Доклад на тему Совершенствование качества образования через освоение системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании как средстве реализации ФГОС второго поколения
Совершенствование качества образования через освоение системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании как средстве реализации ФГОС второго поколения
Челябинск 2014
Системно-деятельностный подход в обучении биологии
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Л.Н. Толстой
Закон РФ «Об образовании» гласит, «Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина. Развитие личности - приоритетная задача образования. И поэтому особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях биологического образования. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления, формированию свободной личности. Сущность деятельностного метода заключается в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Деятельностный метод является универсальным.
Человек в современном обществе должен не столько уметь, что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать и уметь применять эти знания. Поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности, является приоритетным направлением системы образования. Саморазвитие, самопроектирование, компетентность личности - это приоритеты, которые стали основой новой парадигмы образования.
ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся.
Деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений, эстетического отношения к живым объектам.
Предметные результаты - система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями.
Очень важно показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни.
Таким образом, необходимо выявить методы, способы и формы организации деятельности обучающихся, для достижения повышения мотивации к изучению биологии.
Для того чтобы усовершенствовать системно-деятельностный подход в обучении биологии, необходимо сформулировать основные цели изучения биологии в школе:
Формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
Овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов
Овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
Воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
Овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
Таким образом, решение проблемных творческих задач - главный способ изучения биологии. В основе системно - деятельностного подхода в обучении биологии лежит задача научить детей пользоваться знаниями в своей учебной и повседневной деятельности.
Итак, первым этапом в режиме системно-деятельностного подхода на уроке биологии является постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы. Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, и знакомству с избранными примерами их применения. Третий этап – это самостоятельное применение и использование полученных знаний. Последний этап урока посвящен подведению итогов работы. На дом ребятам может быть задано чтение текста и подготовка на устные творческие вопросы.
В процессе урока используются разнообразные типы деятельности:
Исследовательский
Проектный
Игровой
Проблемно-поисковый
Метод коллективного решения проблемы
При переходе от одного урока к другому, от курса к курсу важно соблюдать преемственность между отдельными темами, для того, чтобы сформировать целостное представление о сути живых организмов. В курсе ботаники, зоологии, анатомии человека изучается связь между строением и функцией на разных уровнях организации: клетка, ткань, органы, организм. Это прослеживается в 6 классе при изучении таких тем как: «Корень. Внешнее и внутреннее строение», «Побег и почки», «Стебель», «Лист. Внешнее и внутреннее строение» и др. В 7 классе при изучении тем главы «Строение и функции органов и их систем», в 8 классе при изучении строения органов человеческого организма.
Невозможно сформировать системное мышление у школьников среднего звена, если акцентировать их внимание на уровни организации живого, лишь в курсе общей биологии 9 класса.
Организацию образовательного процесса необходимо строить таким образом, чтобы сформировать общебиологические понятия, начиная с 6 класса, и в дальнейшем организовывать систему обучения основываясь на выделенных общих закономерностях, ведущих биологических понятиях.
При организации системно–деятельного подхода на уроках биологии можно использовать следующие технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения. Данная технология основана на личностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения как мыслить, анализировать, используется личностный опыт ученика. Допустим, при изучении гипотез происхождения жизни в 9 классе, обучающиеся могут самостоятельно выдвигать гипотезы исходя из собственного опыта, объяснять, почему они являются гипотезой, а не теорией, таким образом, отстаивая свою точку зрения.
Технология разноуровневого обучения. Данное обучение может осуществляться на всех этапах урока. При письменном опросе можно использовать карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней. Самостоятельные и проверочные работы могут содержать задания обязательного уровня и задания повышенного уровня сложности. Закреплять пройденный материал можно дополнительными вопросами. Аналогично можно дифференцировать и домашнее задание, т.е. дать возможность ученику выбрать задание самостоятельно. Например, при изучении в 7 классе темы «Тип Моллюски», можно предложить ученику приготовить презентацию по систематике классов моллюсков, приготовить сообщения о отдельных видах представителей этого типа, составить кроссворд, используя материал учебника. Аналогичные задания могут использоваться и в других классах.
Технология проблемно-диалогового обучения. Эмоционально насыщенными и продуктивными получаются уроки, где рассматривается проблемная, нестандартная ситуация.Например, при изучении темы «Состав и строение костей» в 8 классе, можно прибегнуть к такому факту, что большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой в 1500 кг, хотя её масса 0,2 кг. В процессе диалога, можно попросить объяснить данный факт.
Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время.
Исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников шестых классов можно предложить проведение домашних экспериментов, опытов. Например, выращивание плесени, проращивание семян пшеницы и фасоли, наблюдения за ростом корня и др. В теме корень, вместо изучения параграфа «рост корня» можно провести домашний эксперимент с дальнейшим сообщение результатов на уроке. Также можно вести дневник наблюдений за своими экспериментами, таким образом, формируя умения в устной и письменной форме. Контрольные работы необходимо составлять таким образом, чтобы они содержали задания с выбором одного ответа из четырех, с выбором нескольких ответов, на соответствие, на умения давать краткий и полный ответ. Сегодня в рамках системно-деятельностного подхода в обучении, следует отдавать предпочтение информационным технологиям. Это направление в педагогической деятельности, требует информационной компетентности и особой подготовки. Эта технология близка и понятна детям. Процесс изучения биологии становится интереснее для учащихся. Также нельзя не отметить значимость электронных образовательных ресурсов по биологии. Они обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков. Кроме того, визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы.
И напоследок, хотелось бы вспомнить слова поэта Бориса Левина: «Учить других куда как нелегко! А жизнь идёт, и надо торопиться. Успеть бы воспитать таких учеников, чтоб было, у кого потом учиться!»