Урок по русскому языку Причастие как часть речи (7 класс)


Тема: «Причастие как часть речи»
Урок по русскому языку в 7 классе
Мартыненко О.В. учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО№1468
Учебник 7 класс, авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская
Раздел «Причастие»
1.Описание дидактической единицы
Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия.
Аспекты урока:
Образовательный:
Требования согласно программе:
Ученик должен:
-усвоить общие понятия о причастии как части речи.
Практическая работа. Нахождение причастий в тексте; умение отличать причастия от других частей речи.
Развивающий: развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность; развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей; развивать умения работать с текстом; развивать сообразительность, мышление , память.
Оборудование: мультимедийный экран,логико-структурные модели «Глагол», «Прилагательное», «Причастие», карточки для индивидуальной работы, таблицы о разных частях речи, магнитная доска, портреты М.В.Ломоносова, В.В.Даля; высказывания великих людей о причастии.
«Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного». В.В.Даль
«Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» М.В.Ломоносов.
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю. (П.Чесноков)
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: задачная форма обучения.
Форма работы: групповая.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие учеников, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.
1.Ориентировачно –мотивационный этап.
Митрофан . (подаёт книгу Правдину). Вот, грамматике…
Правдин (взяв книгу) Вижу. Это грамматика. Что же вы о ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна…
Правдин. Дверь, например, какое имя : существительное или прилагательное?.
Митрофан. Котора дверь?
Правдин. Котора дверь? Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна?
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешана : так та покамест существительна.
Учитель. Какие ошибки допустил Митрофан? Почему?
Учащиеся .Он непрвильно определил части речи, потому что их не знал.
Учитель. Сам того не зная, Митрофан употребил особую форму глагола ( на доску прикрепляются карточки со словами: навешана, приложена).
Чтобы не остаться в его положении, мы должны изучить эту тему. Итак, какую учебную задачу мы ставим перед собой?
Учащиеся. Изучить особую форму глагола.
Учитель. Изучая любую часть речи, что мы должны выяснить?
Учащиеся. Значение, морфологические признаки, синтаксическую роль.
Учитель. Изучение новой темы «Причастие» (именно так называется особая форма глагола) начнём мы с повторения прилагательного и глагола.
2.Освоение фрагмента содержания (учащиеся усвоили материал о морфологических и грамматических признаках глагола и прилагательного.)
3.Организация ситуации успеха (шаг 1)
Учитель. Назовите признаки прилагательного.
Учащиеся по очереди называют признаки прилагательного и прикрепляют на доске карточки с этими признаками. А затем выясняют признаки глагола.
Признаки прилагательного Признаки глагола
Признак действие
Род вид
Число время
Падеж переходность (непереход.)
Определение возвратность
Может иметь опр. слово м.иметь завис. Слово
Учитель. Как вы думаете, зачем мы повторили признаки прилагательного и глагола?
Учащиеся. Значит, та часть речи, которую мы должны изучить, имеет что- то общее с прилагательным и глаголом.
Изучение нового материала
4.Организация ситуации сбоя (шаг2)
Учитель. Давайте разберём пример и выясним, правильно ли ваше рассуждение. (На мультимедийном экране проецируются слова жёлтый (лист), желтеет (лист), желтеющий (лист). Каково лексическое и грамматическое значение этих однокоренных слов?
Учащиеся. По лексическому значению – значение цвета; по грамматическому жёлтый – признак предмета, желтеет – действие предмета, желтеющий – признак предмета.
Учитель. Можно ли назвать желтеющий прилагательным?
Учащиеся делают вывод, что причастие обозначает признак предмета по действию.
5.Точка рефлексии (шаг3)
На экране текст, который предлагает учитель переписать в тетрадь, вставить пропущенные буквы и найти в тексте причастия.
Хмель, глушивший внизу кусты,
Всю берёзку ув...л пол…тном.
И ветром к…леблемые кудри
На с…седей п…рекинул потом.
А чащи, солнцем оз…рённые,
Зиявшие, как тёмная пасть,
Ловили солнца блики отдалённые,
Мечтали в глуш… лицом не пасть.
Попутно проводится словарная работа.По словарю учащиеся определяют лексическое значение слов : хмель и зиять
Хмель-вьющееся растение.
Зиять – быть раскрытым, обнаруживая глубину, пустоту, провал.(Зияет бездна. Зияющие отверстия)
6.Организация выхода из ситуации несостоятельности (шаг4)
Учитель. Что вы можете сказать о данных причастиях?
Учащиеся. Глушивший – от глагола глушить, который глушил, признак непостоянный,вопрос какой? Изменяется по родам, числам , падежам.
(другие причастия разбираются в том же порядке)
Учитель. Какие выводы можете сделать теперь?
Учащиеся. Причастия изменяются по родам, числам, падежам, отвечают на вопрос какой?
Учитель. Чем отличаются данные причастия?
Учащиеся. Глушивший – несов.вид, прош. время, колеблемый – несов.вид, наст.время.
Учитель. О каких глагольных признаках причастия вы узнали?
Учащиеся. Причастия имеют вид, время, могут иметь при себе зависимое слово.
Определите каким членом предложения является причастие в каждом предложении и сделайте вывод.
Учащиеся. Причастия обычно бывают определениями.
Учитель. Как образуются причастия от глаголов?
Учащиеся. При помощи суффиксов –вш-, -ем-, -енн-
Учитель. Сюда ещё входят суффиксы –им-, -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ш-, -вш-, -т- (таблица прикрепляется к магнитной доске).
6.Диагностические задания.
Задание 1.
Укажите причастие.
Любимый
Любовь
Любящий
Любить
Любя
Задание 2.
Укажите словосочетание «прилаг.+сущ.», где существительное главное слово.
Багряная листва
Летящий самолёт
Замёрзшая река
Засыпанные аллеи
Задание 3.
Укажите словосочетание «прич.+сущ.», где главное слово существительное.
Разбитая статуя
Сидящие на дереве
Зеркальная поверхность
Выполнивший задание
Задание 4.
Работа в группах.
I группа – вспомните и запишите пословицы и поговорки с причастиями (Пропущенный час годом не воротишь. Обдуманное слово дороже жемчуга. Язык, сказавший глупые слова, не виноват, виновата глупая голова. Слова, рождённые обидой, не торопись произносить и др.)
II группа – назовите книги, в названии которых есть причастия.(«Униженные и оскорблённые», «Рождённые бурей», «Унесённые ветром» и др.)
7.Точка рефлексии
Учитель. Какую учебную цель мы поставили в начале урока?
Решили ли мы эту задачу?
Учащиеся. Изучить особую форму глагола – причастие. Мы выяснили, что причастия имеют признаки и глагола, и прилагательного; изменяются по родам, числам, падежам; имеют вид, время.
Учитель. Как вы думаете, почему эта часть речи называется причастием?
Учащиеся. Потому что она причастна и к прилагательному, и к глаголу.
Интересная мысль. Очень метко о причастиях сказал В.И.Даль, автор знаменитого словаря: «Часть речи причастная глаголу, в образе прилагательного». Совмещение в одном слове признаков частей речи естественно делает эти слова более богатыми, а потому и более экономными, на что обратил внимание ещё М.В.ломоносов: «Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
Учитель. Сформулируйте приёмы определения причастия.
Учащиеся.
1.Выделить слово.
2.Определить, обозначает ли оно признак по действию.
3.Изменяется ли по родам, числам, падежам.
Выставление оценок. В каждой группе технологическая карта, по которой учащиеся себя оценивают.
Д.З.
1группа. Упр.56
2группа . Выписать из любимых произведений 5 предложений с причастиями.
3 групппа. Написать сочинение – миниатюру на тему «Книга – лучший друг человека» с причастиями.