника значительное психотерапевтическое действие, снимая нервно-психологическое напряжение, вызванное другими уроками. Не случайно по требованиям Сан Пин , уроки музыки, изобразительного искусства, физической культуры ставятся после более сложных предметов. Арт-терапевтические приёмы, применяемые на уроках музыки, не только сохраняют здоровье детей, но и помогают развивать творческую свободу, полёт фантазии, пробуждают процессы воображения и представления. Происходит осознание детьми самого себя, своего внутреннего мира.
Вся прелесть музыкальных занятий в том, что используются все виды творчества, и через различные виды искусства мы развиваем все способности, заложенные в детях. Это и является арт-терапевтическим методом, который мы очень активно применяем на своих занятиях.
Рисование, особенно под музыку, помогает осмыслить и привести к гармоническому состоянию свой внутренний мир. Это один из доступных способов гармонизации личности, снятия эмоционального напряжения, не только в настоящем, но и в будущем. Слушая музыку различных жанров и направлений, ребята переключают свое внимание, забывают свои проблемы, снимаются зажатости и комплексы. Обязательно, перед тем как дать задание, педагог озвучивает, что ребята изображают свое видение услышанной музыки. Для начала можно попросить закрыть глаза, чтобы ничего не отвлекало, попросить мысленно нарисовать картинку. Затем воображаемая картинка переносится на бумагу, равномерное движение карандашом оказывает успокаивающие действие. Это вид Арт-терапии называется Изо терапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.
Очень часто на уроке мы танцуем. Танец помогает снять мышечное напряжение, наполняет детей положительной энергией. Заставляет почувствовать свободу. Особенно, если это групповые танцы типа флэш -моба или музыкальная зарядка, или свободная импровизация. Даже дети, которые не ритмичны от природы в общей массе забывают свои стеснения и страхи и с удовольствием двигаются. Это ещё один вид Арт-терапии: Танцевально-двигательная терапия (хоре терапия) - псих коррекционное использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Этот метод раскрывает безграничное поле деятельности, начиная с импровизации, умения придумать сказочные образы под музыку различных композиторов, заканчивая театрализованными представлениями музыкальных сказок, мюзиклов. Этим мы занимаемся как на уроках, так и в неурочное время в театре студии «Алиса», куда ходят большинство детей.
Театр-это особое место, общность, которая объединяет ребят, воспитывает в них чувство партнерства, ответственности, воспитывает умение радоваться и сопереживать коллегам по цеху, учит быстро принимать решения в экстренной ситуации, а самое главное, он дает ни с чем не сравнимое эмоциональное ощущение сцены, праздника. Дети с радостью готовят программу, с которой потом неоднократно выступают, как на сцене гимназии, так на сценах различных конкурсов. Что лучше может доставить детям радость, нежели совместные поездки, например в Болгарию, или в лагерь «Зеркальный».
Параллельно с этим методом используется Музыкотерапия - контролируемое использование звуков и музыки в псих коррекции человека, представляющая собой деятельность, включающую воспроизведение, фантазирование и импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или прослушивание специально подобранных музыкальных произведений. Ни один урок не проходит без этого метода, ни один концерт.
Дети любят петь и индивидуально, группами. Любят петь знакомые песни и учить новые, и на празднике, и на отдыхе, на приме у костра, мы не обходимся без песен, которые мы учим на уроках. И не важно интонируют дети или нет, но если они получают от этого удовольствие, если они заряжаются положительной энергией, если они забывают об усталости, значит мы на верном пути.
Все эти методы помогают восстановить не только психологический баланс, но физическую форму. Танцы -это движение. Рисование – это мелкая моторика, вокал- это дыхательная гимнастика и движения, ну а театр- это все вместе.
Ну, а лучше использовать эти методы в работе помогают нам современные технологии.
Одной из ведущих технологий, используемой на уроках музыки, является метод проектов. Его называют также методом проблем. Сегодня метод проектов применяется каждым педагогом. В основе метода лежит умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Метод всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся.
Требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения (например: исследование современности классической музыки; изучение творчества композиторов разных стран; сравнение идей музыки минувших эпох и современности; решение проблемы современности «настоящее искусство бессмертно – это родник общей человеческой духовности»).
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например: доклад о музыке великих наших «современников», искусство которых, независимо от эпохи, в которой было создано, отвечает нашим современным идеалам; показ компьютерной презентации; выпуск газеты; проведение музыкальных лекториев с выступлением творческих групп по данной проблеме).
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.
Проектную деятельность можно применять и на уроках освоения материала, и на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения.
Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
В процессе использования ИКТ на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.
Актуальным для преподавания музыки в общеобразовательной школе становится широкое использование технических средств обучения: музыкального центра, телевизора, видеомагнитофона, проектора, интерактивных досок, синтезатора, которые могут быть применены на уроках музыки, при звуковом оформлении школьных праздников и мероприятий.
К безусловным достоинствам цифрового электронного инструмента – синтезатора относятся: тембровое многообразие, насыщенность и объемность звучания, относительная техническая простота исполнения на нем.
Во внеклассных мероприятиях синтезатор можно применять в музыкальном оформлении спектаклей, используя разнообразные звуковые эффекты, а также при вокально-хоровой работе с учащимися. Исполнение песен становится интересным, так как звуковое оформление становится современным.
В своей работе мы используем технологии коммуникативно-развивающего обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию. Основными задачами в личностно-ориентированном образовании являются: - оптимистический подход к ребенку и умение максимально стимулировать его развитие; - опора на познавательный интерес каждого ребенка; - создание позитивной психологической атмосферы; - саморазвитие личности; - личностная направленность.
Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.
Например, кто-то ярко проявляет свои вокальные данные, и участвует в концертах и конкурсах различного значения.
Кто-то показывает свои теоретические познания, участвуя в олимпиадах. Кто-то придумывает и готовит школьные балы, праздники. Кто-то снимет клип, кто-то танцует, а кто-то сидит на аппаратуре в качестве ди-джея.
На современном этапе развития педагогической мысли личностно- ориентированный способ обучения является инновационным и повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.
Осуществление индивидуального подхода невозможно без педагогического такта по отношению к учащимся, то есть способности находить правильный, умелый подход к ученику.
В каждом классе есть дети с различными индивидуальными особенностями нервной системы: одни уравновешенные, но с более быстрой или замедленной реакцией на окружающее, другие легковозбудимые, порывистые, третьи – особо чувствительные, застенчивые, с пониженной реакцией, требующие большого внимания и осторожного мягкого подхода.
Главная задача учителя музыки - бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу, и как следствие, комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных в человеке (слушание музыки; написание рефератов; вокально-хоровая работа, которая предполагает различные методы работы на уроке: инсценировка песни, пение «караоке»; игровые моменты).
Помимо этого, сегодня перед школой стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся. На своих уроках мы с радостью внедряем все виды арт-терапии в образовательный процесс.
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. И здесь самый важный момент это наш настрой. Важно понимать детей, принимать их с их слабостями их возможностями. Быть всегда на позитиве, не смотря на сложности. Улыбаться и дарить улыбку детям и тогда все будет хорошо, а все современные технологии и виды арт-терапии будут нам хорошими помощниками.
Учитель музыки БГОУ гимназия № 399 Филаева Елена Викторовна.