Урок по русскому языку для 7 класса «Причастие как часть речи»


План-конспект урока с технологической картой Причастие как часть речи
№ Назначение Содержание
1. ФИО учителя Муллахметова Елена Рафаэловна
2. Должость учитель русского языка и литературы
3. Предмет русский язык
4. Класс 7
5. Тема и номер урока в теме Первый урок по теме «Причастие как часть речи»
6. Базовый учебник Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс//М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская и др. – М., 2009
Цели урока:
-познакомить учащихся с основными морфологическими и синтаксическими признаками причастия;
-развивать навыки синтаксического разбора предложений, умение исследовать: наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать их, аргументировать свои выводы.
Задачи:
- обучающие: закрепить полученные знания на практике; научить отличать причастие от остальных частей речи;
-развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; находить закономерности в образовании причастий; видеть разницу между прилагательными и причастиями; развитие устной и письменной речи; развитие памяти, внимания, логического мышления; создавать психологически комфортную обстановку на уроке;
-воспитательные: гуманистическая направленность обучения; обучающиеся работали с текстами, взятыми из художественной литературы; организация активной мыслительной деятельности учащихся; воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку.
Тип урока: урок изучения новой темы
Краткая аннотация урока: Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи". Первый в системе уроков по теме "Причастие", реально отражающий учебный план и соответствующий  программе по русскому языку под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Кулибабы И.И. Учебник:  «Русский язык. 7 класс»  под ред. М.Т.Баранова, Л.Т. Григорян, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др.  Урок ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков синтаксического разбора предложений, развитие орфографической зоркости. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная. Рефлексия в виде вопросов и ответов способствует выработке навыков формулирования учащимися вопросов и ответа на них. Трехуровневое домашнее задание учитывает способность учащихся творчески подходить к изученному материалу, способствует развитию навыков исследования.
Необходимое техническое оборудование:
– традиционные: мел, доска, учебники, тетради, ручки, карандаши;
– инновационные: компьютеры, проектор, экран, инновационные интернет-ресурсы.
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока
Материал учебника Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика УДД
1 2 5 6 1 Оргмомент. Целеполагание Приветствует учеников. Отмечает отсутствующих. Знакомит с целями, которые должны быть достигнуты к концу урока Приветствуют учителя, настраиваются на урок, формулируют совместно с учителем цели урока 2 Проверка ДЗ
Учебник Упр.51
Определение стилей речи Контролирует выполнение учащимися ДЗ, корректирует ошибки и исправляет неточности, проводит фронтальный опрос Отвечают на вопросы учителя, показывают готовность к уроку, корректируют ошибки и исправляют неточности в своих работах Коммуникативные
3 Повторение изученного
Учебник
Параграфы 6,7 Обращает внимание на то, что учащиеся знакомы с глаголом как частью речи, его морфологическими признаками. В качестве повторения предлагает поработать с модулями по темам «Повторение изученного о глаголе в 5-6 классе», «Имя прилагательное. Повторение» представленны е в ОМС-плеерах на компьютерах учащихся в парах. Работа выполняется по вариантам. Затем спрашивает о результатах работы Работают по вариантам с заданиями теста на повторение изученного о глаголе и прилагательном, представленного в ОМС-плеере. Объявляют свои результаты Познавательные
Информационные технологии
4 Изучение нового материала
Параграф 9, материал для наблюдений и выводов
Определение причастия Предлагает прочитать 2 словосочетания, записанных на доске, и найти разницу в них: «летучие семена», «летящий камень».

Говорит о том, что в РЯ существует еще одна самостоятельная часть речи – причастие. Это такая часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.
Полные причастия обычно выполняют в предложении определения, краткие – сказуемого.Признаки глагола у причастияПричастия образуются от глаголов и сохраняют некоторые их признаки.Причастия, как и глаголы, могут быть невозвратными и возвратными: одевающий — одевающийся, умывающий — умывающейся.Причастия, как и глаголы, имеют вид (бывают совершенного и несовершенного вида): прыгавший (несов. в.) и прыгнувший (сов, в.). Причастия сохраняют вид того глагола, от которого образовались: прыгать (несов. в.) — прыгавший (несов. в.), прыгнуть (сов. в.) — прыгнувший (сов. в.).Причастия, как и глаголы, имеют время — настоящее и прошедшее: толкающий (наст, вр,), толкавший (прош. вр,). В отличие от глаголов, причастия не имеют форм будущего времени.Причастия могут быть действительными и страдательными.Действительные причастия обозначают признак, который создается действием самого предмета: летящий самолет – это тот самолет, который летит; упавший мяч – это тот мяч, который упал.Страдательные причастия обозначают признак, который создается у одного предмета: выученный учеником урок – это урок, который выучил ученик. Предлагает обратить внимание на экран, где будет представлена таблица «Признаки причастия».
Предлагает самостоятельно сформулировать определение причастия как части речи.
Предлагает прочитать определение причастия, которое дают авторы учебника Читают словосочетания и говорят о том, что в 1 предложении есть слово «летучие», которое обозначает постоянный признак предмета, а во 2 – слово «летящий», обозначающее признак предмета, который проявляется во времени. Но оба эти слова отвечают на вопрос «какой?»
Работают с таблицей, разбирают признаками причастия совместно с учителем
Формулируют собственные определения причастия
Читают определение со страницы 25 учебника Личностные, познавательные УДД
5 Закрепление изученного В качестве закрепления изученного предлагается интерактивное задание «Распределите признаки причастия по таблице».
Выполнение упражнения 54 на странице 25 Работа в парах с заданием. Проверка
Читают задание, выполняют, проверка Работа с информацией
6 Задавание на дом
Упражнение из учебника Обращает внимание учащихся на то, что причастие, как и прилагательное, чаще всего зависит от существительного и согласуется с ним в роде, числе и падеже. И предлагает первой группе выполнить дома:
1 группа: задания к упражнению 56 с. 26
2 группа: Составить лингвистическую сказку «Сказка о Причастии»
3 группа: Готовить выступление «Я узнал о новой части речи» Читают задание к упражнению и обсуждают, что нужно выполнить дома. Записывают ДЗ
Вспоминают,
что такое лингвистическая сказка
Регулятивные, познавательные УДД
7 Подведение итогов.
Рефлексия Проводит фронтальный опрос в виде игры «Я спрашиваю, ты отвечаешь». Примерные вопросы
– что такое причастие?
– признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?
– назовите признаки глагола в причастии?
– назовите признаки прилагательного в причастии?
– каким членом предложения бывает причастие? Учащиеся работают в парах, один спрашивает, другой отвечает. Регулятивные:
оценка
Коммуникативные:
работа в паре
8 Оценивание Выставляет отметки учащимся, работавшим на уроке Приложение к плану-конспекту урока
Причастие как часть речи
(Тема урока)
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс,
обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Практикум по теме «Повторение изученного о глаголе в 5-6 классе» П-тип,
контроль Тест http://www.fcior.edu.ru/card/932/povtorenie-izuchennogo-o-glagole-v-5-6-klassah-p.html
2 Практикум по теме «Имя прилагательное. Повторение» П-тип,
контроль Тест http://www.fcior.edu.ru/card/2652/imya-prilagatelnoe-povtorenie-p.html
3 Таблица "Признаки причастия" И-тип,
информационный Таблица http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c5c4c00e-a30e-4b7d-91ce-a29fe0c851eb/%5BIS-TA_05-11_08%5D_%5BIA_02-AT%5D.swf
4 Интерактивное задание «Распределите признаки причастия по таблице» 1С, информационный Таблица http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/26131914-73ab-471e-a0bb-b4d7e3c9fe5d/%5BRUS7_133%5D_%5BIM_207%5D.swf