Урок по биологии на тему Транспорт веществ в организме
Конспект урока.
Тема урока: «Транспорт веществ в организме».
Место урока в системе уроков: девятый урок в разделе «Жизнедеятельность организмов».
Тип урока: комбинированный.
Время реализации занятия: 40 минут.
Цели урока:
образовательные – повторение темы «Дыхание животных», формирование понятия «транспорт веществ», изучение способов переноса веществ у различных организмов.
воспитательные – воспитание бережного отношения к окружающей среде.развивающие – развитие логического мышления, внимания, памяти.
Ход урока.
Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих,повторение домашнего задания.
Опрос домашнего задания.
1 вопрос: строение и значение органов дыхания у различных животных.
Объяснение нового материала.
Мы убедились, что все живые организмы имеют очень сложное строение и процессы, которые происходят в различных клетках, тканях и органах, также очень сложны. Чтобы живым системам поддерживать эти процессы в норме, им нужен постоянный приток полезных веществ из вне, образование веществ внутри него, а также равномерное распределение их по всем структурам организма. Для этого у организмов есть специальные приспособления для транспорта веществ. Сегодня их мы и рассмотрим.
Если под микроскопом рассмотреть клетки различных организмов, то можно увидеть, как органоиды медленно перемещаются внутри клетки. Значит, что цитоплазма все время движется, а вместе с ней движется и все содержимое клетки: органоиды, питательные вещества и газы.
Таким образом, перемещаются вещества у одноклеточных организмов: у амеб, инфузорий и так далее.
У инфузорий непрерывными круговыми движениями цитоплазмы переносится пищеварительная вакуоль и распределяются питательные вещества.
У многоклеточных животных питательные вещества нужно распределять не только внутри клетки, но и между клетками организма. Поэтому цитоплазмы различных клеток не изолированы друг от друга полностью. Через поры мембран свободно перемещаются питательные вещества и газы.
Но вспомните, что у клеток растений есть очень плотные клеточные стенки и, чтобы через них проходили вещества, в них сформировались цитоплазматические мостики – специализированные каналы, соединяющие клетки друг с другом и делающие возможным транспорт веществ между растительными клетками.
Самое активное перемещение веществ у растений происходит по проводящим тканям.
Вопрос ученикам: « Какие проводящие ткани растений вы знаете?»
Ответ: « Луб и древесина».
Вопрос: « Какие именно вещества они проводят?»
Ответ: « Луб проводит органические вещества от листьев к корням, древесина – минеральные соли, растворенные в воде, в обратном направлении.»Сегодня мы немного уточним эту информацию.
В лубе есть специальные ситовидные трубки. Это клетки, между которыми есть перегородки с перфорациями, отверстиями, которые похожи на сито. Поэтому так клетки и назвали.
А частью древесины являются сосуды. Мертвые полые клетки, внутри которых есть спиралевидные бороздки.
Закрепление материала.
Вопросы для закрепления:
Роль транспорта веществ в организме.
Способ переноса веществ у простейших.
Для чего нужны цитоплазматические мостики между клетками растений?
Что соединяет между собой все органы растений?
Итог урока.Задание на дом.