Конспект занятия по граматике
Составила: Воспитатель
Гусельникова Оксана Антоновна
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы
Название: Звук и буква «Н»
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Цель: Знакомство детей со звуком и буквой «Н».
Задачи: Обучающие:
- вырабатывать умение определять место звука в словах и обозначать его на схеме, используя условное обозначение – синий квадрат;
- уметь записывать слово условными обозначениями и буквами;
- формировать навык интонационно выделять звук «Н» в словах.
Развивающие:
- вырабатывать умение соотносить звук «Н» и букву «Н»;
- вырабатывать умение писать слова с помощью графических изображений.
Воспитательные:
- умение самостоятельно работать;
- поддерживать интерес к познавательной деятельности;
- формировать у ребенка умение самостоятельно контролировать процесс работы и оценивать результаты своего труда.
Оборудование: Доска, иллюстрации с картинками по заданной теме, набор букв, набор обозначающих знаков для гласных и согласных букв (красный и синий квадраты), рабочие листы, цветные карандаши.
Этапы: Алгоритм действий педагога, поддерживающих активность и познавательный интерес детей Совместная деятельность педагога и детей
Мотивационно-ориентировачныйЦель: Мотивировать детей на включение в совместную деятельность - Ребята, сейчас я прочитаю вам отрывки из стихотворений, а вы должны угадать какие слова должны стоять в конце.
А петух с колючим ежиком
Режут сало острым … (ножиком).
Кто один имеет рог?
Отгадайте! (Носорог)
- Молодцы! А теперь давайте подумаем, чем похожи эти слова?
Оба слова начинаются со звука «Н».
- Очень хорошо. Давайте все вместе произнесем этот звук.
- Ребята, а какой это звук? (Согласный)
- А каким значком мы обозначаем согласные звуки в словах?
(Синий квадрат) Дети, выслушав задание педагога, отгадывают ключевые слова.
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Дети совместно с педагогом произносят звук «Н».
Ответы детей.
Основной этап: - Я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется «Определи место звука в слове».
Педагог прикрепляет к доске картинки с изображением 3 предметов: слон, насос и зонтик.
- Обратите внимание на картинки. Что на них изображено? Давайте все вместе проговорим эти слова.
- Ребята, скажите, где находится звук «Н» в этих словах?
(В конце, в начале, в середине).
- Мы хорошо поработали, поэтому можем немного отдохнуть. (Физкультминутка: игра «Слушай, делай»)
Руки в стороны, вперед.
Посмотрели все в окно.
Небо, птичек увидали,
А потом присели, встали,
И на месте побежали.
- Отдохнули, ребята?
- Итак, со звуком «Н» мы уже познакомились, а теперь я предлагаю познакомиться с буквой «Н».
(Педагог показывает на доске картинки с изображением буквы «Н» и ее шуточным изображением. Читает стихотворение И. Блюмкина).Две палочки, а третья – поперек.
Так буква «Н» по лесенке идет.
- Ребята, давайте попробуем написать букву «Н». Сначала сделаем это в воздухе.
- Очень хорошо. Молодцы! А теперь, давайте попробуем написать эту букву в рабочих листах.
- Молодцы! Справились!
(Педагог прикрепляет к доске картинку с изображением слогов «НА», «НО», «НУ, «НЫ», «НЭ»).
- Посмотрите на доску. Здесь, с уже знакомой нам буквой «Н», образуются слоги, которое мы должны вместе прочитать.
- А теперь еще раз.
- Молодцы! Я предлагаю вам поиграть в одну интересную игру. Игра называется «Слово, схема, предмет». На доске прикреплены 2 картинки. Нам нужно написать в рабочих листах эти слова сначала буквами, а потом знаками. Дети слушают предложение педагога и начинают совместную игру.
Дети с педагогом проговаривают слова, интонационно выделяя звук «Н».
- Я попрошу выйти к доске Софью. Софья, произнеси слово «слон» и определи, где нужно поставить синий квадрат вместо звука «Н». (К доске вызываются Матвей и Ярослав).
Дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения.
Ответы детей.
Дети включаются в работу, внимательно слушают педагога.
Дети пальчиком рисуют в воздухе букву «Н».
Дети пишут букву «Н» в рабочих листах.
Дети вместе с педагогом произносят слоги несколько раз.
Дети слушают правила игры и стараются выполнить задания с помощью педагога.
Рефлексивно-оценочный
Цель: Восстановить в памяти детей то, что они делали, о чем говорили, создать ситуацию успеха - Ребята, давайте повторим, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
- Какой это звук?
-Каким значком мы его обозначаем?
- Молодцы! А теперь я хочу сыграть с вами в игру «Кто больше?»
Вам нужно вспомнить и назвать слова, где есть звук «Н».
- Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?
- Что нового вы сегодня узнали? Ответы детей.