Положение о системе внутришкольного мониторинга качества образования

Принято решением педагогического совета
№ 1 от «09» января 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор Горловской общеобразовательной
школы І-ІІ ступеней № 48
______________ Е.О.Сидоренко

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ВНУТРИШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРЛОВСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ І-ІІ СТУПЕНЕЙ № 48
1. Общие положення.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом ДНР «Об образовании», Уставом школы, Программой развития школы и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного мониторинга качества образования.

1.2. Система мониторинга качества образования школы является составной частью системы оценки каечства образования и служит информационным обеспечением образовательной деятельности образовательного учреждения.

1.3. Настоящее Положение принимается педагогическим сонетом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения.

1.4. В настоящем Положении используютмя следующие термины:
Мониторинг – это форма организации, сбора, системного учёта и анализа информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования.
Система мониторинга качества образования – это система сбора, обработки, анализа, хранения и распространения информации об образовательной системе и её отдельных элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления качеством образования, позволяет судить о состоянии системы образования школы в любой момент времени и обеспечить возможность прогнозирования её развития.
Качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия государственным образовательным стандартам и потребностям физического или юридического лица, в интересах котрого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

1.5. Целью мониторинга является сбор, обобщение, нализ информации о состоянии системы образования школы и основних направлениях её функционирования для определения тенденций развития системы образования в территории, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.

1.6. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
формирование механизма единой системы сбора, оработки и хранения информации о состоянии системы образования;
координация деятельности всех участников мониторинга;
своевременное выявление динамики и основних тенденций в развитии системы образования в образовательном учреждении;
выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по минимизации действия и устранению отрицательных последствий;
формулирование основних стратегических направлений развития системы образования на основе анализа полученных данных.


2. Организация и технология мониторинга.
2.1. Организационной основой осуществления процедуры мониторинга является программа, где определяются форма, раправления, сроки и порядок проведения мониторинга, ответственные исполнители. На её основе составляется годовая циклограмма мониторинга, которая утверждается приказом директора образовательного учреждения и обязательна для исполнения работниками школы.

2.2. Мониторинг осуществляется в двух формах: постоянный (непрерывный) мониторинг (осуществляется непрерывно после постановки задач и создания системы запросив с соответствующей технологией сбора и обработки информации) и периодический мониторинг (осуществляется периодически) в соответствии с программой мониторинга.

2.3. Мониторинг представляет собой уровневую иерархическую структуру и включает в себя административный уровень образователного учреждения и уровень методических объединений учителей-предметников.

2.4. Проведение мониторинга требует координации действий администрации и структурних подразделениц управления образовательного учреждения. Администрация школы оказывает содействие в организации мониторинга, проводимого на городском и республиканском уровнях.

2.5. Для проведения мониторинга назначаються ответственные, состав которых утверждается приказом директора образовательного учреждения. В состав лиц, осуществляющих мониторинг, включаються заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений, социальный педагог, учителя.

2.6. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех етапах сбора, обработки, хоанения и использования информации.

2.7. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий:
определение и обоснование объекта мониторинга;
сбор даннях, используемых для мониторинга;
структурирование баз даннях, обеспечивающих хранение и оперативное использрвание информации;
обработка полученных даннях в виде мониторинга;
анализ и интерпретация полученных даннях в ходе мониторинга;
подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга.
Объекты мониторинга:
- образовательная середа:
контингент учащихся;
кадровое (педагогическое) обеспечение;
родители (образовательный, социальный, культурный уровень);
- ученик:
степень адаптации к обучению в переходные периоды получения образования учащихся 1, 5 классов;
организация работы с одарёнными учащимися;
организация обучения учащихся с особенностями психофизического развития;
уровень учебных дострижений, анализ качества знаний учащихся;
уровень воспитанности учащихся;
степень удовлетворения образовательных запросов учащихся;
анализ качнства знаний учащихся;
- педагогические работники:
уровень профессиональной компетентности;
качество и результативность педагогической работы;
уровень инновационной деятельности;
анализ педагогических затруднений;
самообразовательная деятельность;
- образовательный процесс:
сведения по выполнению всеобуча;
анализ промежуточного и итогового контроля за уровнем учебных достижений учащихся, уровень соответствия дострижений государственному стандарту;
материалы по организации учебного процесса (распределение учебной загрузки, распределение часов учебного компонента, классное руководство, обучение на дому);
учебные планы;
годовой план;
эксперементальная деятельность;
- методическое обеспечение образовательного процесса:
выполнение учебных программ;
сайт школы;
материалы по методической работе;
материалы по педагогическим советам;
анализ и планирование методической работы;
- нормативно-правовая база:
нормативно-правовые документы ДНР об образовании;
локальне нормативно-правовые документы учреждения;
- социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса:
социальный паспорт класса (школы);
психологическая диагностика;
профилактическая работа;
коррекционная работа;
- воспитательная система:
сведения о работе кружков, спортивних секций;
трудоустойство выпускников;
анализ профилактической работы с трудными подростками;
информация учащихся о детских и молодёжных организациях и объединениях;
сведения о классных руководителях;
диагностика воспитанности учащихся;
результативность воспитательной работы;
работа школьной библиотеки;
- валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса:
состояние здоровья учащихся;
состояние здоровья работников школы;
организация медицинских осмотров учащихся;
организация медицинских осмотров работников школы;
организация работы спортивних секций;
организация занятий физической культурой учащихся;
организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;
выполнение санитарных норм и правил организации учебно-воспитательного процесса.

Виды мониторинга:
по этапам обучения: промежуточный, итоговый;
по временной зависимости: ретроспективный, текучий, опережающий;
по частоте процедур: разовый, периодический, систематический;
по формам объектно-субъектных отношений: самоконтроль, взаємоконтроль, внешний контроль.

Этапы осуществления мониторинговых исследований:
І этап – подготовительный:
определение объекта мониторинга;
постановка цели;
определение критериев оценки результатов мониторинга;
разработка инструментария для проведения мониторинга и механизма отслеживания;
установка сроков проведения;
ІІ етап – практический (сбор информации):
анализ документации;
изучение информационно-аналитического банка данных школы, информации о деятельности педагогического и ученического коллективов;
тестирование, контрольные срезы, творческие работы;
анкетирование, целевые собеседования с учащимися, родителями, учителями;
психологические исследования, самооценка;
ІІІ этап – аналитический:
систематизация информации;
анализ информации;
выборы и разработка рекомендаций (корректирование и прогноз);
контоль за использованием принятых управленческих решений.

2.8. Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являються валидность, надёжность, удобство использования, доступность для различных уровней управления, стандартизированность и апробированность.

2.9. Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на установление качественных и количественных характеристик объекта.

2.10. В отношении характеристик, которые вообще или практически не поддаются измерению, система количественных оценок дополняется качественными оценками.

2.11. Основними инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются: анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение обних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).

2.12. При оценке качества образования в школе основними методами установления фактических значений показателей являются експертиза и измерение.
Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение – оценка уровня образовательных дострижений с помощью контрольних измерительных материалов (зачётов, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым в образовательном учреждении образовательных программ.

2.13. К методам проведения мониторинга относятся:
экспертное оценивание;
тестирование, анкетирование, ранжирование;
проведение контрольних и других квалификационных работ;
статистическая обработка информации и др.

2.14. В соответствии с принципом иерархичности построения мониторинга показатели и параметры, заданные на вышестоящем уровне, включаются в систему показателей и параметров мониторинга нижестоящего уровня.

2.15. К основным направлениям системы мониторинга качества образования школы относятся:
- оценка общего уровня усвоения обучающимися основних знаний и учений по общеобразовательным предметам;
- мониторинг и диагностика учебных дострижений обучающихся по завершении первуй и второй ступеней общего образования по каждому ученому предмету и по завершении ученого года (в рамках стартового, рубіжного и стогового контроля);
- мониторинг уровня качества воспитания, обеспечиваемого в образовательном учреждении.

2.16. Система мониторинга качества образования может быть представлена двумя частями базы данных:
инвариантная часть (набор одинаковых для всех субъектов образовательного процесса по структуре, составу и методологи расчёта показателей);
вариативнаня часть (показатели, отражающие специфику образовательного процесса по предметам, направлениям воспитательно-образовательного процесса и сопутствующих процес сов, дающие оценку выполнения отдельных задач, нововведений и их эффективность).

2.17. По итогам анализа полученных даннях мониторинга готовятся соответствующие документы (отчёты, справки, приказы, доклады), которые доводяться до сведения педагогического коллектива образовательного учреждения, Управления образования администрации города Горловка, родителей, общественности.

2.18. Результаты мониторинга являются основаним для принятия административных решений на уровне образовательного учреждения.


3. Требования к проведению мониторинга.
3.1. Эффективность мониторинга обеспечивается технической базой (компьютер, программное обеспечение, множительная техника), чёткой организацией всех этапов сбора, обработки и анализа информации.

3.2. Качественными показателями информации, полученной в ходе проведения мониторинга, являются: объективность, точность, достаточность, сисематизированность, качество, своевременность.

3.3. Продолжительность контроля в виде мониторинга не должна превышать 14 дней.
3.4. Анкетирование, тестирование учащихся проводится с использованием научно разработанных диагностических методик.

3.5. Статистические данные должны бать сопоставимы:
- между собой (больше/менше – лучше/хуже);
- сами с собой во времени (было/есть);
- с образовательными и социальными стандартами (соответствует/не соответствует).

3.6. Эксперементальная оценка строится на средних величинах при соблюдении динамики показателей.


4. Итоги мониторинга.
4.1. Итоги мониторинга оформляються в схемах, графиках, таблицях, диаграммах. Отражаются в справочно-аналитических матеріалах, содержащих конкретно, еально выполнимые рекомендации.

4.2. Мониторинговые исследования могут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, методических объединений, совещаниях при директоре, представлены на школьном сайте.

4.3. По результатам мониторинговых исследований разрабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения, осуществляется планирование и прогнозирование развития школы.

4.4. Положение хранится в папке локально-правовых актов школы у секретаря.



15