Самоанализ урока литературного чтения по теме: Научно-популярный и художественный текст. В. Бианки «Муравейник зашевелился». Сравнение произведений В. Бианки «Муравейник зашевелился» и «Как Муравьишка домой спешил».
Самоанализ урока литературного чтения по теме:
Научно-популярный и художественный текст. В. Бианки «Муравейник зашевелился». Сравнение произведений В. Бианки «Муравейник зашевелился» и «Как Муравьишка домой спешил».
Сегодняшний урок 8 в системе уроков по теме «Вперёд по дороге открытий…».
Его цель – формирование у учащихся способности к сравнению научно-популярного и художественного текстов по предложенному плану.
К обучающим задачам урока я отнесла - расширение кругозора учащихся;
создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей вжиться в текст, почувствовать точность языка писателя, понять основную мысль произведения;
к развивающим - создание условий для развития навыков работы с научно-популярным текстом, исследовательских умений, умений сравнивать, анализировать, обобщать, коммуникативных умений; развития навыка правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения; развития речи детей; расширения представлений об окружающем мире живой природы; к воспитательным воспитывать любовь и бережное отношение к природе, – создание условий для формирования умения работать в группе; чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.
Так же урок призван развивать у обучающихся универсальные учебные действия:
личностные. У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба.
Регулятивные. Обучающийся научится:
- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
- оценивать результаты работы, организовывать само- и взаимопроверку;
- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.
Познавательные. Обучающийся научится:
- сравнивать художественный и научно-популярный тексты;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- представлять целостную картину мира благодаря интеграции с окружающим миром.
Коммуникативные. Обучающийся научится:
- реализовывать потребность в общении со сверстниками;
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.
Предметные результаты. Обучающийся научится:
- создавать диафильм из иллюстраций, соблюдая хронологию событий;
- осознанно воспринимать и оценивать содержание текста , его характер;
- анализировать научно-популярный текст, выделять существенные признаки;
- сравнивать тексты с точки зрения их специфики (авторская сказка и научно-популярный текст).
На уроке я использовала рисунки с изображением насекомых, выполненные учащимися с помощью их родителей, для составления «диафильма» в парной работе; таблицы для сравнения предложенных текстов для индивидуальной работы; таблицы для сравнительного анализа художественных текстов и научно-популярных для работы в группах; тексты различных стилей для работы в группах, раскраски с изображением животных, иллюстрирующие тексты различных стилей для работы в группе.Это по типу урок «открытия» нового знания. При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения - на высоком уровне трудности, наглядности, осознанности, систематичности, индивидуального подхода.
Чтобы достичь цели урока, я выбрала наиболее подходящую для изучения темы форму проведения урока: решение проектной задачи. Для решения поставленной цели мной была использована кейс-технология. Главное её предназначение: развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, делая акцент не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика.
Материал урока ориентирован на разные уровни развития обучающихся.
Участники 1 и 2 групп выполняли сложное задание, требующее умение анализировать и синтезировать на высоком уровне.
Задание для детей 3 - 4 групп предполагало применение полученных знаний на уроке и демонстрацию полученных практических навыков правильного и выразительного чтения.
5 группа учащихся получила творческое задание, в эту группу мною подобраны дети, с трудом усваивающие новый материал, имеющие затруднения с устной передачей мыслей.
На этапе мотивации учебной деятельности урока я использовала словесный метод обучения – беседу, для вовлечения учащихся в общую работу, опираясь на уже известные им знания.
На этапе актуализации опорных знаний применила иллюстративный метод, как метод, привлекающий к процессу обучения большинство детей данного возраста. Работа в парах даёт детям уверенность в своих знаниях, они чувствуют поддержку.
Этап постановки учебной задачи потребовал применение метода проблемного изложения, для искусственного создания проблемы.
Частично-поисковый метод я применила на этапе построения проекта выхода из затруднения, как один из основных методов системно-деятельностного подхода в обучении.
И на этапе первичного закрепления знаний использовала репродуктивный метод обучения, требующий применения на практике полученных знаний.
В ходе урока была организована парная, индивидуальная, фронтальная, групповая работа учащихся. Целесообразность выбора этих работ на разных этапах были продуманы мной для лучшего усвоения материала, для планомерного развития универсальных учебных действий.
Учащиеся имели возможность продемонстрировать практическое применение своих знаний, способность мыслить и делать выводы, творческие и организационные способности.
Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….
Мне было … (легко …) вести урок, ученики … включались в работу …. Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….
Цель урока можно считать: …, план урока: …, материал …; я полагаю, что (все) научились …, потому что ….
В целом урок можно считать ….
(Строки, выделенные курсивом заполняются после проведения урока).