Урок пресс — конференция «Поэзия Великой Отечественной войны и послевоенного времени»
Урок пресс - конференция
«Поэзия Великой Отечественной войны
и послевоенного времени»
Оформление урока: Выставка книг и сборников стихотворений о Великой Отечественной войне; записи песен о войне; монтаж из рисунков, репродукций на военную тематику, карточки с цифрами.
Подготовительная работа: Учащиеся класс распределяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к уроку, учат наизусть полюбившееся стихотворение, знакомятся с творчеством одного из поэтов - фронтовиков.
Эпиграф (написан на доске): Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
А. Т. Твардовский
Цели и задачи пресс - конференции: раскрыть значение литературы в годы Великой Отечественной войны; познакомить учащихся с творчеством молодых поэтов - фронтовиков; выяснить, в чём причина постоянного внимания современных поэтов к событиям Великой Отечественной войны.
Проведение пресс - конференции:
Учитель. Мы проводим пресс - конференцию на тему «Поэзия Великой Отечественной войны и послевоенного времени», на котором присутствуют группы исследователей, корреспонденты, а также гости.
На вопросы, интересующие корреспондентов, ответят исследователи поэзии
Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Они сидят за столом №1.
За столом №2 сидят исследователи творчества молодых поэтов, погибших во время войны.
Стол №3, исследователи и поклонники творчества знаменитого татарского поэта Мусы Джалиля, изучаемого на уроках родной литературы.
Стол № 4. «Художники - оформители» сегодняшней пресс- конференции, подготовившие фотомонтаж к уроку.
Стол № 5. Группа «библиотекарей», которые подготовили выставку и обзор литературы по теме.
Тихо звучит песня на слова В. Лебедева- Кумача « Священная война».
Ученик. Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы еликой Отечественной войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днем за долгие годы войны.
Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.
Священная российская земля - вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература - это «голос героической души русского народа».
Продолжает звучать песня на слова В. Лебедева - Кумача «Священная война».
Учитель. Эта песня заставляет вспомнить, что война - это страшное испытание для всего народа, это испытание для нашей литературы. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический долг.
Вопросы корреспондентов, на которые отвечают учащиеся 1,2 групп. Сколько же поэтов и писателей было на фронте? Назовите их имена. (Отвечают «исследователи», сидящие за столом №1.)
Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием вруках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишениявоенных дней со всеми.
Они создали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдат.Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них ЮрийКрымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар, молодые поэты - Павел Коган,Михаил Кульчицкий, Николай Майоров. «Они ушли, не долюбив, недокурив последние папиросы...»
Какую роль играла в те суровые военные годы поэзия?
- Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами,укрепляли мужество защитников.
Стихи А. Твардовского, А. Суркова, О. Берггольц, Н. Тихонова, А,Ахматовой и их товарищей были рождены воинов, потрясшей дооснования жизнь народа, заставившей каждого задуматься о себе, оРодине, о прошлом, настоящем и будущем ее.
Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь усеяннымрозами даже в дни побед, но не чернила его. Она говорила о нем правду,она изображала судьбу человека. Была победной там, где была победа, ибыла скорбной, где была скорбь.
Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизнимиллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека,помогала переносить испытания. Она помогала людям жить!
Учитель. Какие стихи о войне взволновали вас? Прочтите их,
( Учащиеся читают наизусть стихи К.Симонова» «Жди меня», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...».) Звучит песня «Бьется в тесной печурке огонь...»)
Какая же тема поэзии военных лет, по-вашему, стала центральной? Кто главный герой этой поэзии? (Отвечают «исследователи», сидящие за столом №2.)
Центральной, определяющей темой поэзии Великой Отечественнойвойны стала тема любви к Родине, призыв к ее защите,
Герои поэзии военных лет - это и русские воины - освободители, ипростые труженики тыла, это и дети, т. е. все те, кто боролся сфашизмом!
- А главное - это люди разных национальностей и разных возрастов,выдержавшие суровые и тяжёлые испытания, выпавшие на их долю.
Учитель. Хочу отметить, что в стихотворениях и песнях, очерках, написанных в самые первые недели войны, уже звучала уверенность в победе. Алексей Толстой, Илья Эренбург, Михаил Исаковский, Алексей Сурков и другие именитые писатели, и поэты ничуть не сомневались, что враг будет разгромлен, Родина будет освобождена от фашистов. ( Звучит песня из кинофильма « Белорусский вокзал» в грамзаписи).
Хотелось бы узнать о молодых лириках огненных лет, о тех, у которых все еще было впереди...
Молодые, сильные, жизнелюбивые, мечтавшие о творческом труде, горячей и чистой любви, светлой жизни на земле, без колебаний вступили в борьбу с фашизмом.
Николай Майоров писал о своем героическом поколении:
Мы были высоки, русоволосы.
В книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
Особо хочется сказать о молодом татарском поэте, имя которого Муса Джалиль, о его «Моабитских тетрадях» - цикле стихов, написанных в фашистском застенке Моабитской тюрьмы в Берлине. Муса Джалиль был казнён в 1944 году. У нас в стране его считали пропавшим без вести. Только после войны мир обрел весть о его двух маленьких записных книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком. Это 115 стихотворений, написанных в заточении, Муса Джалиль мечтал их напечатать.
Поэзия Мусы Джалиля - это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли. Одним из самых сильных является стихотворение «Мои песни». Это как бы ключ ко всем другим стихам моабитских тетрадей, их обобщение:
Пел я, весеннюю свежесть почуя,
Пел я, вступая за Родину в бой,
Вот и последнюю песню пишу я,
Видя топор палача над собой.
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.
Учитель. Стихи Мусы Джалиля принадлежат к тем творениям литературы, которые с годами волнуют все сильнее.
(Чтение учащимся стихотворения М. Джалиля «Прости, Родина!».)
Учитель. Прошло много лет после окончания войны. Почему Великая Отечественная война продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме?
(На данные вопросы отвечают « исследователи» современной поэзии о войне.)
Учитель. Выводы.
Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе.
Но литература, а конкретнее, поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.
Учитель. Выводы.
Обзор литературы по данной теме делают «библиотекари», сидящие за столом №6, Рецензирование и оценка каждого участника пресс -конференции. Выставление оценок в журнале.
Литература.
Учебник Литература С.К.Бирюков, Н. М..Нартов, Л.В.Тодоров, издательство «Просвещение» Санкт-Петербургский филиал, 2005.
Л. И. Косивцова, Л. А.Тропкина. Открытые уроки по литературе. 9-11 классы.: Волгоград, «Учитель», 2001 г.
15