Конспект урока по русскому языку « Причастие как часть речи»
План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления рассмотрим на примере урока русского языка в 7 классе
« Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС
Тип урока: усвоение и новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Цель урока: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Задачи урока:
Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
-- формировать умение отличать причастие от других частей речи
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
- осуществление системно - деятельностного подхода;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения формулировать проблему;
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
получение новых знаний об особой форме глагола - причастии;
работа с текстом.
Метапредметные:
формирование ценностного отношения к русскому языку,
формирование нравственных ценностей.
Личностные:
воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Фаза урока «Вызов»
Фаза урока «Осмысление»
Фаза урока «Рефлексия» (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. 1.Фаза урока «Вызов»
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
(1 минута). Приветственное слово учителя
- Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Приветствие учащихся. Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
1.2.Актуализация
знаний
(4 минуты)
1.3. Постановка учебной задачи.
(1минута)
2. Фаза урока «Осмысление»
2.1. Закрепление опорных знаний
(10минут)
На экране слайд с записанным предложением:
Сорванные травы для гербария мы сушили в больших книгах.
Вопрос учителя:
- Есть ли в этом предложении слова, отвечающие на один и тот же вопрос? Какими членами предложения они являются? Определите их морфологические признаки.
Вопрос учителя:
-Чем же они отличаются друг от друга?
Учащиеся понимают, что слово сорванные – это какая- то новая часть речи, и на доске и в тетрадях записывается тема урока – «Причастие как часть речи».
Учитель раздает школьникам графическую таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал (а)» (приложение №1) , предлагает разделиться на две группы и самостоятельно познакомиться с материалом параграфа «Причастие как часть речи» и дополнительным материалом, который раздаётся каждому учащемуся (приложение №2) и заполнить две первые графы по теме урока.
Предполагаемый ответ:
- Есть: это слова «сорванные» и « большие». Они отвечают на вопрос: какие?
-В предложении эти слова являются определениями.
- Слова изменяются по числам (сорванные – сорванный, больших - большой) , по родам
( сорванная – сорванный, сорванное), по падежам (большая – большую).
Предполагаемый ответ:
Ответы учащихся:
-Больших указывает на признак предмета по размеру.
-А слово сорванные указывает на признак действия (их кто-то сорвал).
Запись учащимися числа, темы урока.
- Цель урока – «Причастие как часть речи»
Учащиеся заполняют графы, обсуждают информацию в парах, и представитель 1-й группы заполняет эту таблицу на компьютере учителя и выводит её на экран. Представители 2-й группы корректируют его выводы.
Знаю Хочу узнать Узнал(а)
1.Причастие – это часть речи.
2.Причастие изучается в разделе «Морфология».
3.Причастие схоже с именем прилагательным (имеют общие вопросы, выполняют одну роль в предложении).
4.Причастие по смыслу схоже с глаголом. 1.Что именно обозначает причастие?
2.Как изменяется причастие?
3.Что объединяет причастие с глаголом, а что с именем прилагательным?
4.Какими членами предложения бывают причастия?
5.Как и от чего образуются причастия? Категория информации:роль причастия в предложении, отличие причастия от схожих частей речи, образование причастий, грамматические признаки Источник информации: прочитал в учебнике, слышал раньше от учителя, узнал от одноклассника и др.
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
3. Фаза урока «Рефлексия»
3.1.Закрепление знаний.
(7 минут)
Итог урока и домашнее задание.
4.1.Рефлексия деятельности
( 12 минут)
4.2. Домашнее задание
(2 минуты)
Учитель предлагает учащимся классифицировать столбцы «Знаю», «Хочу узнать» по категориям информации и вместе со школьниками заполняет графы «Категория информации» и «Источники информации», после чего сообщает школьникам, что на уроке главным источником информации станет текст (приложение№2), с которым будут работать учащиеся.
Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся составить структурно – логические схемы (кластеры) по теме «Причастие».
Работа с текстом. Найдите в тексте причастия. По каким признакам вы определили эту часть речи? Сделайте вывод об этой части речи.
Юмореска
Это было давно. Путник т…щился по пустыне шесть суток. Адски х…телось пить. То и дело ему м…рещился т…рчащий из п…ска в…допроводный кран с пр…хладной, осв…жающей водой. Но, увы! Это была то выт…нувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Вс…вышнему:
– О, Всемилостивейший! Ум…ляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!
И случилось ч…до. Св…ркнула молния, п…днялся стол… песка, а когда он ра…еялся, несчас…ный увидел кран. Но,увы, кран был не в…допроводный, а подъемный...
(И. Верзилин.)
Учитель, подводя итоги урок, предлагает вместе составить «СИНКВЕЙН» по теме урока.(пустая табличка для работы выводится на экран).
1 Часть речи 1существительное Причастие
2 Какая? 2 прилагательных Самостоятельная часть речи
Особая форма глагола
3 Чтоделает? 3 глагола Имеет признаки глагола
Изменяется по числам, по падежам
Зависит от существительного
4 Синтаксическая функция? Вывод о Синтаксическаяроль Может быть и главными, и второстепенными членами предложения
5 Новое для звучания темы. Существительное Причастие совместило в себе «силу имени и глагола» и стало образным художественным средством - эпитетом
Учитель благодарит учеников за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся и задаёт домашнее задание.
Домашнее задание (дифференцированный подход):
1.Подготовить устный рассказ на тему «Причастие как часть речи», опираясь на структурно – логические схемы-кластеры (для всех учащихся).
2.Выполнить упражнение №56 (для слабых детей).
3. Всем желающим сочинить сказку или рассказ «Рождение причастия», «В гостях у причастия», « Спор двух частей речи» и др.
Учащиеся знакомятся с материалом, по мере получения и осмысления новой информации заполняют третью графу таблицы – «Узнал(а)». Напротив каждого вопроса пишут ответ, новую информацию (которую не запрашивали) записывают ниже.
Знаю Хочу узнать Узнал(а)
1.Причастие обозначает признак предмета по действию.
2.Причастие изменяется по числам, падежам, родам (в ед.числе).
3.Причастия, как и глаголы, бывают соверш. и несоверш. вида, наст.ипрош. времени (буд. времени у причастия нет), могут быть возвратными, имеют зависимые слова.Как и прилагательные, причастия изменяются по числам, родам, падежам, имеют полную и краткую форму, зависят от существительных, выполняют одну роль в предложении.
4.Причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми (в кр.ф.).
5.Причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов.
Новая информация (которую не запрашивали)
1.Начальная форма причастия – И.П. единственного числа мужского рода.
2.Причастия есть не только в русском языке, но и в индоевропейских и других языках.
3.В русском языке причастие употребляется преимущественно в книжной речи.
Учащиеся в парах работают над созданием структурно – логических схем-кластеров. Такая работа формирует коммуникативную компетенцию учащихся, так как умение работать в группе показывает уровень способности вести конструктивный диалог: умение слушать и слышать друг друга, брать на себя ответственность за результат общей деятельности, высказывать свою точку зрения и уметь её отстаивать.
В процессе работы в группах ученики активно используют средства ИКТ – ноутбуки или планшеты – для создания кластеров, стараясь выполнить свою работу не только грамотно, но и эстетически оформлено. Подобная работа мотивируется чувством соперничества, что заставляет ребят творчески подходить к выполнению задания. Таким образом, самостоятельное изучение материала превращается в увлекательный исследовательский процесс, формирующий регулятивные и познавательные компетенции.
(Варианты схем – кластеров в приложении)
Учащиеся пишут текст, редактируют его, находят причастия, определяют признаки этой части речи.
Запись учащимися задания в дневники.
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
Регулятивные:
ученики осознают самих себя как движущую силу в процессе познания;
пробуют свои силы в преодолении препятствий и выборе ситуации;
проектируют в ситуации сотрудничества результат своей деятельности.
Познавательные:
умение исследовать материал, делать выводы и объяснять языковые и лингвистические явления.
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с текстом: редактирование).
УУД: познавательные (опираются на уже известное).УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества)
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).