Итоговая работа на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ФГОС».


«Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС».
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. Д.Дидро
Сегодня все больше говорят и пишут о проблемах чтения.  Педагоги всерьез озабочены этой проблемой. Хотела бы поделиться своим опытом с коллегами по формированию читательской компетентности обучающихся в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов. Как сформировать у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения?
Федеральные государственные образовательные стандарты начального  общего образования, в основе которого лежит системно – деятельностный подход, предполагает   воспитание  и  развитие качеств личности,  отвечающих требованиям  информационного общества,  личности,  свободно ориентирующейся  в  потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным только при условии овладения всеми школьниками читательской компетентности.
В этом году, начиная работу с первоклассниками, я задумалась о том, что можно изменить в своей работе, чтобы повысить мотивацию к чтению, чтобы возник устойчивый интерес к чтению в период обучения и после него. А к концу 4 класса учащиеся имели бы оптимальную скорость чтения, которая является необходимым условием хорошей учёбы в средней школе. Важно, чтобы каждый ученик работал в полной мере своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал материал, продвигался в личностном развитии.
Таким образом, возникли проблемы формирования ученика-читателя.
Проблемы: - противоречие между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению; - противоречие между количеством часов (3ч) по литературному чтению в программе и невозможностью реализовать программу за это время; - противоречие между наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.Сформулировав проблему, увидев ее истоки, я поставила перед собой цель: - выявить приёмы организации деятельности младших школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности при чтении художественных произведений - выяснение влияния различных методологических подходов на развитие речевой деятельности учащихся младших классов.
Цель работы определила конкретные задачи:
формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Содержание образования способствует развитию умений изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
 Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.
На начальном этапе обучения в 1 классе  важно научить ребенка читать, произнося верно все звуки в словах, поэтому работа по формированию читательской компетенции обучающихся заключается в том, чтобы правильно прочитать и понять прочитанную информацию детально.  Но простое чтение - скучный процесс и для учителя, и для детей, поэтому, чтобы рецептивный вид деятельности перешел в продуктивный, необходимо использовать разнообразные виды заданий с текстом, направленные на развитие обучающихся. Хотела бы поделиться своим опытом с коллегами.
Не будет преувеличением сказать, что ни один учебный предмет невозможно освоить без чтения. Чтение – обязательная и важная учебная деятельность практически любого урока. Новый государственный общеобразовательный стандарт выделяет чтение как одно из важнейших общеучебных умений, от которого зависит успешность дальнейшего обучения. Поэтому формирование читательской компетентности должно происходить и на других предметах, кроме литературного чтения, и во внеурочной деятельности. Читательская компетентность определяется: 
владением техникой чтения; 
приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; 
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; 
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. 
Появиться ли на уроке то произведение, которое заставит ребёнка отложить в сторону, хотя бы на время, компьютерные игры, сотовый телефон или просмотр телевизора? Возможности расширения рамок урока даёт реализация программ внеурочной деятельности.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Читательская компетентность – способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения.
В качестве критериев интереса будем рассматривать:
- активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы); - положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению; - творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности. Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются: 1. положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать"); 2. заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги"); 3. увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги"); 4. стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").Внимание учащихся направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности. Все это требует новых форм работы. Используя многообразные формы работы с детской книгой, с первых дней пребывания первоклассников в школе начинается активное приобщение учащихся в увлекательный мир детской книги.
Среди многообразия путей и средств формирования читательской компетентности наиболее значимые для младших школьников - увлеченное преподавание, новизна учебного материала, использование инновационных форм и методов обучения, создание ситуации успеха на уроке. Эти средства находят свою реализацию при внедрении в процесс обучения нетрадиционных методических приемов работы с текстом. С помощью нетрадиционных приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.
В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее ТРКМ).
В своей работе часто используем следующие приемы ТРКМ Приемы активного чтения
Прием «Чтение с пометами» Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,
"V" – это я знаю
"+" – это новое для меня
"-" – я думаю иначе
"?" – необходимо разъяснение
"!!" – это меня очень заинтересовало и др.
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
(Для более успешной адаптации во взрослой жизни, детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы). Прием «Чтение с остановками»
Данный прием содержит все стадии технологии:
1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Приемы активизации ранее полученных знаний:
- Прием «Ассоциация»
Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: - О чем может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске
- Прием «Ключевые слова»
После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.
Прием «Да – нетка», или Универсальная игра для всех
«Да - нетка» учит: - связывать разрозненные факты в единую картину; - систематизировать уже имеющуюся информацию; - слушать и слышать соучеников.
Приемы графической организации учебного материала:
Прием «Составление кластера»
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Прием «Перепутанные логические цепочки»
На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.
Приемы, требующие творчества учащихся:
Прием «Синквэйн» и «Диаманта»
Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке. В своем классе использую два алгоритма написания таких стихотворений.
 
Прием «Цветопись»
Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
Прием « Пятиминутное эссе»
Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Я предполагаю, что уроки литературного чтения, основанные на современных и инновационных методах, будут способствовать развитию читательской компетентности, что в итоге окажет положительное влияние на дальнейшее развитие и успешное обучение младших школьников; изучение лучших произведений отечественной и зарубежной литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса;
повышение мотивации к чтению станет ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению.
Под читательской компетентностью будем понимать необходимые универсальные учебные действия, позволяющие ребёнку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
Обобщив всё вышесказанное, я предполагаю, что в результате применения в своей работе описываемых приёмов и методов у учеников в начальной школе будут заложены основы формирования грамотного читателя, человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
На мой взгляд, только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника.
Используемая литература:
Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах/ Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение.
Активизация познавательной деятельности младшего школьника в процессе обучения/ Из опыта работы педагогов Ульяновской области/ Ульяновск ИПК ПРО.
Джежелей О.В. О творческом подходе учителя к урокам внеклассного чтения// начальная школа. – №6.
Зарольская Л.И. Дидактический материал для уроков литературы.// Начальная школа – №7.
Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : «Альянс «Дельта»,– 284 с.
Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб. : «Альянс «Дельта»,– 192 с.