Конспект урока познания мира на тему «Охрана животных. Красная книга» (2 класс)


Урок познания мира во 2 классе «А»
Учитель: Бурлак Лариса Владимировна
Тема: «Охрана животных. Красная книга»
Цели урока: совершенствовать представления детей о животных Красной книги Казахстана, расширить представления о рыси; формировать умение работать в паре, группе; развивать коммуникативные способности; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Ход урока.
Этап урока Содержание
1.Орг.начало. Психологический настрой.
2. Мотивационно - целевой этап.
Формулирование темы урока, постановка учебной задачи.
(2 минуты)
Актуализация знаний учащихся.
Рассказ учителя об идее и страницах Красной книги.
Просмотр презентации.
(5 минут)
3. Операционно - деятельностный этап.

Техника «Мозговая атака»
Самостоятельная работа
(3 минуты)
Работа в паре.
(3минуты)
Работа в группах
(4 минуты)
Работа с текстом
(5- 7 минут)
4. Контрольный этап.
(3 минуты)
Проверка творческого задания (см.по времени)
(4 минуты)
5. Рефлексия. Итог. Д/з.
(3 минуты)
Пользуясь энциклопедией, справочниками составить рассказ о другом животном Красной книги Казахстана.
Учебник стр.68-72
Я знаю, каждый в классе гений,Но без труда талант не впрок.Так постараемся сегодняИ вместе проведём урок.
Просмотр видеосюжета о животных.
- Как думаете о ком сегодня пойдёт речь на уроке?
Мы будем говорить о Красной книге Казахстана и познакомимся с одним из представителей животного мира, который занесён в Красную книгу. Подумаем, что каждый из нас может сделать, чтобы Красная книга не пополнялась новыми животными.
-Что слышали о Красной книге?
-Почему она такого цвета?
-Какие животные в неё заносятся?
-Кто может конкретно назвать животных, занесённых в Красную книгу?(речной бобр, дикобраз, длинноиглый ёж, красный волк, лесная куница, центральноазиатская рысь, снежный барс, кулан, джейран, норка, орёл, дрофа, пеликан, архар, белая цапля)
Красная книга – это список редких и исчезающих животных и растений. Международная Красная книга была издана в 1966 году в необычном виде. Цвет переплёта книги красный. Он, как сигнал светофора, предупреждает: “Стоп! Трогать животных и растения нельзя! Это опасно для их жизни! Остановись, ты разрушаешь свой дом!”
Страницы у Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страницы можно определить, в каком положении находится то или иное растение или животное.
На красных страницах записаны исчезающие растения и животные, которых мало, но ещё можно встретить.
На жёлтых страницах занесены животные и растения, число которых быстро уменьшается.
На белых страницах помещены вообще редкие виды на Земле, численность которых всегда была невелика.
На серых страницах занесены животные и растения, до сих пор мало изученные.
На зелёных страницах записаны восстановленные виды животных и растений, которых удалось спасти от вымирания.
На чёрных страницах находятся исчезнувшие виды, которых мы больше не увидим.
Хранится эта книга в швейцарском городе Морже. Кроме Международной Красной книги, куда записаны живые существа всей Земли, есть и другие. Например, Красная книга Казахстана Красная книга России. В нашей книге страницы простые, а животным присуждён статус.
Среди животных в Красную книгу занесены не только звери, но и птицы, некоторые виды рыб и насекомых.
В Казахстане Красная книга учреждена в 1978 году.
«Перевёртыши» (2 минуты)
У меня на доске зашифрованы названия животных Красной книги, вы должны их расшифровать и записать названия себе в рабочий лист (для тех, кто затрудняется даю начальную букву слова):
РАСБ СЫЬР ХАРАР АКНОР
Проверка (барс, рысь, архар, норка)

Сегодня мы будем говорить о рыси.
-Кто из вас видел рысь? Где вы её видели?
В вашем рабочем листе есть таблица с 3 графами. Попробуйте в течение 3 минут вспомнить и коротко записать на лист, что вы знаете об этом животном в 1 графе. Информации как можно больше.
В помощь вам дан план:
1. Внешний вид.
2. Место обитания.
3. Чем питается?
4. Сколько детёнышей бывает?
5. Как охотится?
6. Продолжительность жизни.
Повернитесь к соседу по парте и прочтите ему то, что у вас получилось. А потом ваш товарищ прочитает вам свой рассказ. Во 2 графе вы отметите новую информацию, которую услышите.
-У кого во 2 графе появились записи? (не зачитываем)
Молодцы.
Сейчас поработаем в группах. Ваша задача - обменяться информацией, которая у вас есть(не писать, только зачитывать), и от группы составить небольшой рассказ – сообщение для класса, один от группы выступает.
Одна группа выступает, остальные добавляют что-то новое, что знают они, но что не прозвучало в выступлении предыдущей группы.
На доске кратко фиксирую сведения (уверены, сомнения -?, потом к ним вернёмся)
-Сравните, что записал о рыси каждый из вас и что знаем о рыси всем классом.
-Вы узнали больше?
-Предлагаю узнать ещё больше об этом животном.
У вас на столе есть лист с текстом. Читая каждый для себя текст. Будете прорабатывать его по абзацам:
(+) – отмечаем ту информацию, которая знакома;
( - ) – то, что не знали, новая для вас информация;
(!) – информация, которая заинтересовала, удивила.
Кто закончит работать с текстом, в 3 графе отмечает коротко информацию, которая заинтересовала.
Проверка
- Что записали в 3 графе?
- Какая информация вызывала сомнения (возврат к доске)?
- Действительно ли так? Как прочитали в рассказе?
Почему же некоторых животных и растений остаётся очень мало или они совсем исчезают? ( Люди часто животных истребляют ради меха и мяса. Угрозой исчезновения является также разрушение мест обитания, вырубка лесов).- Чем вы можете помочь животным, которые живут рядом с вами?
- Какие правила поведения в природе должны соблюдать?
Есть люди, которые выбрали своей профессией охрану природы.
- Какие это профессии? (эколог, лесник, рыбовод, зверовод). Все они встают на защиту живой природы.
На дом вам было дано творческое задание: придумать знак охраны животных, нарисовать его и объяснить смысл.
У вас в карточке записаны слова, которые относятся к теме нашего урока. Соберите, пожалуйста, из этих слов предложение и подведите итог урока:
Красная книга учит охранять и беречь природу!
В статье 38 Конституции РК записано:«Граждане РК обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам».
Продолжите мои предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
Молодцы! Спасибо за урок.