Урок русского языка на тему Причастный оборот


Урок русского языка в 7 классе.
Учитель русского языка МБОУ «Сизовская средняя школа» Сакского района в Республике Крым
Билялова Фатиме Андреевна-Абиевна

Тема урока: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Тип урока: урок-исследование нового материала. Цели и задачи урока Образовательные: дать понятие о причастном обороте; формировать умения определять границы причастного оборота в предложении; рассмотреть условия обособления причастного оборота Развивающие: способствовать развитию логического мышления; развивать интеллектуальные исследовательские умения: анализировать, обобщать, делать выводы; развивать умение мыслить самостоятельно Воспитательные: формирование познавательного интереса к предмету; воспитание любви к русскому языку. 
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная
Оборудование: презентация
Актуализация опорных знаний учащихся.
Проверка домашнего задания
2. Выполнение разноуровневых заданий:
1 уровень.
- Выписать причастия
Играем, игравший, ленивый, утешающий, привыкший, заносчивый, разбросанный, забытый, усидчивый, умеющий.
- Выпишите словосочетание «причастие + существительное»
Бегущая кошка, алый мак, в догорающем костре, для нового ученика, синеющей рекой, под нависшим небом, немолодой орел, испуганному зверьку.
2 уровень.
-. Выписать причастие с определяемым словом.
Зевающий разведчик опаснее врага. …….вол дороже ленивого человека. Товарищ в пути – сочувствующая душа на земле. Пересохший пласт урожая не даст. Испуганный зверь далеко бежит.
-. Поставить причастие в дательном и творительном падеже, подобрать к ним существительное
Ждущий, веселящаяся, отдыхающее, зазеленевшие.
3 уровень.
Образовать причастие от глаголов. Составить два предложения.
Рисовать, читать, петь, танцевать, дышать.
Мотивация учебной деятельности.
Что означает эта записка?
Ушол. Щасвирнус. Занит. Щасвирнус. к.р. (Кролик из сказки Милна «Винни-пух и все-все-все» получил таинственное письмо).
Объявление темы темы, целеполагание
1.Синтаксический разбор предложение (слайд 1)
Опред. слово какое?
Солнце, выглянувшее из-за туч, оживило лес.
Какое?
Выглянувшее солнце оживило лес
2. Сравните словосочетания из 1-го и 2-го столбиков (обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота (слайд 2)
Как? Как?
Прочитать внимательно прочитанная внимательно
Куда? Куда?
Написать в редакциюнаписанная в редакцию
(причастный оборот)
- Ваше открытие верно. Причастие может быть зависимым словом в словосочетании, а может быть главным, иметь при себе зависимые слова. Так вот причастие с зависимыми словами в грамматике называется причастным оборотом .
Цель нашего исследования сегодня – изучить причастный оборот.
- Какова же тема? (ученики формулируют тему и записывают в тетрадь), (слайд 3)
- Цель и задачи урока (ученики формулируют), (слайд 4)IV. Работа по теме урока.
1. Слово учителя: Сегодня мы узнаем, что такое причастный оборот и в каких случаях он выделяется на письме запятыми.
2. Слово учителя: Ребята, причастный оборот является одним членом предложения, поэтому мы ограничиваем его с двух сторон палочками. Как вы думаете, каким членом предложения будет причастный оборот? (Определением). Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением, значит и причастный оборот будет определением). (слайд 5)3. Создание проблемной ситуации. Анализ предложений:
- изучите строение данных предложений. Сделать выводы. Выполните задание, предложенное на слайде. (слайд № 6).
Андрей Гаврилович, изумленный неожиданным запросом, в тот же день написал довольно грубый ответ.
Изумленный неожиданным запросом Андрей Гаврилович в тот же день написал довольно грубый ответ. 
-какую особенность в постановке знаков препинания вы заметили?
До или после определяемого слова стоят обороты, выделенные на письме запятыми? (После определяемого слова).
Вывод: Если причастный оборот стоит в предложении после определяемого слова, он на письме выделяется запятыми. (Слайд №7).
Вывод: Если причастный оборот стоит в предложении перед определяемым словом, на письме он не выделяется запятыми. (Слайд № 8). 4. Работа с учебником.
- Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр.175).
Ребята, а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы правильно расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом?
Выполнение тренировочных упражнений.
Упражнение № 265 (комментированное письмо)
2. Развитие речи:
-объясни значение фразеологизмов:
Бросать слова на ветер
Ветер в голове
-Говори правильно: приглушённый, приглушён, понял, поняла.
3. Выполним задание. Индивидуальное задание
 (Цель: научить заменять сложные предложения простыми, осложненными причастными оборотами).
9 слайд
1. Несколько троек, которые были наполнены разбойниками, разъезжали днем по всей губернии. - Несколько троек, наполненных разбойниками, разъезжали днем по всей губернии.
2. Меры, которые были приняты правительством, оказались недостаточными. - Меры, принятые правительством, оказались недостаточными.
3. Маша была девушкой, которая выросла в уединении. - Маша была девушкой, выросшей в уединении.
4. Редко наша красавица являлась посреди гостей, которые пировали у Кирилла Петровича. - Редко наша красавица являлась посреди гостей, пировавших у Кирилла Петровича.
5. Кирилла Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, который недавно прибыл  в Покровское. - Кирилла Петрович выписал из Москвы для своего маленького Саши француза-учителя, прибывшего недавно  в Покровское.
Самооценка (запись в тетрадях)
4. Игра «Поработай учителем» Коллективная работа
Правильно употреблять причастные обороты в своей речи должен уметь каждый, но это не всегда удаётся. Обратите внимание на экран, давайте попробуем обнаружить и исправить грамматические ошибки.
Исправьте грамматические ошибки:
10 слайд
2. Все завидовали согласию, царствующего между надменным Троекуровым и бедным его соседом.
(Подсказка: причастие не согласовано с определяемым существительным).
Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом.
11 слайд
3. Надменный в отношениях Троекуров с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского.
(Подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот).
Троекуров, надменный в отношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского.
 
VI. Подведение итогов урока.
Рефлексия. - Сегодняшнее исследование успешно завершено!
- Какие открытия были совершены?
– Оцените результаты своей работы на уроке по критериям: (Критерии оценки.)
“А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.
“Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.
“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.
(Запишите на полях букву.) 
VII. Домашнее задание
– Тот, кто записал букву А, выписывает 2 – 3 четверостишия с причастными оборотами из стихотворений А.С. Пушкина.
– Тот, кто записал букву Б, В читает п. 27 и выполняет упражнение № 266