Рабочая программа кружка Азбука безопасности в подготовительной группе МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида Золотой Ключик ГО Большой Камень
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида
«Золотой Ключик» городского округа Большой Камень
Утверждаю Принят
Заведующий МБДОУ на педагогическом совете
«Детский сад «Золотой Ключик» протокол №
« » 2015г. от « » 2015г.
Рабочая программа
кружка по основам безопасности и жизнедеятельности
«Азбука безопасности»
для детей подготовительной группы
на 2015 – 2016 учебный год
Разработчики программы:
Заместитель заведующего по ВМР – Белоноженко О.Г.
Большой Камень - 2015г.
Пояснительная записка
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Особенно необходимо заботиться о безопасности маленьких детей, ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.
К. Д. Ушинский писал, что образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить её последствия, уменьшает напряжённость страха ввиду этих опасностей. Только через образование, как отмечают М. А. Котик, Л. А. Михайлов, С. А. Проскурин, Ю. В. Репин, можно подготовить человека нового склада мышления, обладающего необходимыми знаниями, умениями и навыками располагающего нужной информацией, имеющего желание, интерес и потребность к обеспечению своей собственной безопасности.
Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Если же правила кем-то нарушаются, забываются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребёнка дошкольного возраста к логичности становится союзником взрослого в обучении его правилам безопасности.
Федеральный государственный образовательные стандарт предполагает реализацию образовательной области “Безопасность”, содержание которой направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Задача педагогов и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Для этого и создан кружок «Азбука безопасности» в МБДОУ.
Целью кружка является формирование сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитание готовности к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.
Для достижения цели педагоги и родители дошкольников должны работать над реализацией следующих задач по ОБЖ:
1. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения дома, на улице, в природе;
2. Расширять представления о своём организме, ценности здорового образа жизни;
3. Формировать и развивать умения, навыки безопасного поведения;
4. Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.
Кроме того можно выделить воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи:
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать уверенность в своих силах.
2. Учить адекватно, осознанно действовать в любой обстановке.
3. Формировать самостоятельность и ответственность.
4. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице.
5. Формировать дружелюбие, умение общаться со сверстниками и взрослыми, учить взаимопониманию.
6. Повышать уровень произвольности действий.
Образовательные задачи:
1. Обогатить опыт безопасного поведения.
2. Формировать элементарные навыки здоровьесбережения.
3. Формировать сознательное отношение к собственному здоровью и способам его укрепления.
Развивающие задачи:
1. Развивать коммуникативные навыки.
2. Развивать познавательные способности.
3. Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
4. Развивать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Оздоровительные задачи:
1. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
2. Обучить самоконтролю за своим самочувствием.
Принципы работы:
1. Полнота
2. Системность
3. Сезонность
4. Учёт местности
5. Возрастная адресованность6. Интеграция
7. Преемственность с семьями
8. Наглядность
9. Психологический комфорт
Методы и приёмы работы:
1. Беседы
2. Обсуждение и разрешение проблемных ситуаций
3. Наблюдения
4. Экскурсии
5. Разучивание стихов
6. Чтение художественных произведений
7. Просмотр мультфильмов
8. Дидактические игры
9. Игры драматизации
10. Совместная творческая деятельность детей и родителей
Закрепление полученных знаний необходимо проводить через организацию игр, соревнований, викторин, праздников, конкурсов. Кроме того необходимо проводить диагностику знаний после перед началом занятий с целью узнать какие знания уже есть у детей, после изучения каждого блока, чтобы узнать что запомнили и в конце года с целью выяснения изменились ли качественно и количественно знания детей.
Работу планируется вести по шести блокам в соответствии с программой Стёркиной Р. Б., Князевой О. Л. И Авдеевой Н. Н.; Ю. В. Аристова. Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Будь здоров, как Максим Орлов!".
1. Ребёнок и другие люди
2. Ребёнок и природа
3. Ребёнок дома
4. Здоровье ребёнка
5. Эмоциональное благополучие ребёнка
6. Ребёнок на улицах города
7. "Будь здоров, как Максим Орлов!".
К концу года дети должны обладать следующими знаниями:
Изучая первый раздел, дети должны научиться взаимодействовать с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками на улице, дома, в детском саду; уметь правильно оценить ситуацию «опасно - неопасно», принимать решение и соответственно реагировать (можно ли доверять людям, пускать в дом, как вести себя с агрессивными людьми, как избежать опасных ситуаций) .
Изучая второй раздел о природе, дети учатся бережному отношению к природе, должны знать и выделять из ряда предлагаемых, ядовитые грибы, ягоды; уметь определить опасность от того или иного насекомого или животного, а также знать как её избежать.
Изучая раздел о доме, дети учатся грамотно обращаться с окружающими предметами быта. Дети должны уметь определить какую опасность несут электроприборы, спички, игры на балконе и у открытого окна, игры с колющими, режущими и мелкими предметами.
Изучив четвёртый раздел, дети должны знать, как устроен организм человека, для чего нужны витамины, зачем нужно мыться, делать утреннюю гимнастику, закаляться, гулять на свежем воздухе, когда обращаться к врачу, в итоге дети должны понять, что здоровье – это ценный клад и очень важно его сохранять и укреплять.
При изучении пятого раздела огромнейшую роль играет микроклимат в группе и дома. Именно на примерах общения членов семьи и воспитателя с детьми дошкольники учатся общаться с окружающими их людьми. В течение года дети учатся избегать конфликтных ситуаций, или же, если конфликт назрел, то решать мирно.
Изучив шестой раздел, дети должны знать правила поведения на улице и во дворе, знаки дорожного движения, необходимые в их возрасте, а также знать, что делать, если потерялся, к кому следует обратиться.
Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Будь здоров, как Максим Орлов!»
Цель программы: создание модели образовательного процесса по формированию у детей самостоятельности и ответственности в вопросах сохранения и укрепления своего здоровья, мотивации к занятиям физической культурой и спортом, основ гражданственности и патриотичности.
Формы работы с родителями:
1. Организация собраний с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования активного участия в ней.
2. Ознакомление родителей по ОБЖ по перспективному плану.
3. Оформление специальных экспозиций: «Свой - чужой», «Зелёная аптека».
4. Организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, полицейского, пожарного, водителя, МЧС и др.) .
5. Ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголке ОБЖ) .
6. Анкетирование родителей по темам:
- «Безопасность ребёнка»,
- «Я и мой ребёнок на улицах города»,
- «Ребенок один дома».
Перспективное планирование НОД кружка "Азбука безопасности"
Месяц, разделы Тема, задачи мероприятия
Сентябрь
Раздел:
«Один дома»
"Наши помощники и враги"
Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться детям дома- спички, печки, электрические розетки, электроприборы.
Развитие графических навыков, закрепить предназначение бытовой техники.
Привлечь внимание родителей к полезной информации, вызвать у них желание провести беседу с ребенком по данной теме. . Беседы: «Спички- детям не игрушка!», «Наши помощники-электроприборы!», Рассматривание картинок, загадки.
. Чтение художественной литературы: «Умный наперсток», загадки о электроприборах, колющих- режущих предметах.
Игры: «Опасно -безопасно!», с/р игры «Больница», «Дочки-матери», «Семья» и т.д..
Рисование «У меня дома есть бытовая техника».
Папка- передвижка для родителей «Правила безопасности в доме».
Предметы, с которыми в зависимости от возраста, детей нужно научиться правильно обращаться- иголка, ножницы, нож.
Закрепить правила безопасности при пользовании режущими, колющими предметами.
Привлечь внимание родителей к полезной информации, вызвать у них желание провести беседу с ребенком по данной теме.
Беседа: «Острые, колючие!»
Рассматривание картинок, загадки.
Чтение художественной литературы: «Умный наперсток», загадки колющих- режущих предметах.
Игры: «Опасно -безопасно!», с/р игра «Семья», "Ателье" и т.д..
Практическое занятие «Учимся правильно вырезать», «Заправляем иголку ниткой», «Как правильно передать нож».
Рассматривание домашней аптечки, какие бывают лекарства.
Папка- передвижка для родителей «Правила безопасности в доме».
Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных местах для детей- быт. химия, лекарства, спирт.
Помочь детям сделать вывод, что лекарства, таблетки приносят пользу, если их назначает врач и назначение исполняют родители.
Привлечь внимание родителей к полезной информации, вызвать у них желание провести беседу с ребенком по данной теме. Рассматривание картинок, загадки.
с/р игры «Больница», "Аптека", «Дочки-матери», «Семья» и т.д..
Беседа «Запомните детки, таблетки- не конфетки!»
Рассматривание домашней аптечки, какие бывают лекарства.
Папка- передвижка для родителей «Правила безопасности в доме».
"Будь здоров, как Максим Орлов" "Будь здоров, как Максим Орлов"
Занятие №1
Программа ДО по формированию культуры ЗОЖ и патриотическому воспитанию. Октябрь
«Открытое окно, балкон- источник опасности!» Довести до сведения детей об опасностях, которые несут открытое окно и балкон при не правильном и самостоятельном использовании.
Помочь детям сделать выводы.
Беседа «У меня дома есть окно, балкон» ( их предназначение, как правильно ими пользоваться).
Вместе с родителями рисуем план нашей квартиры.
Д/игра- «Опасно- безопасно» по данной теме.
С/ролевые "Семья", «Больница», "МЧС", «Полиция».
Родительское собрание «Безопасность в вашем доме».
«Вызов экстренных служб». Продолжать знакомство с экстренными службами- 01, 02,03,04 или единой службой 112, с их назначением.
Закрепить порядок действий при выполнении вызова по телефону: причина, адрес, И.Ф.О. родителей, место работы.
Д/игра- «Опасно- безопасно» по данной теме.
Беседа « Экстренные службы-01,02,03,04 или единая служба 112 (их предназначение).
Чтение художественной литературы: «Кошкин дом» С.Маршак,
«Пожарные собаки» Л.Н.Толстой,
стихи Л.Зильберга «01»,»02», «03».
6. Рассматривание транспортных машин спецслужб (площадь города), игрушечные модели.
Практическое занятие с моделью телефона « Как правильно сделать вызов по телефону спецслужбы».
С/ролевые игры: «Больница», «Пожарные», «Полиция».
Родительское собрание «Безопасность в вашем доме».
«Вызов экстренных служб». Обратить внимание детей на строение транспорта спецслужб, приспособления для выполнения определенной задачи транспорта.
Д/игра- «Опасно- безопасно» по данной теме.
Рассматривание транспортных машин спецслужб (площадь города), игрушечные модели.
Рисование транспорта, написание номеров- 01,02,03,04.
С/ролевые игры: «Больница», «Пожарные», «Полиция», "МЧС",
Родительское собрание «Безопасность в вашем доме».
"Будь здоров, как Максим Орлов" «Не ленись, как Булкин Коля, поступай, как Макс Орлов».
Занятие № 2
Программа ДО по формированию культуры ЗОЖ и патриотическому воспитанию. Ноябрь
Раздел:
«Будем здоровы»
«Физическое здоровье». Продолжать знакомство со своим организмом.
Вызвать у детей желание следить за чистотой и опрятностью своего организма.
.Рассматривание иллюстраций, беседа «Из чего состоит наш организм» части тела).
Рисование на тему «Я здоровый и счастливый!»
Беседа «Мыло и вода наши лучшие друзья!»
Чтение художественной литературы: «Прививка» С.Михалков, «Девочка чумазая» А.Борто, «Мойдодыр», «Айболит» К.Чуковский.
С/ ролевые игры: «Семья», «Поликлиника».
Физкультурный досуг «Быстрые, смелые, ловкие» (командные соревнования).
«Эмоциональное здоровье». Дать детям понятия «о конфликтах», учить избегать их, находить примирение и согласие.
Игры психологического характера «Приятно познакомиться!», «Сострой рожицу» и т.д.
Коллективная беседа на тему «Наши эмоции», рассматривание картинок «Что случилось?»
Игра- тренинг «Разыграем ситуацию»: помирись с подружкой, одолжи игрушку, предложи игру и т.д..
С/ролевые игры: «День рождения куклы», «Моя семья», «Детский сад», «Гараж», «Автобус», «Корабль» .
Помочь детям понять смысл пословиц: «Всякая ссора красна миром», «Где любовь да совет, там и горя нет», «Друга ищи, а не найдешь- береги», «Добрые слова дороже богатства».
«День вежливых слов и добрых поступков».
Учить детей осознавать понятия «добро» и «зло». Побуждать к совершенствованию добрых поступков, которые влияют положительно на окружающих. Помогать товарищам, говорить как можно больше добрых слов. Коллективная беседа на тему «Добрые поступки», рассматривание картинок «Что случилось?»
Игра- тренинг «Разыграем ситуацию»: помирись с подружкой, одолжи игрушку, предложи игру и т.д..
С/ролевые игры: «День рождения куклы», «Моя семья», «Детский садик», «Гараж», «Автобус».
«Добрые слова дороже богатства».
«День вежливых слов и добрых поступков».
Выяснить, что такое «детские страхи», как они влияют на здоровье детей, учить избегать их, бороться с ними.
По картинкам определить эмоциональное состояние- удовольствие, гнев, радость, плач.
Коллективная беседа «Чего мы боимся?»
Рисование на тему «Нарисуй свой страх», (затем «уничтожают» его с помощью закрашивания, порвать на маленькие кусочки, тем самым избавляемся от него).
Чтение художественной литературы: С.Маршак «Чего боится Петя?», В.Катаев «Цветик – смицветик».
Игры психологического характера «Сострой рожицу» и т.д.
Коллективная беседа на тему «Наши эмоции», рассматривание картинок «Что случилось?»
"Будь здоров, как Максим Орлов" «Максу бабушка готовит борщ, котлету и компот»
Занятие № 3
Программа ДО по формированию культуры ЗОЖ и патриотическому воспитанию. Декабрь
Раздел:
«Другие люди - кто они?»
«Встреча с опасными людьми». Довести до сведения, кого мы называем опасными людьми (психических больных, наркоманов, воров, похитителей, террористов). 2.
Выяснить, как дети понимают смысл, не запугать, а предостеречь их, предупредить о последствиях.
Коллективная беседа «Встреча с незнакомцем», рассматривание иллюстраций по теме.
Чтение художественной литературы: стих «Как вести себя с незнакомцем», сказка «Лиса в заячьей шкуре».
Коллективная беседа «Опасные люди- это …».
Папка-передвижка для родителей «Встреча с незнакомцем на улице, в подъезде, в лифте..».
Д/игра « Опасно- безопасно» по данной теме.
Объяснить, какую угрозу опасные люди представляют при встрече.
Закрепить данные - адрес, И.Ф.О. родителей, место их работы, уметь рассказать о случившейся ситуации. Чтение художественной литературы: стих «Как вести себя с незнакомцем», сказка рассказ «Марта и Чичи в парке» ( из «Осторожные сказки» Т.А.Шорыгиной).
Коллективная беседа «Опасные люди- это …».
Игра- занятие «Вызов по телефону – 02».
Д/игра « Опасно- безопасно» по данной теме.
Коллективная беседа на тему «Службы полиции» (дежурная часть).
Дать детям элементарные сведения о работе служб полиции, что все они важны.
Побеседовать о работе сотрудников полиции. Коллективная беседа «Опасные люди- это …».
Папка-передвижка для родителей «Встреча с незнакомцем на улице, в подъезде, в лифте..».
Игра- занятие «Вызов по телефону – 02».
Д/игра « Опасно- безопасно» по данной теме.
Коллективная беседа на тему «Службы полиции» (дежурная часть, ППС, ДПС их предназначение).
"Будь здоров, как Максим Орлов" «Чтобы крепким быть и сильным, ешь морковь и апельсины»
Занятие № 4
Программа ДО по формированию культуры ЗОЖ и патриотическому воспитанию. Январь
«Будь внимателен и осторожен!» Учить детей безопасному, правильному поведению с незнакомцами, с не понятными находками (объектами) и т.д..
Привести пример из жизни в нашем городе (лица без определенного места жительства; лица цыганской национальности, продающие товар по домам; лица не в трезвом виде и т.д.).
Коллективная беседа «Внешность человека может быть обманчива», рассматривание картинок.
С/игра « Опасно- безопасно» по данной теме.
Чтение художественной литературы: С.Маршак «О мальчиках и девочках»,
Рисование на тему «Злой и добрый человек»
Театрализация сказки «Красная шапочка».
Дать детям понять, что любой незнакомый человек, может иметь нехорошие намерения.
Коллективная беседа «Внешность человека может быть обманчива», рассматривание картинок.
Чтение художественной литературы: Ю.Олеша « Три толстяка"
"Будь здоров, как Максим Орлов" «Фастфуд нам не друг»
Занятие № 5
Программа ДО по формированию культуры ЗОЖ и патриотическому воспитанию. Февраль
Раздел:
"Другие люди - кто они?"
«Будь внимателен и осторожен!» Подвести детей к пониманию и осознанию опасных мест и встреч с незнакомцами во время прогулки.
Беседа «Осторожно незнакомец», рассматривание картинок.
2. С/игра « Опасно- безопасно» по данной теме.
Дать детям понять, что нельзя брать незнакомый, чужой предмет в руки, поднимать, нести куда- либо и рассматривать, нужно позвать взрослых. С/игра « Опасно- безопасно» по данной теме.
Составление творческих рассказов с родителями на тему «Как я гуляю на улице, во дворе, на площадке».
Коллективная беседа «Если ты нашел непонятный предмет (пакет, сумка, коробку)».. Аппликация «Неопознанная находка» (красивая и опасная).
"Будь здоров, как Максим Орлов" «Правильное питание – главная тайна здоровья»
Занятие № 6
Программа ДО по формированию культуры ЗОЖ и патриотическому воспитанию. Март
Раздел:
«Дорожная грамота»
«Остановись! Посмотри! Перейди!» (1) Знать и различать виды транспорта их назначение.
Совершенствовать правила поведения в городском транспорте.
Закрепить изображения дорожных знаков, уметь читать их
Экскурсия к проезжей дороге. Рассмотреть взаимодействие транспорта и пешеходов, движение, дорожные знаки. Рисование дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Осторожно, дети!», «Автозаправка», «Медицинский пункт», «Столовая», «Светофор».
Изготовление настольной игры «Улицы города».
С/игра «Стой, готовься, иди».
Д/игры: «Юный пешеход», « Внимание, дорога!».
Информационный стенд для родителей: «Большое уважение к правилам дорожного движения».
Чтение художественной литературы: Цыферов «Светофор», Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки», С.Михалков «Дядя Степа- милиционер», заучивание стиха С.Михалкова «Если свет зажжется красный…»
Закрепить безопасные правила поведения в городском транспорте Беседа "Правила поведения в общественном транспорте".
Чтение художественной литературы: Т.А.Шорыгина «Осторожные сказки»,
С/ролевая игра «Автобус».
Дать детям знания о пешеходном переходе (регулируемый, не регулируемый, надземный, подземный).
Закрепить знания о значении сигналов светофора.
Изготовление настольной игры «Улицы города» (пешеходы, транспорт, здания, деревья).
Д/ игры: «Юный пешеход», «Осторожно, дорога!».
С/ролевые игры: «Автобус», « Автопарк».
Совместное составление рассказов с родителями на тему «Как я шел в детский сад с мамой».
Коллективная беседа «Пешеходный переход», рассматривание картинок.
Чтение художественной литературы: О.Тарутин «Для чего нам нужен светофор».
Закреплять представление детей об улице; познакомить детей с дорожными знаками; продолжать развивать внимание, наблюдательность, умение ориентироваться в пространстве; совершенствовать правила поведения в транспорте, на улице. Д/ игры: «Юный пешеход», «Осторожно, дорога!».
С/ролевые игры: «Патрульная служба».
П/игры: «Красный, желтый, зеленый», «Цветные автомобили»,
« К своим знакам».
Игра- занятие «Знакомство с улицей».
"Будь здоров, как Максим Орлов" «Режим дня – пятая тайна Макса Орлова»
Занятие № 7
Программа ДО по формированию культуры ЗОЖ и патриотическому воспитанию. Апрель
Раздел:
"Мы и природа"
«Животные могут быть опасными!» Познакомить детей - чем опасны контакты с больными, с незнакомыми животными.
Предупредить о осторожном поведении по отношению к животным (агрессивное поведение животных между собой).
Прививать детям гуманное отношение к животным (нельзя их дразнить, жестоко обращаться с ними).
Беседа: "Чем опасны могут быть животные"
Рисование на тему «Мой любимец».
Чтение художественной литературы: Л.Толстой «Лев и собачка»,
С/ролевая игра «Ветеринарная больница».
Д/ игра «Какие бывают собаки?»
Д/ игра «Опасно- безопасно».
Учить детей понимать состояние и поведение животных в разных ситуациях.
Дать детям понятие о ветеринарной клинике, ее значение. Что животные тоже болеют, им тоже нужна медицинская помощь.
Творческий рассказ, составленный вместе с родителями на тему «У меня дома есть животное».
Рисование на тему «Мой любимец».
Просмотр м/фильма «Доктор Айболит».
М.Пришвин «Томка» , К.Чуковский «Доктор Айболит» и т.д..
С/ролевая игра «Ветеринарная больница».
Пояснить детям, что собаки бывают разные не только по росту и окрасу, но и породы есть разные (отличительные черты, предназначение).
Воспитывать любовь к животным; правильное, заботливое отношение.
Закрепить уменьшительно-ласкательные названия животных. Развитие мелкой моторики, умения работать по схеме, поэтапно Творческий рассказ, составленный вместе с родителями на тему «У меня дома есть животное».
Рисование на тему «Мой любимец».
С/ролевая игра «Зоопарк».
Д/ игра «Домашние животные», "Назови ласково"
"Будь здоров, как Максим Орлов" «Виртуальная сеть Человека – паука»
Занятие № 8
Программа ДО по формированию культуры ЗОЖ и патриотическому воспитанию. Конспект
Май «Шестая тайна максима Орлова»
Занятие № 9 Конспект
«Я – спортсмен, как Силачов, я здоров, как Макс Орлов!»
Занятие № 10 Конспект
«Хоккейная дружина»
Занятие № 11 Конспект
«Хоккейная дружина»
Занятие № 12 Конспект
Методическое обеспечение программы:
1. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» М: Мозаика-синтез, 2014
2. Н. Н. Авдеева, О, Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность. Учебное пособие» М: СПб Детство-пресс, 2015
3. Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры» СПб ООО Детство-пресс, 2013
4. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности» М: ТЦ Сфера, 2013
5. Т. А. Шорыгина «Беседы о природных явлениях. Методические рекомендации» М: ТЦ Сфера, 2014
6. В. А. Шипунова комплект карточек «Пожарная безопасность», М: Карапуз, 2014
7. В. А. Шипунова комплект карточек «Опасные предметы и явления», М: Карапуз, 2014
8. В. А. Шипунова комплект карточек «ОБЖ. Безопасное общение», М: Карапуз, 2014
9.10. В. А. Шипунова комплект карточек «Береги здоровье», М: Карапуз, 2014
10. Ю. В. Аристова. Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Будь здоров, как Максим Орлов!".