Урок в 7 классе Технологическая карта на тему Причастный оборот. Выделение причастного оборота
Технологическая карта урока. Учитель Горбунова З.А.
Предмет, класс, дата: Русский язык 7класс 04.10.2016УМК: «Русский язык» Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др., 5-9 класс, Просвещение, 2013 г.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Цель: сформировать у обучающихся понятие о причастном обороте и его месте по отношению к определяемому слову; познакомить с синтаксической ролью причастного оборота в предложении и условиями выделения причастного оборота запятыми.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знать определение понятия «причастный оборот», условия выделения причастного оборота запятыми, уметь находить причастные обороты в предложениях, верно определять границы причастного оборота и при необходимости выделять причастный оборот запятыми, определять синтаксическую роль причастного оборота в предложении, использовать причастия и причастные обороты в устной и письменной речи.
Метапредметные: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Личностные: уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Основные понятия темы: морфология, части речи, причастие, причастный оборот.
.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные действия
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Организую мотивирование учащихся к учебной деятельности на уроке.
Вступительное слово.
Демонстрируют готовность к уроку. Личностные: самоопределение, включение в учебный процесс;
регулятивные: целеполагание; коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цель: организовать повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Провожу тестирование учащихся(что такое причастие). Выявляю уровень знаний, определяю уровень усвоения предыдущей темы, недостатки.(Для слабых учеников: Причастие – это …………………………………, которая обозначает признак ………………………….. и отвечает на вопросы …………………………Распечатка) Демонстрируют знания, умения. Выполняют самостоятельно задание с самопроверкой по образцу. Оценивают работу по оценочному листку. Познавательные: общеучебные: умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
3. Актуализация и пробное учебное действие Организую подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществлению и фиксации индивидуального затруднения.
Выполните синтаксический разбор предложения.
Мы знаем поэтов прославляющих наш край. Выполняют задание. Осознают, что не могут выполнить синтаксический разбор полностью. Познавательные: общеучебные: умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
4. Выявление места и причины затруднения Организую выход учащихся в рефлексию пробного действия.
Помогаю выявить место и причину затруднения.
- Почему не получилось полностью выполнить синтаксический разбор? От какого слова вы задавали вопрос к причастию? Есть ли у причастия омытые зависимое слово? Где находится причастие с зависимым словом по отношению к главному слову? Как называется причастие с зависимыми словами? Нужны ли в этом предложении запятые? Обдумывают место и причину затруднения, ответы на вопросы. Осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Регулятивные: целеполагание; умение планировать свою работу
Познавательные: формулирование проблемы
Коммуникативные: постановка вопросов, умение слушать
5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Предлагает сформулировать тему и цели урока.
Помогает построить проект выхода из затруднения.
– Поработайте в парах. Вместе с соседом по парте составьте алгоритм нахождения причастного оборота в предложении и выделения причастного оборота запятыми.
Помогут вам в этом следующие предложения.
Созданные писателем книги начинают жить самостоятельно.
Книги, созданные писателем, начинают жить самостоятельно.
Сформулируйте правило о нахождении причастного оборота по отношению к определяемому слову и знаков препинания в различных случаях местоположения причастного оборота.
Проверьте себя по учебнику. Формулируют тему и цели урока. Выбирают способ построения нового знания.Строят алгоритм выполнения действия.
1.Нахожу причастие.
2.Ищу для него главное слово – определяемое слово.
3.Определяю часть речи главного слова.
4.Смотрю, есть ли зависимые слова (причастный оборот).
5.Определяю место главного слова и причастного оборота.
Причастный оборот после определяемого слова – ставлю запятую (запятые).
Причастный оборот перед определяемым словом – не ставлю запятую. Личностные: развитие учебно-познавательной мотивации
Регулятивные: планирование, прогнозирование
Познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
6. Реализация построенного проекта Организует деятельность учащихся по проверке алгоритма.
На основе результатов работы обучающихся учитель предлагает задание.
Пользуясь алгоритмом, выпишите из упр. 85 предложения с причастными оборотами. Укажите определяемые слова. Определите границы причастных оборотов. Графически обозначьте причастные обороты. Обучающиеся осуществляют проверку алгоритма.
Выполняют задание.
Регулятивные : контроль, оценка, коррекция;
познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;
коммуникативные: формирование учебного сотрудничества в паре – контроль, коррекция, оценка действий партнера
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организует усвоение детьми нового способа действия.
Прочитайте текст упр.86, стр.39.
Озаглавьте, определите тип речи и стиль.
Действуя по алгоритму, найдите в предложениях причастные обороты. Расставьте недостающие знаки препинания. Причастные обороты выделите графически. Обозначьте слова, к которым относятся причастные обороты. Выполняют задание, действуя по алгоритму. Комментируют свой выбор. Делают выводы. Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение
Коммуникативные: сотрудничество с учителем
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организует самопроверку на основе сопоставления с эталоном.
Самостоятельная работа по учебнику и индивидуальная работа в тетрадях.
(Работа по учебнику. Упр.88, стр. 39). Обучающиеся самостоятельно выполняют задание, осуществляют проверку правильности выполнения работы по эталону.
Слушают, уясняют, выполняют поставленную лингвистическую задачу. Участвуют в проверке, доказывают, аргументируют свою точку зрения во фронтальном режиме.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: Фиксируют шаги, где возникло затруднение.
личностные: умение аргументировать свою точку зрения.
9. Физкультминутка Повторяют движения за учителем. Коммуникативные: сотрудничество с учителем
10. Включение в систему знаний и повторение Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Составьте предложения с причастным оборотом так, чтобы в первом случае он стоял перед определяемым словом, а во втором случае – после определяемого слова. Выполняют задание. Комментируют. Делают выводы. Познавательные: самостоятельно вычитывать необходимую информацию, делать выводы, составлять графические модели, представлять информацию в разных формах
Регулятивные : определять цель деятельности, работать, сверяясь с целью, оценивать способы и степень достижения цели,
Коммуникативные: излагать своё мнение в монологе, диалоге, понимать позицию других, признавать свои ошибки, работать в паре, преодолевать конфликты
Личностные: осознавать свои эмоции, интересы, вырабатывать уважение и доброжелательность к другим
11. Рефлексия учебной деятельности на уроке Организую оценивание учащимися собственной учебной деятельности на уроке.
1.Заинтересовал тебя урок?
2.Сумели ли ты достичь поставленных целей на уроке?
3.Что тебе в этом помогло?
4.На что тебе надо обратить побольше внимания при подготовке к следующему уроку? Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, полученную на уроке, находить дополнительную информацию
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества своей работы и уровня усвоения, оценка результатов работы в течение урока, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий
Коммуникативные: уметь устно и письменно выражать свои мысли ,
Личностные: адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности
12. Домашнее задание Информирую о домашнем задании.
Комментирует домашнее задание. Правила, стр.37-38.
Упр. 90, стр. 40 или написать миниатюру-эссе «Снова осень»(употребить причастные обороты) Выполняют запись домашнего задания в дневниках. Намечают цели дальнейшей деятельности и определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора). .Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено с целью выбора д/з.