Конспект урока литературного чтения по теме: Научно-популярный и художественный текст. В. Бианки «Муравейник зашевелился». Сравнение произведений В. Бианки «Муравейник зашевелился» и «Как Муравьишка домой спешил».


Конспект урока литературного чтения по теме:
Научно-популярный и художественный текст. В. Бианки «Муравейник зашевелился». Сравнение произведений В. Бианки «Муравейник зашевелился» и «Как Муравьишка домой спешил».
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Форма проведения урока: решение проектной задачи.
Цель: Формировать у учащихся способность к сравнению научного и художественного текстов по предложенному плану.
Задачи:
образовательные:
· расширить кругозор учащихся;
· создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей вжиться в текст, почувствовать точность языка писателя, понять основную мысль произведения;
развивающие:
· создать условия для развития навыков работы с художественным текстом,
исследовательских умений, умений сравнивать, анализировать, обобщать,
коммуникативных умений;
· развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;
· развивать речь детей;
· расширять представления об окружающем мире живой природы;
воспитательные:
· создать условия для формирования умения работать в группе;
· воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы,
товарищества, взаимопомощи.
Планируемые результаты:
Личностные. У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;
- способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как
поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба. Регулятивные. Обучающийся научится:
- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
- оценивать результаты работы, организовывать само- и взаимопроверку;
- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.
Познавательные. Обучающийся научится:
- сравнивать художественный и научно-популярный тексты;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- представлять целостную картину мира благодаря интеграции с окружающим миром.
Коммуникативные. Обучающийся научится:
- реализовывать потребность в общении со сверстниками;
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.
Предметные результаты. Обучающийся научится:
- создавать диафильм из иллюстраций, соблюдая хронологию событий;
- осознанно воспринимать и оценивать содержание текста , его характер;
- анализировать научно-популярный текст, выделять существенные признаки;
- сравнивать тексты с точки зрения их специфики (авторская сказка и научно-популярный текст).
Оборудование: рисунки с насекомыми для составления «диафильма» в парной работе, таблицы для сравнения предложенных текстов для индивидуальной работы, таблицы для сравнительного анализа художественных текстов и научно-популярных для работы в группах, тексы различных стилей для работы в группе, раскраски с изображением животных, иллюстрирующие тексты различных стилей.
1.Организационный этап.
Приветствие гостей и учащихся.
Знакомство детей с раздаточным материалом для парной и индивидуальной работы. Материалы в кейсах разрешается смотреть только с разрешения учителя.
Кейсы с разрешения учителя открывают ответственные за работу в группах.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Сегодня мы продолжаем знакомство с автором, чьё произведение мы закончили изучать на прошлом уроке.
- Скажите, пожалуйста, кто написал «Как Муравьишка домой спешил?».
- Что вы знаете об этом авторе?
- О чём его повести и рассказы?
3. Актуализация опорных знаний.
Работа в парах.
- Вашим домашним заданием было нарисовать иллюстрации, посвящённые Муравьишке и его путешествию. Сейчас, используя свои работы, вы составите небольшой иллюстративный ряд, по которому можно рассказать о путешествии муравья. Одна пара работает у доски, а вы на своих рабочих местах. Затем проверим себя, обсудив правильность выполнения. Ответственные за работу в группах откройте, пожалуйста, кейс №1.
Приступаем к выполнению работы, не спешим, на выполнение этого задания вам отводится 2 минуты.
- Оцените свою работу в парах (правильность выполнения, участие в работе, умение работать с одноклассником)
Фронтальная работа.
Давайте проверим и вспомним, о чём и ком вы читали.
-Кто главный герой?
-Как развивается сюжет?
-С кем познакомился Муравьишка?
-Какой момент был самым захватывающим? Какова развязка?
-Всегда ли муравей показывал положительные черты характера?
-К какому жанру относится это произведение: сказка или рассказ?
-Что в этой сказке вымысел и что взято из реальной жизни?
-К какому виду литературы относится сказка В. Бианки?
(художественная, научная, научно-популярная – на доске)
Создание проблемной ситуации
Как вы думаете, можно ли о жизни муравьёв рассказать иначе, научным языком?
(учитель зачитывает текст из энциклопедии)
Муравьи́ (лат. Formicidae) — семейство насекомых из надсемейства муравьиных отряда перепончатокрылых. Являются общественными насекомыми, образующими 3 касты: самки, самцы и рабочие особи. Самки и самцы крылатые, рабочие особи — бескрылые. Усики коленчатые, у самок и рабочих особей 11—12-члениковые, у самцов 12—13-члениковые[1], у ряда видов 4-, 6- или 10-члениковые.. Задний отдел груди (эпинотум) представляет собой первый сегмент брюшка, слившийся с заднегрудью. Собственно брюшко присоединяется к эпинотуму стебельком, образованным первым или вторым сегментами. У муравьёв некоторых подсемейств ( HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D1%8B" \o "Мирмицины" мирмицины,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%8B" \o "Понерины" понерины и других) имеется развитое жало. Крылья с редуцированным жилкованием
- Понятен ли вам смысл данного текста? К какому виду литературы вы его отнесёте? (возвращаемся к табличкам на доске, табличку с научным текстом убрать после ответа).
4. Постановка учебной задачи
- Для того чтобы дети могли получать научные знания понятным языком существует специальный литературный стиль, с помощью которого В.Бианки написал следующее произведение.
- Откройте, пожалуйста, учебники, найдите текст «Муравейник зашевелился» на стр. 67. Давайте его прочитаем. (Читает ученик с хорошей дикцией и выразительностью чтения). Беседа по тексту.
-Можно ли сказать, что произведение написано научным языком, таким же языком как статья о муравьях, которую я вам прочитала?
-Скажите, пожалуйста, к какому жанру можно отнести это произведение? (обращаемся к надписям на доске)
-как вы думаете, почему этот рассказ является научно-популярным, а не просто научным?
- Есть ли в рассказе непонятные термины, которые надо смотреть в специальном биологическом словаре? Какой вывод сделаем?
- Давайте сформулируем тему урока: сравнение научно-популярного и художественного текстов о муравьях, написанных В. Бианки. (*Дети сами предлагают формулировку, далее она уточняется).
Физминутка «Муравейник на поляне».
Муравейник на поляне ночью крепко спит.
А, как солнце заиграет, муравьишки выбегают:
Лапками перебирают, и головками качают.
Муравьишек ровно 5: 1-2-3-4-5!
Очень дружные они!
Ты, дружок, их береги.
5.Построение проекта выхода из затруднения
Практическая работа с таблицей (индивидуальная)
- Ответственные в группах открывают кейс №2 и раздают таблицы для индивидуальной работы.
Внимательно прочитайте вопросы в первом столбике.
- Какие произведения мы будем сравнивать?
«Как Муравьишка домой спешил» «Муравейник зашевелился».
1. Автор 2. Главный герой (герои) 3.Жанр (сказка, рассказ) 4. С какой целью написан (познавательно-развлекательная, познавательная) 5. Научные факты (если они есть, поставь +) 6.Вид текста (научно-популярный, художественный) ВЫВОД: Основная цель научно-популярного текста - предоставить научные факты, но так, чтобы они были доступны читателю.
- Оцените своё в работе на этом этапе урока (участие, правильность выполнения)
- Ответственные за работу в группах уберите таблицы в кейс №2.
6. Первичное закрепление
- Сейчас нам предстоит не менее интересная работа в группах, ответственные за работу в группах откройте кейс №3.
А) Работа в группах с кейсами №3
1 - 2 группы заполняют таблицы
Различия в художественном и научно-познавательном текстах
Основная цель автора
(Зачем автор создал текст?) Средства выражения основной мысли Отношение автора к героям и событиям
Научно-популярный текст Дать знания Точные факты, научные факты, термины Не понятно
Художественный текст
Вызвать чувство Выразительные слова: эпитеты, сравнения; приёмы олицетворения, звукопись Хорошо понятно
3-4 группы
Распределяет тексты на художественные, научно-популярные (по 2 текста каждого стиля). См. в приложении.
5 группа
Подбирает иллюстрации, соответствующие текстам разных стилей, в оставшееся время раскрашивают.
Б) Афиширование работы группы.
1-2 группы – заполняют таблицу на доске поочерёдно из каждой группы, назначенные ответственными в группе.
3-4 группы – зачитывают тексты, 3 группа – художественные, 4 – группа – научно-популярные.
5 группа – демонстрируют иллюстрации к художественным и научно-популярным текстам, объясняя свой выбор.
- Оцените свою работу в группе (участие, правильность предположений, умение работать с одноклассниками)
- Ответственные за работу в группах уберите материалы в кейс №3.
7. Рефлексия деятельности (подведение итогов урока).
Какую цель мы ставили перед собой на уроке?
Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи?
Какие трудности встретились? Что наиболее интересным было на уроке?
Домашнее задание. Кейс №4.
Ответственные в группах предлагают листы с заданием.
А) Читать рассказ В. Бианки «Муравейник зашевелился», пересказ.
Б) Найти и приготовить пересказ научно-популярных рассказов Дж.Родари, Льва Толстого, В.Бианки.
Листы для самооценки вложить в кейс №4
Номер кейса 1 2 3
Оценка Фамилия, имя - На этом наш урок закончен, спасибо за сотрудничество. Я прощаюсь с вами до завтрашнего дня.