Урок по русскому языку на тему: Причастие.Причастный оборот(7 класс)
Урок русского языка в 7 классе.
Тема урока: Причастие. Причастный оборот.
Цель урока:
Сформировать правильный выбор определяемого и зависимого слова (причастия и зависимого слова)
Задачи
Обучающие:
- познакомить учащихся с понятием причастный оборот;
- сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся;
- соблюдать правильное написание слов;
- расширять лексический запас учащихся.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
Воспитывающие:
-вызвать интерес к урокам русского языка, к самостоятельной работе.
Ход урока
Слайд 1-4 . Организационный момент
Цель: настроить детей на предстоящую деятельность, создать положительный психологический настрой.
- Добрый день! Я рада вас видеть на уроке. У вас на партах карточки настроения, покажите какое у вас настроение.- А вот какое у меня настроение.- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого плохое настроение. Мы попытаемся поделиться своим хорошим настроением. (Дети показывают карточки настроения). (Слайд 3)
Слайд 5. Самостоятельная работа.
-Выпишите из следующих предложений в правый столбик прилагательные, а левый – причастия.
На улице светило яркое солнце.
Медведь, уснувший в берлоге, проспит до весны.
По реке, скованной льдом, можно кататься на коньках.
С неба падали холодные снежинки.
Смирно стоят зеленеющие ели.
В поле завывает злая вьюга.
Падающий снег сверкал на солнце.
Заяц оставил на снегу маленькие следы.
Слайд 6. Проверим...
ПричастияПрилагательные
уснувшийяркое
скованнойхолодные
зеленеющиезлая
падающиймаленькие
Слайд 7. Изучение нового материала
1.Наблюдение. Укажите роль причастия в следующих словосочетаниях и распределите словосочетания в два столбика:1) причастие – главное слово; 2) причастие - зависимое слово
Лающий щенок, жалобно мяукавший, размотанный клубок, сидящий перед зеркалом, вздыхающий жираф, сидящий на жердочке, качающийся попугай, порхающая бабочка, умывающийся лапкой.
Слайд 8. Проверим...
жалобно мяукавшийлающий щенок
сидящий перед зеркаломразмотанный клубок
качавшийся на жердочкевздыхающий жираф
умывающийся лапкой качающийся попугай
порхающая бабочка
Слайд 9.Рассуждаем…..
мяукавший (как?) жалобно
сидящий (где?) перед зеркалом
качавшийся (на чем?) на жердочке
умывающийся (чем?) лапкой
Причастие + зависимое слово = причастный оборот
- Причастие с зависимым от него словом называется причастным оборотом.
Слайд 10. Примеры:
Котята, спрятавшиеся за спиной кошки, тихо мяукали.
Ветер, дувший с моря, всё время усиливался.
Искры, ярко пылающие, были похожи на звёзды.
Поля, засеянные пшеницей, дали дружные всходы.
- Слово, от которого зависит причастие, называется определяемым.
Назовите определяемое слово в этом предложении.
Слайд 11. Закрепление материала. Работа по карточкам.
Спишите, переделав выделенные конструкции в причастные обороты.
Тучи, которые тают вдали.
Лодка, которая плывет по реке.
Книга, которую прочитал школьник.
Земля, которую освещает солнце.
Дома, которые стоят по краю дороги.
Небо, которое грозно потемнело.
Слайд 12.
Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, запятыми не выделяется.
Умывающийся лапкой котенок сидел на крыльце.
Засеянные пшеницей поля дали дружные всходы.
Ярко пылающие искры были похожи на звёзды.
Слайд 13
Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми.
Цветы, растущие на клумбе, благоухали ароматом.
Санная дорога, заворачивающая к плотине, блестела на солнце.
Слайд 14. Самостоятельная работа.
Спишите, расставляя запятые. Выделите причастные обороты как члены предложения. Обозначьте определяемое слово.
1) Старый парк заросший непролазным малинником был любимым местом наших игр.
2) Посеревшие от пыли лошади прятались в тени дуба.
3) Тропинка бегущая вдоль ручья вывела нас к небольшому озеру.
Слайд 15. Подведение итогов урока.
Слайд 16 .Рефлексия урока.
- У вас на партах лежат смайлики. Оцените наш урок с помощью этих смайликов.
ОТЛИЧНО
ХОРОШО
ПЛОХО
Слайд 16 Рефлексия. Выставление оценок
Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.
Доволен ли тем, как прошёл урок?
Было ли тебе интересно?
Сумел ли ты получить новые знания?
Ты был активен на уроке?
Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
Учитель был внимателен к тебе?
Ты сумел показать свои знания?
Слайд 18
Мне приятно было работать с вами.
Спасибо вам всем за хорошую работу на уроке. До свидания.