Разработки уроков по изучению сказок по программе УМК «Перспектива» Сказка Летучий корабль


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Костенеевская средняя общеобразовательная школа»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Разработки уроков по изучению сказок по программе УМК «Перспектива»
Урок в 3 классе. Тема: Русская сказка «Летучий корабль».
Особенности волшебной сказки.
Цели: познакомить с русской народной сказкой «Летучий корабль»; учить делить текст на части; обогащать словарный запас; развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты: предметные: осмыслять особенности волшебной сказки, изучить понятия: народная сказка, волшебная сказка, обработка сказки, присказка, сказочные предметы, сказочные превращения, структура сказочного текста, герой сказки; метапредметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), находить необходимую информацию в книге, самостоятельно и целенаправленно выбирать книгу; личностные: работать с текстом повествовательного характера (определение основной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста по аналогии с изучаемыми).
Оборудование: видео- или аудиозапись сказки «Летучий корабль», карточки с текстом речевой разминки, выставка книг по теме урока.
Ход урока
1.Организационный момент.
II.Речевая разминка
-Прочитайте.
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
-Что вы прочитали? (Скороговорку)
-Какой звук повторяется в скороговорке? (Повторяется звук [ш].)
-Хором прочитайте скороговорку тихо (громко; еще громче).
-А сейчас начнем читать медленно, постепенно увеличивая темп.
(Объявляется конкурс на самое быстрое чтение этой скороговорки. Читают желающие ученики.)-Можно ли назвать текст этой скороговорки сказочным?
Почему? (Да, можно, так как здесь говориться о кошках в лукошках, которые шьет старушкам сапожки.)
III.Проверка домашнего задания
-Какой рассказ по картине вы приготовили?
-Кто из вас приготовил пересказ сказки?
(Выступления учеников.)
IV.Постановка целей урока
-Кто автор прочитанной нами сказки? (Это русская народная сказка.)
-Почему такие сказки называются народными? (Их сочинил народ. Сказки передавались из уст в уста. Автора определить нельзя.)-Ребята, в одной сказочной стране злой волшебник заколдовал интересные добрые сказки. Не поможете ли вы мне расколдовать эти сказки, вспомнить, как они называются, по отдельным словам?
Заяц, избушка, Лиса, Баран, Петух, дружно, выгнала. («Лиса и Заяц».)
Коза, козлята, Волк, кузнец. Съел. («Волк и семеро козлят».)
Аленушка, Иванушка, козленок, купец, ведьма, утонула, зарезать, ожила. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)
-Сейчас я вам вывешу на доску табличку с надписью «Летучий корабль» и вы мне скажете, что вам представляется, когда вы читаете эту надпись ( ответы детей: летит как птица, плывёт по морю, сделан из дерева и т.д.)
- мы с вами познакомимся с новой сказкой «Летучий корабль», как вы думаете о чём эта сказка?
Прочитайте на с. 62 учебника ее название.
-Знакома вам эта сказка?
-О чем она?
Физкультминутка:
V. Работа по теме урока.
Сейчас мы свами посмотрим отрывок из этой сказки.
(Дети смотрят видеозапись сказки)-5 минут.
-Поделитесь впечатлениями от увиденного(ответы детей).
-Как вы считаете, к какому виду можно отнести эту сказку?
(Это волшебная сказка.)
-Докажите, что она волшебная? (Примерный ответ. Каждая волшебная сказка начинается с описания жизни в реальном мире, заканчивается торжеством добра и справедливости: положительный герой всегда получает награду, поощрение, а отрицательный герой всегда бывает наказан. Обычно в сказке есть испытания, которые может пройти настоящий герой с помощью волшебных предметов и помощников.)-Как вы думаете, заголовок отражает содержание или основную мысль сказки?
-Найдите и перечитайте концовку сказки. Как вы понимаете значение слова вершить? Найдите его в словаре. (Вершить-совершать, выполнять.)
-Что вас удивило в этой сказке? О какой мечте в ней говориться?
VII. Рефлексия
- Выберите любое начало предложения и продолжите его.
Сегодня на уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
VIII. Поведение итогов урока
-С какой сказкой вы познакомились?
-Чему учит эта сказка?
-Чем сказка в учебнике отличается от мультфильма по ней, который мы посмотрели?
-Почему одни и те же сказки в разных сборниках могут отличаться по содержанию? (Их автор – народ, а записали и обработали их разные писатели.)
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение сказки.
Выполнила работу: учитель начальных классов
Кучумова Наталья Аркадьевна
с. Костенеево 2015г