Урок по русскому языку для 7 класс «Причастный оборот»


Предмет: русский язык.
Класс: 7.
Базовый учебник: С.Н.Пименова, А.П.Еремеева, А.Ю. Купалова и др. (под общей редакцией В.В.Бабайцевой).
Тема рока: «Причастный оборот».
Цель урока: развитие навыка узнавания причастия и причастного оборота в предложении и тексте, навыка решения пунктуационных задач.
Задачи урока:
обучающие: 1) сформировать навык узнавания причастия и причастного оборота в предложении и тексте, 2) сформировать умение применять пунктуационное правило обособления причастных оборотов;
развивающие: развивать логическое мышление, самостоятельность, умение формулировать собственный вариант решения пунктуационной задачи, навык самооценки;
воспитательные: воспитывать внимательное отношение к выполнению заданий.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Необходимое оборудование: учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 Самоопределение к деятельности. Организационный момент Приветствует обучающихся. Предлагает запись темы урока. Проверяет присутствующих, записывает тему урока в журнал Настраивается на урок русского языка, записывает в тетрадях число, классная работа, тему урока Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками2 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Диктует текст для записи.
Берегите наш развивающийся язык. Берегите наш постоянно совершенствующийся язык. Берегите наш язык, переданный нам нашими предшественниками.
Предлагает вопрос классу:
Что объединяет предложения, чем они различаются? Записывает текст.
Отвечает на вопрос учителя.
(Тема. Единоначалие. Присутствие причастий. Наличие зависимых слов у причастия. Запятая в последнем предложении)Коммуникативные: сотрудничество с учителем; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков
3 Постановка учебной задачи Предлагает сформулировать проблему, почему ставится запятая;
гипотезу, почему она необходима в последнем предложении Формулирует гипотезу, определяет задачу: выяснить пунктуационное правило постановки запятой Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: ответы на предлагаемые вопросы; познавательные: общеучебные – самостоятельное формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы
4 Построение проекта выхода из затруднения Предлагает ознакомиться с опорной схемой на странице 29 учебника и разработать в группах алгоритм действий при обнаружении проблемы постановки // отсутствия запятых Обнаружить причастие по опознавательным морфемным и грамматическим признакам.
Определить границы причастного оборота, выявив смысловые и синтаксические связи зависимых слов с причастием.
Определить местоположение определяемого слова.
Решить проблему постановки // отсутствия запятых Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, построение логической цепи рассуждений, доказательство; коммуникативные: сотрудничество со сверстниками5 Первичное закрепление Предлагает инструкцию по формулировке связного логического ответа при объяснении пунктограммы, графическому оформлению комментария Определяет ключевые слова плана ответа: причастие, зависимые слова, причастный оборот, определяемое слово.
Отрабатывает в паре на примерах упражнения 80 (Распустившиеся за день цветы были срезаны. Сосульки, свисавшие с крыши, оттаивали на солнце. В небе, ярко блестевшем голубой эмалью, ярко светило солнце).Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные – умения структурировать полученные знания, умение строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: контроль, коррекция и оценка действий своих одноклассников6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Учитель предлагает выполнить упражнение на замену местоположения причастных оборотов относительно определяемого слова, решить самостоятельно пунктуационные задачи. Проверить по ключам, данным в приложении к учебнику.
По завершении работы рекомендуется самим составить и записать аналогичные примеры.
(Растущий в палисаднике куст сирени зацвёл. Куст сирени, растущий в палисаднике, зацвёл. Тропинку, круто поднимающуюся в гору, размыли ливневые потоки. - Круто поднимающуюся в гору тропинку размыли ливневые потоки.)Учащиеся выполняют предложенное задание, проверяют по ключам.
Составляют свои пары предложений Регулятивные: контроль, коррекция, осознание того, что уже усвоено и что предстоит усвоить, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение
7 Рефлексия деятельности (итог урока) Учитель предлагает подвести итоги урока и осуществить оценку своей деятельности каждому ученику, ответив на несколько вопросов анкеты Ученики осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование